Цель: Показать новаторство драматургии А.П. Чеховав пьесе «Вишневый сад».

Ход урока:

Слово учителя. «Вишневый сад» - последнее свое произведение А.П. Чехов писал, превозмогая болезнь, стараясь не замечать изнуряющего кашля. Несмотря на предчувствие конца, писатель создал произведение, проникнутое глубоким оптимизмом, верой в то, что человечество идет к высшей правде. В прекрасных словах: «Вся Россия - наш сад» выражена мысль, близкая к идее рассказа «Крыжовник». Не о вишневом саде, не о собственном поместье нужно мечтать человеку, он должен думать о благе родины и стремиться сделать ей прекрасное.

Чехов начал драматургическую деятельность в пору упадка русского театра. Равнодушие к общественным идеалам, охватившее в связи с политической реакцией 80-90-х годов XIX в. значительную часть русского общества, отразилось на театральном репертуаре. Зритель зачастую искал в театральных спектаклях лишь острых положений, внешних эффектов, занимательности. А.П. Чехов не мог потакать ему.

Ни острого сюжета, ни сложной, запутанной интриги, ни необычных ситуаций - ничего этого в пьесах А.П. Чехова нет. В них изображаются не какие-нибудь исключительные события, а обычное, повседневное состояние человека.

Давайте побудем в роли исследователей и установим, в чем новаторский характер драматургии Чехова. По ходу работы составляйте план изложения материала. Итак, вспомним сюжет пьесы «Вишневый сад». Перед нами бедная событиями будничная жизнь. Раневская возвращается в свое имение. Встреча с близкими людьми, грустные и взволнованные разговоры за чашкой кофе, воспоминания о прошлом, планы на будущее, житейские заботы. А в то время, помимо воли героев, решается их судьба, судьба вишневого сада, разоряется родовое гнездо. Все буднично, привычно. Можно ли было создать эффективные, впечатляющие сцены?

Студент - Да, можно, например, жизнь Раневской в Париже, встреча с ярославской бабушкой, аукцион.

Все это проходит за сценой, но живет в сознании читателя, зрителя. А.П. Чехов стремится к изображению обыденности в жизни людей. Посмотрим, каков характер драматического конфликта у Чехова. Охарактеризуйте взаимоотношения Раневской с Лопахиным, Лопахина и Трофимова, т.е. людей, в отношениях которых можно было бы ожидать непримиримости, резких столкновений.

Студент - Лопахин благоговит перед Раневской («Хотелось бы только, чтобы вы мне верили по-прежнему, чтобы ваши удивительные, трогательные глаза глядели на меня, как прежде!»), дает ей взаймы, советует, как спасти имение («Хороший она человек, легкий, простой»).

Раневская расположена к Лопахину, не прочь выдать за него Варю. Трофимов уважает Лопахина («У тебя тонкие нежные пальцы, как у артиста, у тебя тонкая нежная душа... Все-таки я тебя люблю»). Лопахин предлагает Трофимову помощь.

А тем временем неумолимо приближается развязка - продажа имения вишневого сада - это лейтмотив пьесы:

•  действие - Вишневый сад продается за долги.

•  действие - 22 августа будет продаваться вишневый сад.

•  действие - вишневый сад продан. Приходите смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по деревьям.

•  действие - Вдали слышен стук топора.

Мы видим в пьесе конфликт не между действующими лицами, а между желаниями героев и реальностью. А какое место в пьесе занимает любовная интрига?

Студент - Небольшое. Не она движет сюжет. Главное - конфликт человека с жизнью. И это ощущают даже те, кто живет обеспеченно, целеустремленно (Лопахин «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь»).

Раскрывая идейное содержание произведения, Чехов заставляет

всматриваться в характеры, поведение людей, вслушиваться в их речи, понимать героев. Помогает этому психологический подтекст. (Студенты зачитывают примеры из текста. Приведенные отрывки подчеркивают паразитизм, бездумность, легкомыслие дворянства, в частности, беспомощность, никчемность Гаева).

Нельзя по-настоящему почувствовать «Грозу», «Бесприданнищу», если останешься безразличным к волжским пейзажам. Какую роль играет пейзаж в чеховской драме?

Студент - Лирическое отношение Чехова к родине и природе, боль за разрушение ее красоты составляют подводное течение пьесы (Варя: «Уже взошло солнце, не холодно... Какие чудесные деревья» Боже мой, воздух! Скворцы поют!», Любовь Андреевна «О, сад мой! Весь, весь белый! После темной ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, силы небесные не покинули тебя...»).

Какую роль выполняют ремарки, паузы?

Студент - Они передают переживания героев, движения их чувств. Ремарки врастают в ткань произведения (в первом действии их свыше ста). Паузы придают значительность только что сказанному, углубляя, обостряя восприятие, заставляя переоценить смысл сказанного, помогают угадать недосказанное, облегчают переход от одной темы к другой.

(Студенты приводят примеры).

Все вместе взятое подтекст, обилие ремарок, пауз, характер пейзажа -составляет психологизм комедии. Приведите примеры, которые подтвердили бы вывод, что для пьесы характерен лиризм.

(Студенты зачитывают цитаты)

Для раскрытия идейного содержания произведения важны слуховые эффекты, придающие символический смысл отдельным деталям и картинам. Найдите их в тексте.

Такая организация урока дает возможность активизировать студентов, обеспечить их серьезное отношение к чтению произведения, воспитывает умение анализировать его. У студентов появляется раскованность, они отрываются от учебника, учатся выделять главное из сказанного учителем и товарищами (запись выводов). Естественно, этот урок включается в систему ему подобных, ведь, если не учить приемам такой работы постоянно, успеха не будет.