Новости колледжа

 

Линейка «Памяти воинов-интернационалистов», посвященная 30-летию со дня вывода советских войск с территории Афганистана

 

15 февраля 2019 года во дворе колледжа состоялась торжественная линейка, посвященная 30-летию со дня вывода советских войск с территории Афганистана. IMG 8810   Афганистан… Это слово у многих вызывает тревогу, боль и слёзы. Война в Афганистане длилась 9 лет. Через эту войну прошло 550 тысяч советских солдат и офицеров. 72 человека получили звание Героя Советского союза. Свыше 15 тысяч наших воинов погибли на чужой земле, 6 тысяч скончались впоследствии от ран и болезней, 311 человек пропали без вести. Это были самые большие потери Советской Армии со времён Великой Отечественной войны.IMG 8813

   Ведущие линейки рассказали об истории Афганской войны, о воинах – интернационалистах, прозвучали стихотворения «Дорожите миром», «Заклинание», «Время выбрало нас….», музыкальная композиция «Дети войны» в исполнении студентов колледжа. Директор колледжа Омаров Б.О. рассказал о потерях России в этой войне, о тяжелой доле мирных жителей Афганистана. В память о погибших была объявлена минута молчания.IMG 8806

  Сражения кончаются, а история вечна. Ушла в историю Афганская война. Но в памяти людей ей еще жить долго, потому что ее история написана кровью солдат и слезами матерей.

Не умираю герои

И не уходят в запас.

Их смерть не выводит из строя,

Они навсегда среди нас.IMG 8809

«Я жизнь люблю, люблю я всю планету…»

Ведущий 1:  Расул Гамзатов! Когда мы произносим - Расул Гамзатов, то ясно себе представляем могучую поэтическую державу, в которой во весь голос звучат слова Родина, мир, свобода, дружба, сказанные сильно, проникновенно, значимо.

Ведущий 2: Сколько удивительно точных, важных, мудрых слов о жизни, о любви, о дружбе, о войне и мире, о чести и достоинстве, о памяти, об ответственности, о вере и надежде во всем великом творении — творческом наследии поэта, юбилей которого, 95-летие со дня рождения, отмечает вся наша республика и всё литературное сообщество страны.

Ведущий 1: Почитателей великого таланта становится с каждым годом все больше, и каждый открывает для себя в книгах поэта что-то очень важное, сокровенное.

Звучит дагестанская мелодия

Чтец 1:

Ветры в драку кинулись с вершины, (Магомед, англ.язык)

Ты, поэт, строкою в них пальни,

Унося дырявые хурджины,

За горами скроются они.

 

Шторм на море, море разъярилось,

Встань над ним, поэт, и повели,

Чтоб оно сменило гнев на милость,

В гавани вернуло корабли.

 

На дорогах снежные завалы.

Затруби, поэт, в апрельский рог,

Чтобы вновь открылись перевалы,

Обнажились лезвия дорог.

Возврати любимого любимой,

Голым веткам шелест подари,

И тропу вдоль чащи нелюдимой

Ты от сердца к сердцу протори.

Чтец 2:

     Лишь март принесут, словно чудо,   (Зухрижат)

На маленьких крыльях стрижи,

Ты вновь на могилу Махмуда,

Горянка, цветы положи.

В груди его сердце горело,

Как будто в ненастье костер.

Влюбленно, и нежно, и смело

Он пел тебя, женщина гор.

Он не был к тебе безучастным,

Он знал твои думы и сны.

Цветком называл тебя красным

И ласточкой — дочкой весны.IMG 5347

 

Чтец 3:

На груди материнской (Гаджиев Джалил, 2 ПИ «А»)

Ребёнок заснул безмятежно.

Так и я среди гор

Засыпаю в долине родной.

И, от зноя укрыв,

Чередою плывут белоснежной

Облака, облака

Над аулом моим, надо мной.

