Преподаватель педагогики Абдурахманова У.Н.

Тема. «Методы мотивации»

Цель. Закрепить знания о классификации методов воспитания, изучить характеристику методов стимулирования, в частности метода наказания. Развития активности, самостоятельной работоспособности. Воспитание способности к проявлению инициативы, побуждение к коллективному сотрудничеству.

Оборудование. Выставка учебно-методической литературы, портреты классиков- педагогов, ТСО: телевизор и видеомагнитофон, компьютер, таблица, памятки-рекомендации, графический диктант и критерии его оценок, учебник общеобразовательной школы, учебники педагогики.

Литература : И.П. Подласый «Педагогика начальной школы», Г.М. Коджаспирова «Педагогика. Практикум и методические материалы», Г.М. Коджаспирова «Педагогика», И.З. Гликман «Теория и методика воспитания», В-А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов « Общая педагогика».

Структура урока:

I . Начало урока. Сообщение целей и задач.

II. Предварительная проверка знаний.

•  Объяснение нового материала с сопутствующим закреплением.

•  Итог урока. Домашнее задание.

1. Начало урока

Здравствуйте! Садитесь ребята. Для сегодняшней работы на уроке мне нужен будет помощник , учитель-дублер , вот вам список класса, там же указаны критерии оценки ответов. Спасибо, что сделали бейджи, теперь я знаю ваши имена, и так нам будет легче общаться. Цель нашего урока такова: закрепить знания о классификации методов воспитания, изучить характеристику методов стимулирования или мотивации. Нам необходимо будет вспомнить пройденную тему. Пожалуйста, к доске пойдет ... Вы записывайте методы, относящиеся к группе методов убеждения. А вы записывайте методы, относящиеся к группе методов упражнения. Ребята, а мы с вами вспомним.

-Что мы называем методами воспитания?

-Что такое прием воспитания?

- Что мы относим к средствам воспитания? Проверяю ответы студентов отвечающих у доски. Раскрываю доску. Предлагаю записать число, тему, план урока. В ходе изучения новой темы мы встретимся с такими словами (на развороте доски словарь урока) запишите значение этих слов.

Словарь урока:

  • Мотив - внутреннее побуждение к действию ( от латинского move - при­ водить в движении, толкать).
  • Этимология - происхождение того или иного слова или выражения .
  • Стимул - остроконечная палка , которой погоняли животных
  • Понукать- заставлять делать что-то, что - нибудь скорее, торопить.

Эпиграфом нашего урока будут слова Василия Александровича Сухо млинского: «Методы воспитания — это творчество учителей и воспитателей». Вы прочтите пожалуйста вслух. Как вы понимаете смысл этого вы­сказывания? В конце урока мы с вами вернемся к этой цитате и определим, наполнился ли ее смысл для вас новым содержанием. Итак, понятие о мето­дах стимулирования (показывая на доску, где записан план).

ПЛАН УРОКА

•  Понятие о методах мотивации (стимулирования).

•  Характеристика методов:

а) поощрение

б) соревнование

в) наказание

Стимулом в Древней Греции называли деревянную палку с заостренным наконечником, которой пользовались погонщики мулов и быков для понукания ленивых животных. Как видите, стимулирование имеет не очень приятную для людей этимологию. Но что делать, если человек, как и животное, нуждается в постоянных стимулах. Прямое и непосредственное назначе­ние стимулов - ускорять или наоборот тормозить определенные действия. Ребята я буду говорить, а вы записывайте: Задачи методов стимулирования таковы:

•  Закрепление положительных форм поведения .

•  Предупреждение и пресечение негативных проступков.

•  Активизация личности к деятельности.

С древнейших времен известны такие методы стимулирования, как по­ ощрение и наказание. Педагогика XX в. обратила внимание на еще один весьма действенный метод, хотя и не новый метод стимулирования - соревнование. Обращаю внимание студентов на таблицу, которая висит на доске.

Ребята, откройте учебники на стр. 280 и запишите определение метода поощрения и виды поощрения. Найдите, запишите, что является простей­ шим видом поощрения, и каково поощрение более высокого уровня. Поощре­ ния - это положительная оценка действий воспитанников. Они закрепляют положительные навыки и привычки.

Виды поощрений :

а) одобрение

б) ободрение

в) похвала

г) благодарность

д) предоставление почетных прав

е) награждение грамотами

ж) вывешивание фото школьников на почетном
стенде.

