Кагиров Кагир Абдуразакович, заместитель директора по учебно-методической работе.

В педколледже постоянно совершенствуется учебно-воспитательный процесс. Учебная деятельность осуществляется в соответствии с программой развития «Буйнакский педагогический колледж – 2006-2011 годы» и направлено на повышение качества, формирование у студентов высокой общей и профессиональной культуры, сочетающейся с гражданской активностью и социальной ответственностью.

Учебная и научно-методическая работа педколледже осуществляется как  комплекс мер, которая базируется на достижениях науки, педагогическом опыте и направлена на повышение профессионального мастерства педагогического коллектива.

В рамках методического обеспечения учебного процесса ведется разработка рабочих программ, методических указаний, рекомендаций и практических работ. Одним из важнейших направлений совершенствования учебной и научно-методической работы является исследовательская деятельность преподавателей и студентов.
За последние три года 3 преподавателя защитили свои научные диссертации и стали кандидатами наук (Гусейнаева Л.А., Гаджилова Ш.М., Омаева З.Я.).

21 студент вышли победителями и призерами республиканской конференции молодых исследователей «Шаг в будущее». Преподаватели колледжа являются авторами учебников, учебных пособий и хрестоматий для школ республика на родных языках (Абдулатипов А.А., Гаджиев А.О., Фаталиева П.Г.).

Большую работу по учебному и научно-методическому обеспечению учебного процесса в соответствии с государственными образовательными стандартами проводят предметно-цикловые комиссии. В колледже их 9, которыми руководят высококвалифицированные преподаватели.

В колледже работают методический центр, при котором создан клуб «Молодой педагог», организующий проведение семинаров по изучению и пропаганде новых технологий в обучении и воспитании,  современных методик преподавания учебных дисциплин. Ведется работа по пополнению и накоплению современной методической литературой, альтернативными и авторскими школьными учебниками и программами для начальной и основной общей школы, созданы красочные буклеты по новым технологиям.

Системой в работе  по пропаганде способности студентов стало проведение предметных олимпиад. По плану учебно- воспитательной работы предметные олимпиады   проводятся в два этапа: внутри колледжа и подготовка наиболее одаренных студентов к республиканским олимпиадам по различным учебным дисциплинам. За последние три года победителями и призерами  республиканских олимпиад по литературе, истории, английскому языку, юридическим и экономическим дисциплинам, физике, математике, химии, информатике стали 53 студента.

Празднично и в торжественной обстановке проходят принятие в почетные члены педколледжа выпускников, прославивших колледж и Дагестан своими достижениями, а также известных гостей, принимавших участие в различных наших мероприятиях. Их 14 человек. Возглавляет этот список Расул Гамзатов, с него и началась эта славная традиция. Среди почетных членов педколледжа и президент Республики Дагестан Алиев М.Г.

Традиционно в колледже проводятся предметные недели по русскому языку и литературе, родным и иностранным языкам, математике, педагогике и психологии, ИЗО и труду. В рамках предметных недель проводятся открытые уроки (мастер-класс), на которые приглашаются как опытные, так и молодые педагоги.
На всех уроках прослеживаются межпредметная связь. Особое внимание уделяется творческой работе студентов. Многие студенты показывают хорошее знание учебных дисциплин, четко, ясно и грамотно излагаютли свои мысли.

Так в 2009 году при проведении предметных недель преподаватели русского языка и литературы Гаджиева З.Н., Гусейнаева Л.А., Дагирова У.Ш., Демидавич А.В., Курбанова А.А., Омаева З.Я., Хузайматова Д.К. свои открытые методические уроки дают в нетрадиционной форме: в виде урока – исследования, урока – конференции, урока - смотра знаний студентов, интегрированного урока русского языка с методикой преподавания, активно используется дидактический и справочный материал, опорные конспекты, школьные учебники, сюжетные картинки для развития устной и письменной речи студентов, современная наглядность, использовался также большой дополнительный учебный материал, подготовленный самими студентами, у них на всех уроках прослеживается межпредметная связь (русский язык и методика преподавания русского языка, русский язык и литература, литература и ИЗО, литература и музыка).