Как мне дорог всегда

Ты, надоблачный край мой орлиный,

Что учил меня жить

И, любя, не жалел ничего,

Дал мне мужество ты,

Познакомил

С геройской былиной,

Дал мне звонкую песню

Родного отца моего.

Чтец 4:

Имя твое красноклювою птицей   (Альбина)
Снова в окно мое гордо стучится
И об одном лишь щебечет в тиши:
Жизнь, жизнь, жизнь.

Имя твое — это контур полета,
Точно гудящий мотор самолета,
Каждая буква дрожит на губах,
Прежде, чем в сонных пропасть облаках.

И в океане, и в капельке каждой
Имя твое, как спасенье от жажды.
В беге часов у меня на руке —
В каждой секунде и в каждой строке.

Нет у меня сокровенней молитвы
Перед дорогою и перед битвой.
Вслушайся, как оно в сердце стучится,
Имя твое — красноклювая птица.VUSZ7877

Чтец 5:

В горах дагестанских джигиты, бывало, (Гусейнов Магомед, 2 ПИ «А»)
Чтоб дружбу мужскую упрочить сильней,
Дарили друг другу клинки, и кинжалы,
И лучшие бурки, и лучших коней.

И я, как свидетельство искренней дружбы,
Вам песни свои посылаю, друзья,
Они - и мое дорогое оружье,
И конь мой, и лучшая бурка моя.

Встают рядом

Каждый из чтецов по 1-2 строки:

Чтец 1: Дагестан, всё, что люди мне дали,

               Я по чести с тобой разделю,

Чтец 2: Я свои ордена и медали

             На вершины твои приколю.  

Чтец 3: Посвящу тебе звонкие гимны

             И слова, превращенные в стих,

Чтец 4: Только бурку лесов подари мне

Чтец 5: И папаху вершин снеговых!

Песня или видеоролик о Дагестане под песню «Дагестан» на слова Р. Гамзатова

 MGMG1611

Ведущий 2: Сегодня мы с вами постараемся не только вспомнить Расула Гамзатовича, но и открыть новые страницы его жизни, тесно связанные с творчеством.

 

Ведущий 1: Богата и разнообразна его творческая деятельность. Прежде всего, он самобытный и высокоодаренный поэт, создал более пятнадцати самостоятельных новых поэтических книг.

 

Ведущий 2: Расул Гамзатов также и прозаик, его перу принадлежит интересная и своеобразная книга «Мой Дагестан». Им внесен значительный вклад в развитие драматургии, по его сценариям сняты художественные фильмы «Горянка», «Хочбар и ханы».

 

Слайды

 

Ведущий 1: Расул Гамзатович Гамзатов родился в селе Цада Хунзахского района Дагестана. Его отец – Гамзат Цадаса - был народным поэтом, поэтому Расул начал писать стихи с раннего детства. Любовь к родному краю, языку, ко всему миру сформировали то образное и искреннее  звучание произведений, которое сразу отличало поэта от других.

  И люблю малиновый рассвет я, 

И люблю молитвенный закат,
И люблю медовый первоцвет я,
И люблю багровый листопад.

И люблю не дома, а на воле,
В чистом поле, на хмельной траве,
Задремать и пролежать, доколе
Не склонится месяц к голове.

Без зурны могу и без чунгура
Наслаждаться музыкою я,
Иначе так часто ни к чему бы
Приходить мне на берег ручья.

Я без крова обошелся б даже,
Мне не надо в жизни ничего.
Только б горы, скалы их и кряжи
Были возле сердца моего.

Я еще, наверное, не раз их
Обойду, взбираясь на хребты.
Сколько здесь непотускневших красок,
Сколько первозданной чистоты.

Как форель, родник на горном склоне
В крапинках багряных поутру.
Чтоб умыться — в теплые ладони
Серебро студеное беру.

И люблю я шум на дне расселин,
Туров, запрокинувших рога,
Сквозь скалу пробившуюся зелень
И тысячелетние снега.

