Примерная

ПРОГРАММА  СПЕЦКУРСА  ПО ФОРМИРОВАНИЮ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ

У СТУДЕНТОВ ГПОБУ «РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ  им.Р.Гамзатова"

 

 

Количество предусмотренных учебных часов – 18.

Из них 16 часов лекций, 2 часа – семинар.

Курс предусматривает написание 3-4 эссе в ходе занятий и их обсуждение в группе.

 

1.     Цель курса

Целью курса является изучение студентами природы, форм и практики терроризма в современном мире, а также подходов к борьбе с ним, стремление показать корни терроризма в контексте социальных, политических, этнических, культурно-религиозных и других конфликтов, найти общее и особенное в его различных типах. Разбирается используемый понятийный аппарат (термины «террор», «терроризм», «радикализм», «экстремизм», «фанатизм»), обращается внимание на сложность правового определения терроризма. Особое внимание уделяется философии и психологии терроризма, прослеживается динамика изменений, происходящих в индивидуальном и групповом поведении, организации террористов в конце ХХ-начале ХХI века, а также взаимосвязь внутреннего и международного терроризма.

Проявления терроризма исследуются на примерах разных стран и регионов: это Европа (Италия, Испания, Германия), США, Северная Африка (Египет, Алжир), Ближний Восток (Израиль, Палестина), Центральная и Юго-Восточная Азия (Афганистан, Индия, Шри-Ланка). Специально рассматривается проблема терроризма в СНГ и России, обращается внимание на роль религиозного фактора в террористической активности.

Особое внимание уделено последнему этапу в развитии террористической активности, связанному с распадом биполярного мира, процессами глобализации и попытками следовать неолиберальной модели модернизации переходных обществ.

Весьма актуальным представляется ознакомление студентов с деятельностью международного сообщества по борьбе с терроризмом.

Программа опирается как на труды по истории, идеологии, практике терроризма, так и на исторические и политологические исследования  кризисных и конфликтных ситуаций с выраженной террористической составляющей. Используются отечественные и международные правовые и политические документы по рассматриваемой проблематике.

 

Задачи курса

В результате прослушивания курса студенты должны:

 - знать истоки современного терроризма;

 -  грамотно пользоваться соответствующим понятийным аппаратом;

понимать методологические сложности, связанные с сущностной характеристикой терроризма

 иметь информацию о предпосылках, характере и движущих силах террористических организаций в различных                               национальных и культурных средах

разбираться в природе и идеологии современного терроризма;

ознакомиться с различными видами терроризма, в том числе «государственным терроризмом»

видеть различные стратегии противостояния терроризму и понимать проблему «двойного стандарта» по                                         отношению к  террористической деятельности;

уметь анализировать проблему терроризма в национальном, региональном и глобальном контексте;

 понимать особенности современного этапа развития международного терроризма в контексте мировых                                           политических процессов, а также сложности противостояния ему.

 

Содержание курса.

Тема  1.

Феномен терроризма и проблема его сущностной характеристики.

Террор и терроризм: эволюция понятий. Понятийный аппарат (радикализм, экстремизм, фанатизм, терроризм). Корни терроризма. Типологии терроризма, их сильные и слабые стороны. Композитные формы терроризма. Мультипликаторы терроризма (СМИ, транснациональные связи, современные технологии и др.) Различные контексты исследования терроризма: философский, исторический, политический (властный), юридический, социальный, религиозный, технологический, психологический.  Методологические сложности политического и правового определения терроризма. Терроризм в цивилизационном измерении. Этика борьбы и насилие.Индивидуальное и групповое поведение террористов. Психологические типы террористов. Организационная структура террористических групп.

 

Тема 2.

Терроризм в Европе. Северная Ирландия и Южная Европа.