Одобрение - простейший вид поощрения. Одобрение можно выразить жестом, мимикой, положительной оценкой поведения, доверием в виде поручения. Поощрения более высокого уровня - благодарность, награждения. Награждать надо торжественно, при всех воспитателях, педагогах, родителях. Это значительно усиливает эмоциональную сторону стимулирования. Награждают за длительный и кропотливый труд.

Следующий метод - метод соревнования (стр. 281)

Соревнование - это метод формирования и закрепления необходимых качеств личности в процессе сравнения собственных результатов с достижениями других участников. Соревнуясь между собой, школьники быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные , эстетические качества. Классическим видом является соревнования за звание первого ученика школы, класса лучшего знатока предмета.

Теперь подробнее рассмотрим метод наказания. Почему именно метод наказания? Потому что, вопрос о наказаниях в педагогической практике очень актуальный и очень проблематичный.

Наказание - это способ воздействия на воспитанника с целью прекратить отрицательные действия.

По признанию воспитателей, метод наказания на много чаще используется ими в практической деятельности, чем поощрение. В то же время, многие известные педагоги Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Н.К. Крупская указывали на вред наказания и призывали вообще исключить его из процесса воспи тания детей. Наказание зачастую вызывает у детей ощущение несправедли вости, обиду и отрицательные эмоции.

В тоже время большинство педагогов-классиков и практикующих педагогов утверждает, что без наказания полностью обойтись нельзя, поскольку безнаказанность поощряет дурное поведение, способствует закреплению у самих этих школьников отрицательных качеств личности (Д.Локк, И.Ф.Гербарт, А.Макаренко, И.Иванов).

Итак, наказание вредно, не допустимо, но и в то же время без него обойтись никак нельзя. Как же преодолеть эти противоречия? Как вы думаете, ребята?

Давайте запишем:

1. Во-первых, надо категорически исключить из воспитательной работы такие наказания, как, оскорбления детей и физическое воздействие на них. Вспомните, какие вы знаете документы, защищающие права ребенка?

(Конвенция ООН о правах ребенка, Всеобщая Декларация о правах человека, Конституция РФ и РД, Закон об образовании, Устав школы).

•  Во-вторых, наказание - должно применяться по возможности редко, когда без них обойтись никак нельзя.

•  В-третьих, при наказаниях отрицательная оценка должна даваться не ученику вообще, не его личности в целом, даже не его поведению в полном объеме, а конкретному проступку.

•  В-четвертых , наказание должно быть лишь за преднамеренные проступки , за сознательное нарушение интересов других людей и общества . Нельзя наказывать ребенка за то, что он случайно уронил пенал или даже портфель во время урока.

5. В-пятых. Наказания очень индивидуальны, требуют личностного подхода. За один и тот же поступок одного можно наказывать, а другого поддержать. Например: ребенок - драчун, забияка, вечно всех обижает. Другой подрался, защищая младшего (оскорбленное собственное достоинство или честь другого человека)

6. В-шестых, нельзя наказывать в состоянии гнева, раздражения, аффек та «Не позволяй душе обиженной сиюминутного суда. Сильный - не мстительный, оружие сильных -доброта»- сказала педагог Т.Кузовлева.

Вывод. Как мне кажется, метод наказания будет использоваться до тех пор, т.е. будет в нем необходимость, пока люди не достигнут высокого уровня культуры, тогда необходимость наказания отпадет сама собой.

Гуманистическая педагогика не отрицает наказаний, а требует лишь изменения их меры, характера, способа введения. Именно сила и интенсивность наказаний считается критерием гуманизации воспитательной системы.

Опытные педагоги гибко пользуются целой системой наказаний, они считают, что лучше в начале применять более слабые, а при повторных случаях, переходить к более сильным наказаниям. Существуют такие виды наказаний:

•  недовольствие педагога, выраженное мимикой, взглядом, пластикой;

•  его косвенное отрицательное высказывание о проступке ученика;

•  словесное замечание, содержащее отрицательную оценку;

•  предупреждение нарушителю;

•  обсуждение проступка в группе;

•  официальный выговор;

•  исключение из группы ( класса, отряда, секции).

Этот вид наказаний должен применяться только в крайнем случае, чрезвычайно редко.