И еще боготворю деревья,
Их доверьем детским дорожу.
В лес вхожу как будто к другу в дверь я,
Как по царству, по лесу брожу.

Вижу я цветы долины горской.
Их чуть свет пригубили шмели.
Сердцем поклоняюсь каждой горстке
Дорогой мне сызмальства земли.

На колени у речной излуки,
Будто бы паломник, становлюсь.
И хоть к небу простираю руки,
Я земле возлюбленной молюсь.

 

 

Ведущий 2: Расул Гамзатов окончил Буйнакское педагогическое училище, затем поступил учиться в Литературный институт им. А.М. Горького в Москве. Здесь поэт нашел новых друзей, которые впоследствии стали его переводчиками. Так расширялся горизонт межнациональной дружбы.

                    Знай, мой друг, вражде и дружбе цену  

И судом поспешным не греши.
Гнев на друга, может быть, мгновенный,
Изливать покуда не спеши.

Может, друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай.
Провинился друг и повинился —
Ты ему греха не поминай.

Люди, мы стареем и ветшаем,
И с теченьем наших лет и дней
Легче мы своих друзей теряем,
Обретаем их куда трудней.

Если верный конь, поранив ногу,
Вдруг споткнулся, а потом опять,
Не вини его — вини дорогу
И коня не торопись менять.

Люди, я прошу вас, ради бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много:
Опасайтесь потерять друзей.

Я иных придерживался правил,
В слабости усматривая зло.
Скольких в жизни я друзей оставил,
Сколько от меня друзей ушло.

После было всякого немало.
И, бывало, на путях крутых
Как я каялся, как не хватало
Мне друзей потерянных моих!

И теперь я всех вас видеть жажду,
Некогда любившие меня,
Мною не прощенные однажды
Или не простившие меня.

 

Ведущий 1: Заботой, тревогой за судьбы детей проникнуты многие произведения Расула Гамзатова. В своей книге «Конституция горца», построенной на нравственных и духовных традициях народов Дагестана, Расул Гамзатович пишет: «Дети, они идут вслед за нами. Будущее наших народов зависит от того, насколько физически и духовно здоровыми будут последующие поколения».

Чтение детьми стихотворения «Дедушка», на родных языках

Ведущий 2: Учась в Москве, Расул Гамзатов переводил много стихотворений известных русских поэтов на родной аварский язык. Спустя годы, когда Расул Гамзатов станет известен во всем мире, его строки также зазвучат на самых разных языках.

 

Ведущий 1: На каком бы языке ни звучали стихи Расула Гамзатова – все они жизнеутверждающи и, конечно же, о любви: о любви к Родине, к женщине, к матери.

 

Стихотворения на языках народов Дагестана

Ведущий 2: Любовная лирика Расула Гамзатова светла и передаёт чувство радости, признательности и нежности. Любовь, преданность, терпение – всё это собирательные черты женского портрета, трепетно создаваемого поэтом. Горянка… К ней обращены лучшие лирические строки поэта. Это предмет неиссякаемого вдохновения и поэтический образ гор. Именно ей посвящена поэма «Горянка».

 

Отрывок из поэмы «Горянка». Инсценировка

 

Ведущий 1: Образ матери для поэта является высшим воплощением доброты, отзывчивости, нравственной красоты. « Матери – самые первоначальные поэты, - пишет в «Моём Дагестане» Расул Гамзатов. – Они зароняют зёрнышки поэзии в души своих сыновей и дочерей…».

           По-русски «мама», по-грузински «нана»,
А по-аварски — ласково «баба».
Из тысяч слов земли и океана
У этого — особая судьба.

Став первым словом в год наш колыбельный,
Оно порой входило в дымный круг
И на устах солдата в час смертельный
Последним зовом становилось вдруг.

На это слово не ложатся тени,
И в тишине, наверно, потому
Слова другие, преклонив колени,
Желают исповедаться ему.

Родник, услугу оказав кувшину,
Лепечет это слово оттого,
Что вспоминает горную вершину —
Она прослыла матерью его.