Уроки тесно связаны с проблемами современной школы, широко используется учебный материал по опережающему заданию преподавателя, особое внимание на уроках уделяется творческой работе студентов.
Внеклассном мероприятии по русскому языку «Почему мы так говорим» (преподаватель Абдулатипова Н.В.) Многие сведения о русском языке подготовлены из научной литературы самими студентами, продуманной была наглядность. Преподаватель в интересной форме дополнял выступления участников мероприятия.

Научно – практическая конференция по русской литературе «Изучение драматических произведений в школе» (преподаватель Джафарова Ш.А.)  прошло на примере изучения в 8-ом классе комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Студенты сделали научно обоснованные сообщения о методике преподавания этого произведения в современной школе, инсценировали отдельные фрагменты комедии.

Литературный вечер по творчеству Булата Окуджавы (преподаватель Махмудова С.А.) прошел в форме литературно-музыкальной композиции, которая наглядно показала, как необходимо проводить вечера по углубленному изучению творчества Б.Окуджавы. Преподаватель и сам на протяжении всего урока вдохновенно читал стихи поэта, приводил интересные факты из жизни  Б. Окуджавы, затрагивал проблему изучения великого поэта­-песенника в современной школе. Интересным был видео - фильм с исполнением песен на стихи Булата Окуджавы.

К неделе русского языка и литературы был подготовлен интересный тематический наглядный материал.
Преподаватели математики и естественных дисциплин Зайнутдинова М.И., Зиявутдинова И.А., Сайпуллаева А.Б., Шахруев Р.Г.  свои открытые методические уроки проводят в нетрадиционной форме, а именно как урок - практическое занятие, урок-игра, урок-смотр знаний студентов. Все они умело продемонстрировали, как можно интересно изложить теоретический материал, тесно связывая его с конкретными вопросами из повседневной жизни человека, эффективно использовалась классная доска, на которой тема нового урока демонстрировалось опорными схемами, тестовыми заданиями, таблицами, была подготовлена интересная наглядность и дидактический материал, применялись учебные приборы.

На всех уроках прослеживалась межпредметная связь (математика и методика преподавания математики, математика и история математики, химия и физика, физика и естествознание).  Студенты показывают хорошие знания учебных дисциплин, желание и стремление (особенно студенты первого года обучения) получить глубокие и прочные знания, были очень активны на уроках, при этом четко, грамотно и логически последовательно излагают свои мысли, используют дополнительный учебный материал опережающего задания преподавателя при объяснении новой темы.

На внеклассных мероприятиях по математике: «Турнир смекалистых» (преподаватель Акаева А.С.), «Брейн-ринг» (преподаватель Ибрагимова Ж.З.), «Счастливый случай» (преподаватель Даудова Ф.У.), КВН (преподаватель Махмудов А.М.), по географии: «Турнир знатоков предмета» (преподаватель Гаджиев С.А.) студенты показывают стремление к более глубокому изучению математических дисциплин и географии, дают логически последовательные ответы на задания преподавателя, выполняют быстро и правильно математические задачи, показывают свои артистические способности в театрализованных сценках, силами студентов готовится интересная наглядность, занимательный дидактический материал и тестовые задания на смекалку в нескольких вариантах, студенты выступают в специально подготовленных ими костюмах. На младших курсах при проведении мероприятий членами жюри являются студенты-старшеклассники. Все проведенные внеклассные мероприятия тесно связываются с будущей профессиональной деятельностью студентов.

Преподаватели английского языка Дибиргаджиев М.Г., Камалова К.С., Мурат Х.З. свои открытые методические уроки проводят в нетрадиционной форме: в виде урока - смотра знаний студентов, урока - музыкальной студии, урока – игры, эффективно используют современную наглядность, большое количество дидактического и раздаточного материала, классную доску, ТСО (компьютер, компьютерный проектор, современные дистанционные микрофоны). Студенты свободно владеют устной английской речью, наглядно видно их стремление переводить английские тексты близко к содержанию, на уроках используется учебный материал по опережающему заданию преподавателя (студенты по Интернету самостоятельно нашли сведения о современных певцах и музыкантах).

