Квиралашвили Нателла Ушангиевна - Отличник образования РФ, Заслуженный учитель школ РД, заместитель директора по производственной работе.

Профессиональная практика студентов в БПК имени Расула Гамзатова  организуется и проводится в соответствии с «Производственной (профессиональной) практике студентов СПО» с «Рекомендациями по профессиональной практике студентов по специальностям среднего педагогического образования» и согласно учебному плану БПК.

Педагогическая практика осуществляется как по основной профессиональной образовательной программе СПО, как  по программе дополнительной подготовки (дополнительная область знаний):

  • по специальности 050146 «Преподавание в начальных классах» с дополнительной подготовкой в области:
  • русского языка и литературы;
  • математики;
  • психологии;
  • информатики;
  • иностранного (английского) языка;
  • технологии;
  • физической культуры;
  • изобразительного искусства;
  • музыки;
  • родного языка;
  • по специальности 050301 «Русский язык и литература»;
  • по специальности 060201 «Математика»;
  • по специальности 050202 «Информатика»;
  • по специальности 050303 «Иностранный язык»;
  • по специальности 050302 «Родной язык и литература»;
  • по специальности 0507020 «Физическая культура».

Базой педагогической практики является МОУ г. Буйнакска № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, а также учебные заведения горных и предгорных районов республики Дагестан (около 21 района). Закрепление баз профессиональной практики осуществляется на основе договоров с образовательными учреждениями и администрацией БПК.

Педагогическая практика занимает одно из центральных мест в профессиональной подготовке учителя, является составной частью учебного процесса, имеет целью закрепление и углубление знаний, полученных студентами в процессе обучения, приобретение необходимых умений практической работы по избранной специальности.

Профессиональная практика включает следующие этапы:

  • практика для получения первичных профессиональных умений (учебную):
      • практика показательных уроков и знаний;
      • полевая практика;
      • подготовка к летней практике.
  • педагогическую практику для овладения целостной профессиональной деятельностью:
      • психолого-педагогиечская практика;
      • практика по внеучебной  воспитательной работе;
      • практика пробных уроков и занятий;
      • практика «Первые дни ребенка в школе»;
  • преддипломную (квалификационную) практику для овладения первоначальным профессиональным опытом.

Профессиональная практика по Учебному плану БПК осуществляется как концентрированно, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями.
В соответствии с требованиями к организации профессиональной практикой в БПК им. Р. Гамзатова функционирует кабинет педагогической практики,

в котором сосредоточены все учебно-методические материалы и основная документация по профессиональной практике:

  • годовой план проведения педагогической практики;
  • рабочие программы профессиональной практики студентов по специальностям:
    • 050146 «Преподавание в начальных классах» с дополнительной подготовкой в области знаний (см. выше)
    • 050301 «Русский язык и литература»
    • 050201 «Математика»
    • 050202 «Информатика»
    • 050303 «Иностранный (англ.) язык»
    • 050302 «Родной язык и литература»
  • расписание профессиональной практики;
  • графики консультаций;
  • журналы учета результатов профессиональной практики, отдельный на каждую учебную группу за весь период обучения.
  • образцовые учебно-методические материалы по всем видам педагогической практики, которые оформлены в виде показательных папок;
  • имеется стенды «Внеучебная воспитательная работа», «Пробные уроки», «Первые дни ребенка в школе», «Преддипломная практика», «Призеры конкурса» «Каков ты, будущий учитель?» содержание которых обновляется в ходе учебного года.

При кабинете педагогической практики проводится конференции, выставки дидактических материалов, используемые студентами в период прохождения всех этапов педагогической практики.

Педагогическая практика выполняет ряд функций: адаптационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, диагностическую.
Основные задачи педагогической практики:

  • углубление и закрепление теоретических знаний студентов;
  • развитие у будущих учителей педагогического сознания и профессионально значимых качеств личности;
  • развитие профессиональной и личностной культуры;
  • формирование и закрепление основных профессионально-педагогических умений, навыков, опыта в соответствии с требованиями стандартов среднего педагогического образования и квалификационной характеристики специалиста;
  • выработка основ владения педагогическими технологиями и педагогической техники;
  • развитие и закрепление интереса к педагогической деятельности и работе детьми и др.

В сложившийся системе педагогического образования педпрактика начинается с практики по воспитательной  работе, включающий в себя овладение  будущим учителем методикой воспитательной работы во всем ее многообразии  и сложности и обучение студентов умениям психолого-педагогического наблюдения и анализа.
По учебному плану Буйнакского педагогического колледжа данный вид практики проводится на II курсе, во II-м полугодии по специальности 050709 «Преподавание в начальных классах» и на 4 курсе в I-м полугодии по специальностям «Учитель русского языка в 5-9 классах» (математики, информатики и др.).

Практика по внеучебной воспитательной работе организуется и проводится методистами: Подгорной А.Р., Абакаровой Н.Д., Виричуевой А.М., Абдурахмановой Ш.Ш.

В период прохождения донного вида практики студенты выступают в роли помощника классного руководителя, проводится с учащимися отдельного вида воспитательных занятий (беседы, классные часы, викторины, экскурсии, конкурсы). Подготовка студентов к проведению выше перечисленных мероприятий позволяет осуществлять развитие у практикантов:

  • интеллектуальной культуры (культуры умственного труда, расширение кругозора, общей культуры);
  • нравственной культуры (культура общения, усвоение норм гуманистической морали, отношение к общественной системе и государству);
  • гражданской культуры (культуры межнациональных отношений, развитие гражданского самосознания);
  • культуры труда (воспитание положительного отношения к труду, формирование экономического мышления);
  • экологической культуры (воспитание бережного и ответственного отношения к окружающей среде);
  • эстетической культуры (формирование потребностей в высоких культурных и духовных  ценностях) и др.

Педагогическая практика «Пробные уроки и занятия» проводится после практики «Внеклассная воспитательная работа», на III-м курсе по специальности 050146 «Преподавание в начальных классах» и во II семестре на 4 курсе, а также, продолжается на 5-м курсе в I-м семестре по специальностям 050201 «Математика» и др. Она включает разнообразные виды учебной работы, которые выполняют студенты  под руководством 41 методиста нашего колледжа.

Практика «Пробных уроков» проводится в разных классах начальной школы для будущих учителей начальных классов, и в 5-9 классах, для будущих учителей русского языка, математики, информатики и др. Каждым студентом выдается 12 пробных уроков за весь период обучения по учебным предметам, по которым в процессе теоретической подготовки были прослушаны соответствующие методики обучения. В конце учебного года планируется смотр педагогических копилок по каждой учебной группе.

Преддипломная практика является завершающим этапом практической подготовки будущего учителя. В ходе ее студенты выполняют обязанности учителей начальных классов и среднего звена общеобразовательной школы. Особенностью этого вида практики является то, что студент выполняет все функции учителя, а не отдельные виды педагогической деятельности.

Результаты педпрактики стали ответом на волнующий всех вопрос: «Сможет ли педколледж осилить подготовку специалистов по выше перечисленным направлениям?» (в 2012-2013  учебном году средний балл оценки результатов - 4,3, что составляет 77 % качества знаний). Характеристики и отзывы на студентов, полученные педколледжем от руководителей и учителей школ., также дали положительный ответ.

Итоги педпрактики традиционно проводятся на конференциях, которые открывает директор педколледжа, Заслуженный учитель РД и РФ Омаров Б.О., считающий, что практика является одним из приоритетных направлений образовательного процесса в педколледже.