Разработала: преподаватель математики

Шамилова А.Б.

Тема: Числа от 11 до 20.

Цели урока: Повторить знания нумерации двузначных чисел, закрепить приемы сложения и вычитания с переходом через разряд, сравнение числовых выражений, развивать речь, творческие способности, логическое мышление.

Оборудование: Таблица- код; геометрические фигуры к игре «Математическое лото»; таблицы выражений для сравнения; чертеж геометрических фигур; абак у каждого ученика.

Ход урока:

I. Вводное слово.

-          Дети, сначала мы с вами порадуемся своими глубокими знаниями - а для
этого проведём маленький устный опрос. Потом определим тему урока,
потренируем мозг решением задач и наконец, вытащим из тайников памяти
кое-что ценное.

II. Устные упражнения.

-          мы должны разгадать слово. Код - на доске. Каждый ваш ответ на мои
вопросы надо заменить буквой из таблицы- кода. Ответы на мои вопросы вы
покажете на абаке, а я запишу их на доске.

А Д В Т А Р К
11 16 18 20 12 14 15

Вопросы:

  1. Какое число состоит из одного десятка и 5 единиц?
  2. Какое число следует за числом 17?
  3. Какое число называют при счете перед числом 12?
  4. Сначала из корзины взяли 12 яблок, а потом еще 4. Сколько яблок взяли?
  5. На стоянке находится 19 машин. Из них 5 автомобилей «Волга», а остальные машины - грузовые. Сколько грузовых машин на стоянке?
  6. Какое число находится между числами 11 и13 в натуральном ряду?
  7. Какое число на 1 больше 19?

На доске:

15 18 11 16 14 12 20
К В А Д Р А Т

-   Какое слово получилось? (квадрат)

-   На доске вы видите еще несколько фигур. Они помогут провести урок виде игры «Математическое лото». А тема урока « Числа от 11 до 20». Мы продолжим изучать их, решая задачи и примеры.

III. Работа по теме

-          Игра заключается в следующем, на обратной стороне каждой фигуры записано задание, которое надо выполнить. Все фигуры на доске.

25356

а)         - Первая фигура не синяя и не красная, и не круг.

Один из учеников подходит к доске и выбирает фигуру: зеленый квадрат, переворачивает ее и читает задание.

-          Что необходимо сделать? ( Вставить в «окошечко» нужное число).

9+3=9+1+?

7+8=7+?+?

15-7 = 15-5-?

17-8 = 17-?-?

0 + ?+10=17

Записи равенств на доске и в тетрадях у учащихся.

б)        - Выбираем следующую фигуру. Мы знаем, что она «лишняя». Почему «лишняя»?

Ученики выбирают желтый круг.

-          Какое задание? (Игра «День и ночь»)

9-4+5+7-2 14-2 + 4-7 0+19-10+1

в)         - Следующая фигура красная, но не квадрат.
Ученик выбирает красный треугольник.

-   Что нужно сделать? ( Решить задачу).

-   Прочитаем задачу.

«Купили 7 кг малины и 3 кг смородины. Для варенья взяли 8 кг. Сколько кг ягод осталось?»

- Сколько было куплено и каких ягод?

- Сколько кг ягод взяли на варенье?

 

д)   - У следующей фигуры противоположные стороны равны.

Ученик выбирает синий прямоугольник.

Прочитаем задание. Здесь письмо «Я долго смотрю на этот рисунок и не

могу понять, сколько тут спряталось фигур. Помогите».

На доске:

-   Поможем? (Да)

-   Так сколько фигур здесь спряталось? (Здесь спряталось 6 фигур)

е) - Осталась последняя фигура. Дайте ей характеристику. ( Маленький красный квадрат)

- Прочитаем задание. Нужно графически изобразить числа и решить
примеры.

На доске:

Образец: 13-12 = 1

16-7 =

14+1=

15-10 =

Прокомментируйте на графическое изображение числа

13. Что означает знак «»? (Десяток)

Как изображены единицы числа 13? ( Три точки).

Решите и изобразите графически остальные примеры.

 

-          Что надо найти?

-          Можем ли мы одним действием ответить на вопрос задачи? (нет)

-          Почему? ( Не знаем, сколько всего купили ягод)

-          А можно ли это узнать? (Да)

-          Как? (Сложив числа 7 и 3)

-          Сколько же купили ягод? (10 кг)

-          Теперь можно ответить на вопрос задачи? (Да, вычтем из 10 число 8)

-          Запишите решение и ответ в тетради.

 

г)    Подберите следующую фигуру так, чтобы изменились два признака: был маленький красный треугольник, стал ....

Ученик выбирает большой синий прямоугольник.

Что изменилось? (Это не треугольник, а прямоугольник, не красного цвета, а синего).

-   Какое задание? ( Игра- эстафета)

Надо сравнить выражения, поставив знаки <,>,=.

11 *  13                                                                     12 * 6

8 + 4 *  14                                                                5 *  15

13 + 4 * 4+ 13                                                     14-6 *  13-8

16-9 *  18-9                                                         16+ 1 *  17+ 1

11  * 9

16+1 * 0

11-2 * 12-4

8 + 8 *17-1

-   Столбики выражений на доске.

-   Дети разделились на три команды.

 

-       IV. Итог урока.

-   Мы хорошо поиграли в лото, много успели сделать. Прочитайте числа, записанные на фигурах. (15, 18, 13, 11, 20, 14).

-   Как они называются? ( Двузначные)

-   Почему они так называются? ( Потому, что записаны двумя цифрами)

-   Каких чисел не хватает? (10, 12, 16, 17, 19).

-       Расположите числа, записанные на фигурах в порядке увеличения.

 

Дети выполняют задание.

- Прочитайте слово, которым мне приятно окончить урок. ( МОЛОДЦЫ)