Внеклассное мероприятие по новелле О.Генри «Кто виноват?» (преподаватели Зайнутдинова С.Н., Магомедсайипова З.Ю.) дало возможность убедиться в потенциале студентов в изучении английского языка, в их стремлении овладеть правильной устной английской речью. Добросовестно подошли  к организации и проведению этого мероприятия и сами преподаватели, они активно участвовали, умело и в доступной форме для студентов рассказали на английском языке  об этом произведении и о творчестве известного американского писателя. Отдельные фрагменты новеллы были инсценированы студентами, для полного представления содержания этого произведения был сделан в помощь всем участникам мероприятия краткий его перевод на русский язык.

Добросовестно подготовила студентов к внеклассному мероприятию «Путешествие по Египту» преподаватель Магомедова Ш.А. Очень увлекательным был рассказ студентов на арабском языке об историческом прошлом и современном Египте, о памятниках культуры и центрах образования этой необычной страны. Студенты изготовили макеты пирамид, во время своих выступлений и при оформлении аудитории создали обстановку современного Египта, с большим желанием и увлеченностью, в сшитой ими арабской одежде инсценировали небольшое произведение арабского писателя на злободневную проблему из семейной жизни. На мероприятии присутствует большое количество студентов.

На  научно-практической конференции «П.К.Услар-выдающийся кавказовед, исследователь кавказских языков» студенты в очень интересной форме рассказали об историческом значении личности великого русского ученого в становлении дагестанских письменных языков. Особо отметили, что П.К.Услар был основоположником развития науки в области языкознания  народов Дагестана (аварский, лакский, даргинский и другие языки). Преподаватель Фаталиева П.Г. дополнила выступления студентов о том, что П.К.Услар воспитал и дал возможность  своим ученикам-дагестанским ученым продолжить дело своего учителя.

На внеклассном мероприятии, посвященном 70-летию кумыкского поэта Магомеда Атабаева (преподаватели Мирзаева У.Д., Сайпулаева А.Н.) студенты читали наизусть его стихи, многие из них звучали в хорошем исполнении, сами преподаватели рассказали об интересных и неизвестных для студентов страницах жизни и творчества Магомеда Атабаева, прочитали стихи поэта. Студенты инсценировали отдельные фрагменты из произведений поэта, были исполнены песни на родном языке на его стихи.

Завершается неделя родных и иностранных языков традиционным выступлением членов драмкружка «Горный родник» (руководитель Муртазалиева У.М.) В 2009 году был показан спектакль «Горянка» по произведению Расула Гамзатова.

Ярким и запоминающимся бывает выступление студентов, отдельные сцены из спектаклей вызываютли восхищение у зрителей. На спектаклях присутствует большое количество студентов и работников педколледжа.
Добросовестно подошла к организации и проведению КВНа по психологии преподаватель Джафарова Д.А. На этом мероприятии мы увидели интеллектуальный потенциал студентов, их умение быстро и по существу отвечать на вопросы по психологии, они аргументировали свое видение современной школы и значение предмета психологии в структуре образовательного учреждения.

В интересной форме прошла викторина по истории Отечества «Семь ступеней в прошлое» (преподаватель Какабекова И.А.). Группа была разделена на две команды, каждая из которой оспаривала и доказывала свою точку зрения на конкретное историческое событие, студенты показали хорошее знание исторических дат. При подготовке к викторине преподаватель уделил внимание оформлению кабинета, выступлению студентов в специально подготовленных ими костюмах. Викторина велась самим преподавателем, каждое ее задание к студентам было очень продуманным и лаконичным.

Конференция по истории Дагестана «Кавказская война» была проведена под руководством преподавателя Омарова Г.Ю. С научным исследованием на конференции по теме «Битва за Ахульго» выступил студент 5-го курса Дугричилов Магомедгаджи. В качестве примера он приводил очень интересные и ранее неизвестные события и факты героизма дагестанцев под предводительством имама Шамиля при защите горы Ахульго.
В увлекательной форме студентка 4-го курса Омарова Сабрина провела экскурсию по книжной  выставке о Кавказской войне, на которой были представлены очень редкие книги о жизни горцев, изданные в России еще в конце XIX и в начале XX веков.