В различные этапы человеческой цивилизации существовали разные виды наказаний. (Показываю на карте). В школах Междуречья использовали удары розгами по пяткам. В Египте, нестарательного ученика били розгами по рукам и по спине. В Древней Греции, где впервые нашли отражение идеи гуманизма, тем не менее, не отменялось наказание учеников. В Греции секли розгами и считали, что через наказания ученик приобретает терпение, усидчивость, старательность. В Месопотамии, некоторые учителя применяли такие формы наказания как: ставили учащихся на колени, под кото рые насыпался горох. А народная педагогика Дагестана полностью отвергает телесные наказания.

Я хочу раздать рекомендации известного детского психотерапевта В.Леви, которые вам пригодятся в будущей работе. Давайте зачитаем их по цепочке (приложение №1).

Обратите внимание на эту выставку учебников и учебных пособий, в которых достаточно доступно и широко изложены взгляды педагогов прошлого и современности по вопросам воспитания.

В практике воспитания могут возникать различные ситуации, даже такие парадоксальные ситуации как эта. Включаю видеозапись тележурнала «Ералаш».

•  Какой метод стимулирования использовал Иван Грозный, отец ученика?

•  В какой форме оно было применено?

•  Какое из требований к использованию наказаний нарушено?

Какие еще методы относятся к методам мотивации? Я хотела бы дать вам творческое задание, сочините мини-сказку на тему «Методы стимулиро вания». Придумайте название сказки. Вы и вы - работаете с данной литературой. Найдите в тексте подтверждение использования методов наказания в древности.

Шесть человек работает за компьютером, выполняют тестовые задания.

Вы - разбираете проблемную ситуацию (уч. Коджаспирова , стр. 192).

Четыре человека составляют графические диктанты по теме «Методы

мотивации».

Этот ряд пишет графический диктант. (Провожу графический диктант).

•  К методам стимулирования относятся наказание, упражнение, игра (Нет).

•  Простейший вид поощрения - это награждение (Нет)

•  Наказание это отрицательная оценка проступков учащихся (Да)

•  Предупреждение - один из видов наказания (Да)

•  Наказание очень индивидуально (Да)

•  Замечание должно применяться только в крайнем случае (Нет)

•  Если есть сомнение наказывать или не наказывать, то наказывайте (Нет)

Критерии оценки графического диктанта:

Все правильно - «5»

1 неправильный ответ - «4»

2-3 неправильных ответа - «3»

более трех неправильных ответов - «2»

Проверяю результаты студентов, работающих с компьютерами. Проверяю графический диктант. Спрашиваю сколько «5», «4», «3» . А теперь, выслушаем студентов, работавших с дополнительной литературой (одна зачитывает, а другая показывает по карте). А сейчас, заслушаем творческие задания. Собираю графические диктанты и говорю, что я их проверю и оценю после урока. Сейчас заслушаем студентку, которой надо было разобрать проблемную ситуацию.

Итак, давайте вспомним назначение методов стимулирования (ответы студентов).

Когда и в какой ситуации применять, какой из методов всегда вопрос, так как нет универсальных ответов на возникающие ситуации.

Давайте послушаем мнение ведущих специалистов в области образования об использовании методов стимулирования. Включаю видеозапись.

Итак, какой мы можем сделать вывод по сегодняшнему уроку?

Вывод. Методы и приемы воспитания самые различные, но их нельзя использовать механически. Надо всегда искать ту совокупность методов, которая позволит легче, быстрее и качественнее достичь поставленных целей. В воспитании, как и в обучении, цель одна для всех учебно-воспитательных учреждений - воспитывать ребенка нравственным, понимающим свою при­надлежность ко всему человечеству, к стране, где он живет, к народу, на ции, к которой он принадлежит и, которая внесла свой вклад в развитие мировой культуры, в систему общечеловеческих ценностей. Но, использование методов воспитания не может быть одинаковым. Это творчество учителей- воспитателей, и чем выше оно будет, чем разнообразнее будет совокупность методов воспитания, тем выше будут результаты воспитания детей.

Ребята, а теперь вернемся к цитате (прошу зачитать), наполнился ли смысл этого высказывания для вас новым содержанием? (Ответы студентов).

Подведем итог урока.

Достигли ли мы той цели, которая была поставлена перед нами в начале урока?

Теперь учитель-дублер оценит своих однокурсников (оценка с комментариями).

Молодцы ребята! (Подтверждаю эти оценки).

Д/з