(2 занятия)

Генезис англо-ирландского конфликта. Противоречия между католиками и протестантами как пример кумулятивного раскола. Возникновение Ирландской республиканской армии и тенденции ее развития в 1930-1985 гг. Сущность «католического» и «протестантского» терроризма в 90 - ее гг. Планы мирного урегулирования и их итоги. Традиция насилия в политической истории стран Южной Европы. Социально-политические корни терроризма. Типология террористических движений. «Черный» и «красный» терроризм в Италии: цели, политическая практика, социальная база. Сицилийская мафия. Ультраправый, левацкий и националистический терроризм в Испании. ЭТА в годы франкизма и на этапе демократизации: политика, идеология, взаимоотношения с обществом и государством. Методы и промежуточные итоги борьбы с терроризмом.

 

Тема 3.

Терроризм на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

(2 занятия)

Источники ближневосточного терроризма (палестинская проблема, межарабские противоречия, иранская революция 1978-79 гг.) Становление и развитие исламского радикализма и экстремизма в Египте. Ассоциация «Братьев-мусульман».  Политический ислам и концепция джихада. Понятие шихады. Сионизм в Палестине и насилие. Израиль и палестинская проблема. ООП и ее деятельность. Терроризм и право на национальное самоопределение. Международный аспект палестинского терроризма. Ливанский узел и «Хезболлах». Иран и «экспорт исламской революции». Гражданская война в Алжире. «Исламский фактор» и геополитика.

 

Тема 4.

Терроризм в Центральной и Юго-Восточной Азии.

Генезис афганской проблемы. Роль третьих стран в формировании исламского сопротивления. Афганские исламисты и традиционалисты («Талибан»). Феномен Усамы бен Ладена. Иран и «Хезболлах». Пакистан и кашмирская проблема. Идеологический и этнический терроризм в регионе: маоистские группы в Непале и «Тигры освобождения Тамил Илама» в Шри-Ланке.

Тема 5.

Типы современного тероризма. Терроризм в «благополучных обществах»

Семинарское занятие. Обсуждение рефератов. Дискуссия. Написание эссе.

Тема 6.

Терроризм в СНГ. Чеченский кризис и терроризм.

Генезис терроризма в СНГ. Роль и значение исламского фактора. Исторические, социально-политические и экономические факторы чеченского конфликта. Чеченская война 1994-96 гг. Ситуация в ЧРИ во второй половине 90-х гг.: провозглашение исламского правления. Идеологические слагаемые чеченского терроризма: «ваххабизм» и национализм. Влияние событий в Чечне на положение на Северном Кавказе. Вторжение в Дагестан в августе 1999 г. и контртеррористическая операция РФ. «Ваххабиты» в Дагестане.

 

Тема 7.

Современный международный терроризм и борьба с ним.

Терроризм как долговременный фактор мировой политики. Современный этап в деятельности международного терроризма и основные тенденции его развития. Различные аспекты «государственного терроризма». Международные экстремистские структуры («Зеленый Интернационал», «Аль-Каида»). События 11 сентября 2001 г. и «глобальный антитеррор». Борьба с терроризмом и проблема национального суверенитета и демократии. Координация усилий национальных государств в противостоянии терроризму. Контртеррористическая операция в Афганистане. Роль России в международной антитеррористической коалиции.

 

III. Распределение часов курса по темам и видам работ


пп.

Наименование темы

Всего
(час.)

Аудиторные занятия

В том числе

Лекции

Семинары

1

Феномен терроризма и проблема его сущностной характеристики

2

2

-

2

Терроризм в Северной Ирландии и Южной Европе

4

4

-

3

 

 

Терроризм на Ближнем Востоке и в Северной Африке

4

4

-

4

Терроризм в Центральной и Юго-Восточной Азии

 

2

2

-

5

Типы современного тероризма. Терроризм в «благополучных обществах»

2

-

2

6

Терроризм в СНГ. Чеченский кризис и терроризм

2

2

-

7

Современный междунардный терроризм и борьба с ним

2

2

 

8

Итого

18

16

2

 

IV.           Форма итогового контроля

Текущий контроль – написание эссе (3-4).