Участникам конференции был показан видеофильм об исторических и памятных местах Дагестана, один из фрагментов из которого о селении Гуниб дополнила интересным материалом студентка 4-го курса Бучаева Мадина.

В увлекательной форме проходит внеклассное мероприятие по технологии «Конкурс умелых и находчивых» (преподаватель Гитинова Д.А.). Студенты показывают свое умение рисовать, составлять простейшие технологические карты различных изделий для уроков в начальной школе, свои кулинарные способности.
Преподаватели ИЗО и технологии регулярно во время проведения предметной недели организуют выставку рисунков и работ студентв из бумаги, кожи, бисера, соломы, пластилина.

Итоги проведенных предметных недель рассмотриваются на заседаниях предметно-цикловых комиссий, издаются приказы директора об объявлении благодарности всем активным участникам предметных недель.
Весь собранный фотоматериал и разработки уроков и внеклассных мероприятий сосредотачивается в специальном альбоме и в портфолио преподавателей.

Впервые в г.Избербаше в 2009 году на базе педагогического колледжа состоялся слет студентов-отличников педагогических колледжей Республики Дагестан (принимали участие студенты Буйнакского, Дербентского, Избербашского, Хасавюртовского педагогических колледжей и Дагестанского профессионально-педагогического колледжа г.Кизляра), на котором студенты Абдулазизова Патимат, Умарова Мисед были награждены Почетными грамотами Министерства образования и науки РД, а студент Гимбатов Гамзат удостоен денежной премии в размере 10 тыс.руб. и Почетной грамоты Министерства образования и науки РД за высокие успехи в учебе.
Преподаватели педколледжа регулярно участвуют в республиканских конкурсах разработок нестандартных уроков и классных часов.

Так в 2009 году конкурсе нестандартных уроков 1-ые места заняли – Гусейнаева Л.А., тема урока: «Сложное предложение», Ибрагимова Ж.З., тема урока: «Производная и ее применение», Мурат Х.З., тема урока: «Образовательная система Великобритании и России».
В конкурсе разработок классных часов 1-ое место заняла Магомедова С.Г., тема классного часа: «Поклонимся великим тем годам».

Все преподаватели, участвовавшие в конкурсе методразработок нестандартных уроков и классных часов, награждены Дипломами I степени.

Промежуточная аттестация студентов в колледже ежегодно проводится  организованно. За месяц до начала экзаменационной сессии составляется и вывешивается расписание экзаменов с указанием даты, времени и аудитории, где проводятся экзамены. Экзамен принимают два специалиста: преподаватель-предметник и ассистент из числа членов администрации, председателя ПЦК или преподавателя по предмету экзамена.  Студенты заранее ознакомлены с вопросами и практическими заданиями, которые преподаватель-предметник включает в экзаменационные билеты. Вопросы экзаменационных билетов обсуждаются и рассматриваются на заседании ПЦК. Протоколы по результатам экзаменов своевременно представляются в учебную часть (в день экзамена представляются зам. директора по учебной работе).

Итоговая государственная аттестация выпускников Буйнакского педагогического колледжа  проведится в соответствии с «Методическими рекомендациями по организации итоговой государственной аттестации выпускников по специальностям среднего педагогического образования» (письмо МО РФ №18-51-415 ин / 18-28 от 6.05.2003г.).

Приказом Министерства образования  и науки Республики Дагестан утверждается председатель итоговой аттестационной комиссии выпускников Буйнакского педколледжа. Приказом директора педколеджа №14-п от25.05.2009г. утверждается комиссия для проведения итоговой государственной аттестации выпускников педколледжа, в состав которой входит и работники педколледжа. Этим же приказом назначается из  числа работников  педколледжа ответственный  секретарь  государственной  аттестационной  комиссии  Гитинова Д.А..