И молния прорежет тучу снова,
И я услышу, за дождем следя,
Как, впитываясь в землю, это слово
Вызванивают капельки дождя.

Тайком вздохну, о чем-нибудь горюя,
И, скрыв слезу при ясном свете дня:
«Не беспокойся, — маме говорю я, —
Все хорошо, родная, у меня».

Тревожится за сына постоянно,
Святой любви великая раба.
По-русски «мама», по-грузински «нана»
И по-аварски — ласково «баба».

 

Ведущий 2: Многие стихи Расула Гамзатова стали песнями. Исполнителями этих песен были известные певцы и артисты: Галина Вишневская, Муслим Магомаев, Марк Бернес, Иосиф Кобзон, Валерий Леонтьев, София Ротару,  Вахтанг Кикабидзе, Анна Герман.

 

"Мой бубен» Анна Герман

 

Ведущий 1: Стихотворения, песни, притчи, юмористические зарисовки и исторические предания – всё это многогранный мир Расула Гамзатова, который продолжает привлекать внимание самых разных читателей и сегодня. Всё это огромное наследие, которое можно и надо знать и исследовать.

 

Ведущий 2: Особое значение приобретает оригинальный жанр надписей, в котором Расул Гамзатов ёмко представляет многовековую историю жизни народа Дагестана, его традиции и верования. Небольшие по объёму высказывания на дверях, придорожных камнях, часах, книгах, каминах самобытно рисуют миниатюрный образ Дагестана.

 

На экране надписи. Студенты читают поочередно, обращаясь к экрану.

 

НАДПИСИ НА ВОРОТАХ

Я - джигит, и есть одна лишь

Просьба у меня:

Не входи, коль не похвалишь

Моего коня.

 

Входи, прохожий, отворяй ворота.

Я не спрошу, откуда, чей ты, кто ты.

Не стой, не жди, прохожий, у дверей.

Ты заходи иль прочь ступай скорей.

 

НАДПИСИ НА КИНЖАЛАХ

Приняв кинжал, запомни для начала:

Нет лучше ножен места для кинжала.

 

Кинжал в руках глупца –

Нетерпелив.

В руках у мудреца –

Нетороплив.

 

НАДПИСИ НА ПРИДОРОЖНЫХ КАМНЯХ

У всех дорог - а в жизни их немало –

Один конец, хоть разные начала.

 

С собою, чтобы сократить пути,

Товарища и песню захвати.

 

НАДПИСИ НА СКАЛАХ

Отвага на скалу взбиралась,

Отчаянье с нее бросалось.

 

Раненье удальцам

Не причиняет вред.

Скала, хоть вся в рубцах,

Живет сто тысяч лет.

 

Ведущий 1: Расула Гамзатова нет с нами уже 15 лет, но его творчество продолжает жить и звучать даже далеко за пределами так любимой поэтом Родины.  

 

Ведущий 2: Есть поэты, которых нельзя не любить! Для нас Расул Гамзатов поэт, без которого немыслима жизнь.И какие бы звания ни присваивали Расулу Гамзатову , он всегда останется таким же простым , нежным, мудрым, любящим шутку, смех и веселье Расулом.

 

Песня «Пожелание»

 

Стихотворение «Родной язык» (Дженнет, 2 НК «А» курс)

  Педагогическая практика студентов – очень важный этап подготовки будущего учителя, ибо именно в ее процессе студенты получают необходимые умения и навыки будущей профессиональной деятельности. От того, как она будет организована и сколь ответственно к ней отнесутся сами студенты, во многом зависит результативность практики, а значит, и их подготовленность к работе учителя.

  С 12 января по 23 февраля студенты 4 курсов ППК им.Р.Гамзатова проходят педагогическую практику в школах Дагестана.

   С целью оказания методической помощи,    25 января посетила Нижнеказанищенскую СОШ № 3, где во 2 и в 3 классах проходят практику наши студентки: Балавова Дженнет(4кп «а»), Батыргишиева Заира(4 кп «а»), Койчакаева Певруз-хан (4 «е») и Сайпуллаева Заира(4 «а»). Все студенты приступили к практике вовремя .

