Разработала: Гусейнаева Л.А.

Тема урока: «Обобщающие слова при однородных членах.

Двоеточие и тире при однородных членах предложения».

Цель урока: отработка умения находить обобщающие слова при  однородных членах; формирование умений:

  1. правильно ставить знаки препинания при обобщающих словах;
  2. составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах.

Оборудование урока: перфокарты, кодоскоп, учебники, карточки с заданиями.

Ход урока

  1. I. Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы продолжаем исследовать тему: «Однородные члены предложения»; будем говорить конкретно об обобщающих словах при однородных членах  и знаках препинания при них.

Наша задача:

1) научиться правильно расставлять знаки препинания при обобщающих словах;   2) составлять схемы предложений с обобщающими словами при    однородных членах.

Орфографический разбор.

  1. Не_надо – наречие, которое употребляется только в качестве сказуемого в безличном предложении.
  2. Не_покрашен – краткое причастие.
  3. Лермонтовская проза – притяжательное прилагательное, СК образовано от имен собственных.
  4. Государственная Дума – название высших законодательных  правительственных учреждений страны.
  5. Иллюзия (мечта) – Ь не пишется между двумя мягкими Л.
  6. Невтерпеж – искл.наречие.
  7. Лимонный – стык корня и суффикса.
  8. Расписание – безударное – А; .
  9. Сверхизысканный вкус – буква И сохраняется в приставках МЕЖ - , СВЕРХ- .
  10. Полвека.
  11. Еще – исключение.
  12. Ручонка.
  13. Цокотуха – исключение.

Словарно – семантическая работа

 

Блестящий успех, торжество – триумф.

Официальный прием у высокопоставленного лица – аудиенция.

Сообщение о местных событиях, о событиях дня, информация – репортаж.

Опрос.

  1. Знаки препинания при однородных членах.
  2. Однородные и неоднородные определения.

 

Работа по перфокартам.

1 – однородные определения

3 – при однородных членах

2 – неоднородные определения

  1. На лугу росли красные, желтые, синие цветы.
  2. Кругом всей поляны стояли густые высокие ели.
  3. Белка песенки поет да орешки все грызет.
  4. Мал золотник, да дорог.
  5. В темные окна стучали крупные дождевые капли.
  6. Был лунный, ясный вечер.
  7. Там лес  и дол видений полны.
  8. Иван Никифорович был ни жив ни мертв.
  9. На дворе стояла черная, непроницаемая ночь.

10.  Науки юношей питают, отраду старым подают, в счастливой жизни украшают, в несчастный случай берегут.

11.  Сухие листья и хрустят под ногами и предупреждают об опасности всех лесных обитателей.

Проверить и оценить:

0       – «5»

1,2    – «4»

3,4    – «3»

5       – «2»

Новая темаОбобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при однородных членах предложения.

а) Запись на кодоскопе:

Я советую читать и изучать [классиков:]   Пушкина, Тургенева, Толстого.

Задание: прочитайте предложение, найдите однородные члены предложения и

подумайте, как можно назвать одним словом перечисленных авторов  (классики).

Вывод: при однородных членах могут быть обобщающие слова. Они обозначают

Общее название (или имеют общее значение) для всего перечисленного;  отвечают на вопрос, что и однородные члены, является теми же членами предложения , что и однородные члены. Обобщающие слова выражаются определительными и отрицательными местоимениями и местоименными наречиями: все, никто, ничто, всегда, никогда, всюду, везде, нигде, никуда.

б) Работа по таблице. ( см. таблицу).

Закрепление.

Чтение §63 по учебнику А.М. Земского.

Упр. № 342 ( первые 4 пр.) по Сабаткоеву.

Упр. № 343.

Графический диктант.

  1. И гам лесной, и шум нагорный –

Все вторит весело громам.

/ Ф. Тютчев/

И О, и О – О

  1. Всюду:    вверху и внизу – пели жаворонки.

О: О и О - …

 

Все: и деревья, и трава и цветы – дышало свежестью.

О: и О, и О, и О - …

  1. В корзинке была дичь: два тетерева и утка.

О: О и О.

  1. Звезды тускнеют и тают в синем небе.

О и О.

  1. Среди птиц, насекомых, в сухой траве – словом, всюду, даже в воздухе, чувствовалось приближение осени.

О, О, О – словом, О…

Придумайте и запишите предложения по схемам:

  1. 1. О: О, О, О

Кое – где попадались большие деревья: тополь, липа осина.

  1. 2. О и О.

Долины сохнут и пестреют.

  1. 3. [ ], и [ ].

Наступила осень, и журавли потянулись на юг.

 

Сочинение – рассуждение.

В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. ( А.П. Чехов).

О: и О, и О, и О, и О.

  1. В чем смысл данного высказывания?
  2. Чему оно учит?

 

Расставить знаки препинания и объяснить ( по кодоскопу).

  1. И блещет все в торжественном покое:

Лазурь небес, и море голубое…   / Ф. Тютчев/

 

Собрание постановляет:

  1. Работу ревизионной комиссии одобрить;
  2. Вынести благодарность членам комиссии.
  3. На поляне росли большие красные маки.
  4. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
  5. Солнце уже скрылось, и ночные тени быстро надвигалась со стороны леса.
  6. Посаженные заботливыми руками человека деревья: клен, тополь, акации, березы – зеленели приветливо и свежо.
  7. К краснолесью относятся хвойные деревья, например: сосна, ель, пихта.

 

Итог урока:

1. Анализ перфокарт.

2. Давайте обобщим все, что мы узнали.

Расшифровка схем по таблице.