Итоговая государственная аттестация выпускников проводится в июне в соответствии с расписанием, утвержденным директором педколледжа.
Издается приказ директора педколледжа о допуске студентов к итоговой государственной аттестации.
На заседания итоговой государственной комиссии педколледжа представляются документы:

  1. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников
  2. Программа итоговой государственной аттестации
  3. Приказ директора о допуске студентов к итоговой государственной аттестации
  4. Сведения об успеваемости выпускников
  5. Книга протоколов заседаний государственной аттестационной комиссии.

Итоговая государственная аттестация выпускников проводится в виде защиты выпускных квалификационных работ и итоговых экзаменов по отдельным дисциплинам.
Выпускники 4-х курсов по специальностям 050709 «Преподавание в начальных классах» сдают экзамены:

  1. Психология и педагогика (устно)
  2. Русский язык с методикой преподавания (устно)
  3. Основы начального курса математики с методикой преподавания (устно).

Выпускники 5-го курса по специальности 050301 «Русский язык и литература» сдают экзамены:

  1. Психология и педагогика (устно)
  2. История русской литературы с методикой преподавания (устно)
  3. Современный русский литературный язык с методикой преподавания (устно)

Выпускники 5-го курса по специальности 050201 «Математика» сдавали экзамены:

  1. Психология и педагогика (устно)
  2. Элементарная математика с практикумом по решению задач с методикой преподавания (устно)

Выпускники 5-го курса по специальности 050303 «Иностранный язык» сдавали экзамены:

  1. Психология и педагогика (устно)
  2. Практический курс английского языка с методикой обучения (устно)

Обязательным условием при написании выпускной квалификационной работы по специальности «Преподавание в начальных классах» то, что тема ВКР должна быть тесно связана с дополнительной подготовкой студентов, по специальностям «Русский язык и литература», «Математика», «Иностранный язык» - со своей квалификацией.

Необходимые экзаменационные материалы своевременно подготовятся к каждому экзамену. Перечень вопросов и заданий, включенных в программу итоговой государственной аттестации по учебным дисциплинам, рассматриваются и утверждаются соответствующей предметно-цикловой комиссией.

К началу каждого устного экзамена готовятся по два комплекта билетов, материалы справочного характера.
Экзамены по предметам проводятсяились с целью выявления соответствия уровня и качества подготовки выпускников государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников повышенного уровня.
Экзаменационные материалы, в основном, отражают содержание проверяемых знаний и практических умений и навыков выпускников с государственными требованиями СПО и требованиями Буйнакского педагогического колледжа по каждому предмету.

Экзамены и защита выпускных квалификационных работ проводятся в специально подготовленных аудиториях на открытых заседаниях государственной аттестационной комиссии с участием всех его членов.
Выпускники Буйнакского педагогического колледжа показывают качественную подготовку  к итоговой государственной аттестации, соответствие уровню и требованиям, предъявляемым государственными образовательными стандартами.

В отчетах председателя итоговой аттестационной комиссии отмечается, что государственные экзамены производят хорошее впечатление о выпускниках, большинство студентов показывают глубокое знания теоретических вопросов, умение связать их со школой, будущей своей специальностью, хорошо владеют современной педагогической терминологией, стремятся разобраться в сути модернизации образования, знакомы с сегодняшними технологиями в обучении и воспитании.

В педколледже большое внимание уделяется организации и проведению педагогических Советов.
К концу учебного года, май0июнь по рекомендациям ПЦК, опытных преподавателей, членов администрации в соответствии с современными требованиями методической литературы и статей в периодической печати (журналы, газеты, Интернет) формируется тематика курсовых работ на новый учебный год, которые включаются в план учебно-воспитательной работы колледжа (план работы колледжа рассматривается и утверждается на совете колледжа в сентябре).

За организацию и проведения педсовета ответственным назначается один из заместителей (в зависимости от его должностных обязанностей).

В течении учебного года проводится 4 педсовета. Форму проведения педсовета продумывает и планирует ответственный за проведение зам.директора. Многие педсоветы в колледже проводятся нетрадиционно.
Так в 2009 году педагогический совет «Развитие творческой активности студентов на уроке» прошел нетрадиционно, в форме «круглого стола».