  Вышеназванные студенты неплохо владеют методикой преподавания.   Используют наглядность, раздаточный материал, на уроках создают доброжелательную атмосферу.  

Отзывы со стороны администрации школы положительные.

Хочу пожелать нашим студентам успешного завершения практики.

Пусть впереди вас ждут всё новые и новые успехи и удачи!    

 

Методист Мугутдинова Азинат Набиюллаевна, преподаватель ППК им. Р.Гамзатова

IMG 20190125 101006

IMG 20190125 093521 копия

    На уроке родного языка у Батыргишиевой в 3 «б» очень интересно.

IMG 20190125 103113

   Урок литературного чтения у Балавовой Дж. 3 «а»

IMG 20190125 120510 копия Урок ведет Сайпуллаева З.        IMG 20190125 102156 копия                    

 

   Бараева Х.А. после защиты диссертации с научным руководителем Керимовым К    В синей дымке утреннего тумана взору путника, следующего в горы, открывается старинное аварское селение Чиркей. Село богатое своими обычаями, нравами, традициями, а главное людьми по-горски гостеприимными, хранящими и передающими из поколения в поколение уникальные народные притчи, сказания. Село, откуда родом Шейх Саид-афанди аль-Чиркави— суфийский шейх накшбандийского и шазилийского тарикатов, Магомед-Загид Гереев— герой Социалистического Труда, Хайбат Казимагомедова — народная артистка Дагестана, С.Муртазалиев— революционер.

   Из села, носящего материальную и духовную культуру дагестанского народа, родом и наша Хайбат Абдулатиповна, преподаватель английского языка профессионально - педагогического колледжа имени Р.Гамзатова.

   После школы с 2006 по 2011 год Бараева Х.А. учится в ДГУ на факультете иностранных языков. По завершению учебы в 2011 году поступает на работу в профессионально – педагогический колледж им. Р.Гамзатова. В том же году становится аспиранткой и на кафедре теоретической, прикладной лингвистики по специальности сравнительно - историческое, типологическое и сопоставительное языкознание под руководством доктора филологических наук, профессора Керимова Керима Рамазановича работает над диссертацией «Вид и способы глагольного действия аварского языка в сопоставлении с русским языком».

  Хайбат Абдулатиповна говорит, что ей очень повезло с научным руководителем. Керим Рамазанович долгие годы изучает категорию вида в лезгинском языке и находит много общего в грамматических категориях дагестанских и романских языков, в частности английского.

29 декабря 2018 года на заседании диссертационного совета при Дагестанском государственном педагогическом университете Бараева Х.А. успешно защитила диссертацию.

В нашем колледже ещё один кандидат филологических наук.

Весь коллектив педагогического колледжа поздравляет Хайбат Абдулатиповну и желает новых творческих успехов во благо нашей науки.

 

кл4 2   С 17 декабря по 26 декабря в ППК им.Расула Гамзатова проходили открытые классные часы «Путь в профессию», в ходе которых были проведены инструктажи по подготовки студентов 4-х курсов к преддипломной практикикл1. Студенты показали свою готовность к преддипломной практики, рассказали о проблемах и трудностях с которыми они сталкивались на других видах практик.кл6 1    Заместитель директора по учебно-производственной работе Абдурахманова Ш.Ш ознакомила студентов всех 4-х курсов с целями и задачами преддипломной практики, а так же провела инструктаж. На классных часах присутствовали студенты и 3-х курсов, которые перенимали опыт, описанный студентами выпускных курсов.кл6 2 Все классные часы прошли в увлекательной и занимательной форме. Методисты практик пробных уроков и классного руководства услышали слова благодарности в свой адрес от студентов. кл7В свою очередь методисты, кураторы пожелали студентам удачи в ходе преддипломной практики.кл2