Итоговый контроль – зачет.

 

Тематика рефератов

1.      Современный терроризм: методологические подходы.

2.      СМИ и терроризм.

3.       Терроризм как форма политической коммуникации.

4.      «Старый» и «новый» терроризм.

5.      Религиозно-политический конфликт в современном мире (Ближний Восток, Ирландия, Индия).

6.      Внутренний терроризм в «благополучных» обществах.

7.      Этнонациональный конфликт и терроризм (ЭТА, Рабочая партия Курдистана, Тигры освобождения Тамил-Илама,ИРА).

8.      «Левые» и «правые» в международном терроризме.

9.      Терроризм и геополитика.

10.  Демократия и терроризм.

11.  Терроризм в современной России: внутренний и глобальный аспекты.

12.  Мировая антитеррористическая коалиция и ее перспективы после войны в Ираке.

 
Контрольные вопросы
  1. Происхождение и эволюция понятия «терроризм».
  2. Типологии терроризма.
  3. Различные контексты исследования терроризма и сложности единой дефиниции.
  4. Понятие исламского радикализма, экстремизма и терроризма.
  5. Понятие и разновидности идеологического терроризма.
  6. Этно-конфессиональный фактор в террористической деятельности.
  7. Композитные формы терроризма.
  8. Национально-освободительная борьба и терроризм.
  9. Терроризм в «благополучных» обществах. Демократия и терроризм.
  10. Современный этап в развитиии международного терроризма.
  11. Экстремизм и терроризм в России.
  12.  Международно-правовые аспекты терроризма. Деятельность антитеррористической коалиции.
  13.  

Вопросы для дискуссии и эссе

1.      Вспомните, когда Вы в последний раз видели телевизионный репортаж о событии, связанном с террористической деятельностью. Если бы контекст события изменился, могли бы Вы посмотреть на него по-иному? Можете ли вы классифицировать это событие в рамках известных инструментальных типологий?  Если нет, то есть ли другая система, в рамках которой Вы могли бы его рассмотреть? Какую тактику использовали террористы?

2.      Известный исследователь терроризма Б.Хоффман полагает, что религиозный терроризм отличается от политического терроризма недавнего времени. Согласны ли Вы с этим? Какую роль, на Ваш взгляд, играют эсхатологические мотивы в поведении террористов? Способствуют ли такие воззрения тому, что террористы становятся более склонными к использованию высокотехнологичного оружия?  Какие факторы, помимо криминальных (т.е. связанных с нарушением уголовного и гражданского законодательства), можно было бы учесть при анализе современного религиозно-политического терроризма?

3.      Ближний Восток сочетает в себе различные культуры, этнические группы и религии. Как, по-вашему, это сказывается на проблеме терроризма? Легче ли решать эту проблему в рамках одной культуры?

4.      Вообразите, что группа уважаемых исламских, иудаистских и христианских деятелей, опирающаяся на широкую международную поддержку, выступит с призывом к мировым лидерам собраться и найти мирное решение ближневосточной проблемы. Предположим, что руководители Иордании, Сирии, Египта, Ливии, Израиля, Саудовской Аравии  и Ливана согласятся и подпишут в Каире мирный договор. Как Вы думаете, каковы будут последствия? Примут ли договор религиозные террористические группы?

5.      К 90-м гг. большинство известных «левых» террористических групп прекратили свое существование. В настоящее время анархисты, левые экстремисты, профсоюзные активисты, защитники окружающей среды, безработные и др. организуют выступления протеста (включая насильственные действия) против политики глобализации. Означает ли это оживление левацких настроений? Если люди чувствуют, что они никак не могут воздействовать на ТНК, какие реакции мы можем наблюдать? Может ли возродиться в этой связи «левый» терроризм? Если да, то есть ли у частных корпораций и западных демократий механизмы для направления конфликта в мирное русло?