Председатель педсовета Омаров Б.О., директор педколледжа ознакомил участников педсовета с целью рассматриваемого вопроса. Все члены педсовета были заранее разделены на  восемь групп. Каждая группа готовила свой конкретный вопрос. На педсовете работали группа арбитров и группа экспертов.
ПЦК музыки высказали свое видение проблемы «Творчество на уроках музыки» (выступил Омаров Г.А., председатель ПЦК). О роли домашнего задания в развитии творческой активности студентов  при обучении математике свое мнение высказали преподаватели математики (выступила Ибрагимова Ж.З.). Преподаватели русской литературы высказали свою точку зрения  на вопрос «Кроссворд как форма  активизации воображения и творческих способностей студентов на уроках литературы» (выступила Хузайматова Д.К., наглядно показала различные кроссворды, используемые преподавателями литературы на своих уроках). Преподаватели русского языка раскрыли вопрос «Развитие коммуникативных навыков студентов на уроках русского языка». Хорошо раскрыли преподаватели физического воспитания вопрос «Сюжетно-ролевая игра как творческое воспитание, развитие, обучение на уроках физической культуры» (выступил Сайпулаев И.Д., председатель ПЦК»). Преподаватели информатики особо выделили, с конкретными примерами такую проблему как «Развитие творческой активности студентов при обучении информатике без компьютера» (выступил Мирзоев Д.И., председатель ПЦК). Вопрос «Развитие  творческих способностей студентов на уроках ИЗО» от группы преподавателей ИЗО и технологии раскрыл Айдаев С.А. Преподаватели естественных дисциплин рассказали о значении уголка природы в развитии познавательной деятельности студентов (выступил Гаджиев С.А.)
По ходу педсовета – его ведущий Омаров Б.О. и преподаватели высказали свою точку зрения по всем вопросам темы педсовета. После всех выступлений группа экспертов дала оценку выступлениям восьми групп. Затем группа арбитров и ведущий педсовета выставили свои оценки каждому выступающему по своим вопросам.

Завершилась работа педсовета принятием рекомендаций.

Педагогические Советы «Педагогические условия формирования умений самореализации студентов педагогического колледжа» и «Педагогическая практика-важнейший фактор формирования личности будущего учителя» прошли также нетрадиционно, в форме конференции.

Председатель педсовета, директор педколледжа Омаров Б.О. нацелил участников на то, что выступления основных докладчиков, зам.директоров будут отличаться от выступлений преподавателей (одни поделятся опытом своей работы, другие полностью отрицать прошлую работу и достижения, будут говорить  о новых формах и методах, которые смогут дать наиболее эффективные результаты). Коллектив был заранее ознакомлен с проектами рекомендаций педсоветов, после работы которых вносились дополнения и уточнения к этим рекомендациям.

Регулярно в колледже проводятся совещания при директоре и при зам.директора с рассмотрением наиболее актуальных вопросов по улучшению учебной, научной, методической и воспитательной работы в колледже, а также злободневные хозяйственные проблемы.

Наш педколледж очаг культуры. И преподаватели педколледжа всегда помнят, что они готовят учителей для сельских школ, что туда, в горы Дагестана они должны донести культуру. Вот почему нужно, чтобы за годы учебы в педколедже студенты приобщились к мировым достижениям, особенно в области образования, получили развитие по всем вопросам, научились понимать музыку, живопись, умели разобраться в сложных процессах, происходящих в наше время в России.

Мы стараемся, чтобы студенты сами приняли активное участие во всех мероприятиях, чтобы все, что делается в педколледже, прошло через их души, нашло в них отклик, чтобы любовь к культуре народов нашей страны и всего человечества, они донесли до своих учеников. Огонь, зажженный в стенах колледжа разносится по всем уголкам  родного Дагестана, в большие и маленькие школы.

За время своего существования педколледж за большие заслуги в подготовке педагогических кадров и в деле развития образования и культуры Дагестана дважды награжден Почетной Грамотой Президиума Верховного Совета ДАССР и высшей наградой республики – Почетная Грамота Республики Дагестан.

Согласно Постановлению № 34 от 23 февраля 2008г. Буйнакский педагогический колледж занесен во Всероссийский национальный Регистр «Сто лучших ССУЗов России».