6.      Ряд политологов утверждает, что меры по борьбе с этнотерроризмом должны включать попытки привлечь умеренных националистов в правительственный лагерь. Испанцы попытались осуществить это, создав национальную баскскую полицию. Однако насилие продолжается. Почему?

7.      Чеченский кризис оказался в центре новейшей истории России. Развитие конфликта показывает, что этничность, мобилизованная на борьбу за политические интересы, неизбежно задействует и ценностные, мировоззренческие  мотивы. Известны ли Вам эти мотивы? Ведет ли присутствие таких мотивов к эскалации насильственных действий, затруднению урегулирования? Какие варианты политического урегулирования кризиса Вы знаете и насколько они реалистичны? Приведет ли передача всех властных полномочий А.Кадырову и сокращение российского военного присутствия к исчезновению террористических групп?

 

V.              Учебно-методическое обеспечение курса

Основная учебная литература.

 

1.      Баглиев М.А. Египет. Глубокие корни исламского экстремизма// Азия и Африка сегодня, 2002, №10.

2.      Закон РФ «О противодействии экстремистской деятельности».

3.      Закон РФ «О борьбе с терроризмом».

4.      Игнатенко А.А. Халифы без халифата. –М., 1998.

5.      Ислам в СНГ. –М, 1998.

6.      Ислам и политика. –М., 2001.

7.      Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри. –М.,2001.

8.      Коровиков А.В. Исламский экстремизм в арабских странах. – М., 1991.

9.      Лисовский Ю.П. Мафия и современный итальянский капитализм. -Новая и новейшая история. М., 1977, №3-4.

10.  Малышева Д. Конфликты у южных рубежей России. – Pro et Contra, 2000, лето.

11.  Международная безопасность и проблемы терроризма/Ред.Володин А.Г.Коновалов В.Н. – Р-н/Д, Москва, 2002.

12.  Международный терроризм и право (реферативный сборник). –М.: ИНИОН РАН, 2002.

13.  Морозов И.Л. Левый экстремизм в современном обществе: особенности стратегии и тактики. –«Полис», 1998, №3.

14.  Новикова Г.В. Сильная стратегия слабых (Террор в конце ХХ века). –«Полис», 2000, №1.

15.  Ольшанский Д.В. Психология террора. – Москва – Екатеринбург, 2002.

16.  Поляков К.И. Арабский Восток и Россия: проблема исламского фундаментализма. –М., 2001.

17.  Проблемы национального самоопределения на современном этапе. –М., 2000.

18.  Ротарь И. Под зеленым знаменем ислама. Исламские радикалы в России и СНГ. –М., 2001.

19.  Сатановский Е. Глобализация терроризма и ее последствия. –«Международная жизнь», 2001, №№ 9-10.

20.  Степанов Е.И. ред. Современный терроризм: состояние и перспективы. –М., 2000.

21.  Филатов Г.С. Демократические силы Италии против неофашизма. –М., 1977.

22.  Хенкин С.М. Испания после диктатуры. Социально-политические проблемы перехода к демократии. –М., 1993.

 

Дополнительная литература

1.      Витюк В., Эфиров С. «Левый» терроризм на Западе: история и современность.- М., 1987.

2.      Гаджиев К.С. Геополитика Кавказа. –М., 2001.

3.      Жаккар Р. Именем Усамы бен Ладена. – М., 2002.

4.      Лакер В. История сионизма. –М.,2000. Ч.3.

5.       Нетаньяху Б. Война с терроризмом. – М.: Альпина паблишер, 2002.

6.      Поляков Х., Хасянов А. Палестинское движение сопротивления  в период интифады: проблемы и противоречия. - М., 2000.

7.      Добаев И.П. Исламский радикализм  в международной политике: (На примере регионов Ближ., Сред. Востока и Северного Кавказа). - Ростов н/Д, 2000.

8.      Савинков Б. Записки террориста. –М.,2002.

9.      Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы).