Сценарий

литературного вечера, посвященного творчеству Расула Гамзатова.

Оборудование: портрет Р.Гамзатова, кадры соответствующие содержанию стихов

Эпиграф в форме инсценированной композиции по стихам Р.Гамзатова с национальными мотивами (народные промыслы Дагестана)

Открывается занавес. Звучит дагестанская мелодия

Чтение сопровождается действиями

С целым миром спорить я готов,

Я готов поклясться головою

В том, что есть глаза у всех цветов,

И они глядят на нас с тобою.

Смеемся или хмурим брови,

Для нас в любые времена

В раздумье , в поступке , в слове

Таинственность заключена

Когда коня седлает во дворе

В неблизкий путь собравшейся мужчина,

Его всегда встречает на заре

Горянка с полным до краев кувшином

Мать люльку качает в ауле,

А где-то под желтой луной

Свистят ненасытные пули ,

И вспять не вернуть ни одной

Но каждый своей параллелью

Мир чает: Придут времена,

Как женщина над колыбелью,

Склонится над ним тишина.

Мне кажется, порою что солдаты,

С кровавых не пришедшие полей,

НЕ в землю эту полегли когда то

А превратились в белых журавлей.

От слепой молвы бродячей

Нет у женщин талисмана,

Но клянусь душою зрячей:

НЕ найти в тебе изъяна.

Пусть любовь считает кто-то

Наваждением шайтана

Что ж? Тонка его работа ,

Если нет в тебе изъяна…

Подарки , дары, подношенья –

Идет ходуном голова .

Бесплатное к ним приложенье

Людских пожеланий слова

Кастрюля подарена Асе,

И сказано к месту вполне:

«Пускай не тоскует о мясе

Кастрюля на жарком огне!»

Есть в каждом ауле обычай,

И речка, своя и родник,

И даже особый отличный

От прочих селений язык.

Вот так и у девушки каждой ,

Что учится здесь, приглядись:

Свой день за плечами вчерашний ,

Судьба своя, чаянья , жизнь.

Звучит музыка

Голос из-за сцены (На экране кадры из жизни Р.Гамзатова)

Если в мире тысяча мужчин….

Если в мире тысяча мужчин

Снарядить тебе готова сватов,

Знай, что в этой тысяче мужчин

Нахожусь и я- Расул Гамзатов.

Если пленены тобой давно

Сто мужчин,

Чья кровь несется с гулом,

Разглядеть меж них не мудрено

Горца, нареченного Расулом

Если десять влюблены в тебя

Истинных мужей-

Огня не спрятав,

Среди них, ликуя и скорбя,

Нахожусь и я – Расул Гамзатов.

Если без ума всего один

От тебя, не склонная к посулам,

Знай, что с облачных вершин

Горец, именуемы й Расулом.

Если не влюблен в тебя никто

И грустней ты сумрачных закатов ,

Значит, на базальтовом плато

Погребен в горах Расул Гамзатов

Ведущий: Махмудова С.А. Наш педагогический колледж имеет честь носить имя Р.Гамзатова. Это ко многому обязывает, и мы традиционно каждый год проводим месячники, посвященные творчеству нашего великого земляка. Знать его поэзию - это значить учиться. Учиться любить Родину, Дагестан, его людей, обычаи, природу, историю…

Расул Гамзатов - не только поэт, он- Учитель. И каждый из нас должен помнить об этом. Творчество поэта обширно во всех отношениях, он создал замечательные произведения самых различных жанров: стихотворения, поэмы, сонеты, эпиграммы, послания, афористические надписи, философские эссе…

Столь же широка тематика его творчества. Расул Гамзатов воспел страну гор, ее обычаи, природу, людей, героическую историю .

Большое место в его стихах занимают стихи о матери, об отце и братьях.

Стихотворение об отце

( читает Салахутдинов М., студент 3сп «А» курса)

Шагая к людям собственной тропою,

Не замыкаясь в тесный круг семьи ,

Делил отец мой , родина, с тобою

И горести, и радости твои.

Казалось ,

Становился он моложе,

Когда взбирался на вершины гор.

Любил он море, но ему дороже моря

Был земной простор

Не потому ль , что хлеб родится в поле

И вьются тропы к холмикам могил,

Познавший цену радости и боли,

Твою, отчизна , землю он любил!

Еще он птиц любил под небесами,

И облака , и ливня великий гром

Я на тебя смотрю его глазами

И думаю о будущем твоим

Нет мой отец не мог с тобой расстаться

И у минут последних на краю

Он завещал мне все свое богатство

Любовь к тебе нетленную свою!

Ведущий: Судьба Расула Гамзатова - судьба его народа. Это он подчеркивает в стихах

Стихотворение «В дни цветения и в дни листопада ….

(Читает Ибнухаджарова А, ст. 4 «З» курса) )

В дни цветенья и в дни листопада

В мире, склонном к надеждам благим,

Мне отдельного счастья не надо,

Недоступного людям другим.

Мне не надо отдельного неба,

Чья заря подсветила росу,

Мне не надо отдельного хлеба

И отдельной охоты в лесу.

От других я ничем не отличный,

И не надо, коль слягу опять,

Мне отдельной палаты больничной

И лекарств, что другим не достать.

Там, где ходят стихи, как когда-то,

Наподобие чаш круговых,

Вы любите меня не предвзято,

Вы судите меня, как других.

И хочу, чтобы долю делили,

Как в бою мы, солдатам под стать.

Не в отдельной, а в братской могиле

Я готов после смерти лежать.

(Перевод Я. Козловского)

Ведущий: Р.Гамзатов глубоко переживал, если ему приходилось встречаться с негативными явлениями в нашей жизни . Он никогда не закрывал глаза и смело писал об многих отрицательных сторонах в жизни общества.

Стихотворение «Посредственность»

(Читает Салахудинова Б.ст. 4 «В» курса)

Посредственность

Я не люблю посредственность судьбы,

Хотя так много серости на свете .

Спешит склонить услужливые лбы

В ту сторону, откуда дует ветер.

Бывает спор меж небом и землей —

И гром, и град, и молний пантомима...

И меж друзьями может грянуть бой,

Лишь серость, как всегда, невозмутим.

Посредственных чиновников толпа,

Как век назад толкается у трона.

И катится, как под гору арба,

Поклон подобострастный за поклоном.

Посредственных поэтов череда

Спещит гуськом на творческую спевку,

И Муза, умирая от стыда,

Выходит на панель продажной девкой.

Заполонила серость все кругом,

И от нее не скрыться, как ни странно.

Захлопнешь дверь,

забьешь гвоздями дом —

Таращится она с телеэкрана.

Жужжит реклама, как веретено,

Назойлива, хотя всегда убога.

Она успешно выжила давно

С экранов наших Пушкина и Блока.

Посредственность без меры, без конца

Заполнила высокие трибуны,

И микрофоны, заглушив сердца,

Гремят сегодня громче горских бубнов.

Ведущий: Истинный патриот, Расул Гамзатов так воспел природу Дагестана , что о нашем крае услышал весь мир. Именно через призму великого творчества поэта в самых разных странах люди увидели Дагестан во всем его национальном и культурном многообразии. Любви к родному краю и его людям можно учиться на творчестве Р.Гамзатова

Песня «По горным дорогам»

исполняет Мусаева Аймесей, студентка 2 «Г» курса

Стихотворения:

а) «И люблю малиновый рассвет я…»

(читает студентка 4 «Б» курса Шамсудинова Б.)

И люблю малиновый рассвет я,

И люблю молитвенный закат,

И люблю медовый первоцвет я,

И люблю багровый листопад.

И люблю не дома, а на воле,

В чистом поле, на хмельной траве, Задремать и пролежать, доколе

Не склонится месяц к голове.

Без зурны могу и без чунгура

Наслаждаться музыкою я,

Иначе так часто ни к чему бы Приходить мне на берег ручья.

Я без крова обошелся б даже,

Мне не надо в жизни ничего.

Только б горы, скалы их и кряжи

Были возле сердца моего.

б) «Молитва» (на русском и английском языке) (читают сестры Зайнутдиновы, студентки 4 «Г» курса )

Молитва

Когда поднимешься к вершинам синим,

Где достают рукою небосвод,

Когда услышишь, как река в теснине

Который век все ту же песнь поет.

Когда увидишь: в небе кружит птица,

А по изгибам гор ползут стада,

Родной земле захочешь ты молиться,

Хоть не молился в жизни никогда.

Когда за далью моря корабельный

Увидишь ты, как солнце шар поблек,

И будто в лампе десятилинейной

Прикрутит вечер блеклый фитилек.

Когда увидишь: солнце в море тонет

И режет солнце пополам вода,

Ты склонишься в молитвенном поклоне,

Хоть ты и не молился никогда.

Увидишь, ты как пожилые люди,

Сидят свои седины теребя,

Как женщина ребенка кормит грудью,

И в сотый раз все потрясет тебя.

И все, что на земле, что в небе синем,

Захочешь ты постичь , и вот тогда

Застынешь, и молитва горлом хлынет,

Хоть ты молитв не слышал никогда!

Ведущий: Традиции, обычаи дагестанцев ярко и емко показаны поэтом.

Инсценировка стихотворения «Старые горцы»

(Магомедова Н. – студентка 4 «З» курса, группа мальчиков)

СТАРЫЕ ГОРЦЫ

Они в горах живут высоко,

С времен пророка ли, бог весть,

И выше всех вершин Востока

Считают собственную честь.

И никому не сбить их с толка,

Такая зоркость им дана,

Что на любого глянут только —

И уж видна его цена.

И перед боем горцам старым

От века ясно наперед,

Кто выстоит, подобно скалам,

Кто на колени упадет.

И ложь почувствуют тотчас же,

Из чьих бы уст она ни шла;

Какой бы хитрой, и тончайшей, И золоченой ни была.

Они горды не от гордыни,

И знаю: им секрет открыт,

О чем в обуглившейся сини

Звезда с звездою говорит.

Они горды не от гордыни.

Путь уступая их коню,

Я, в гору еду ли, с горы ли,

Пред ними голову клоню.

Ведущий: В творчестве Р.Гамзатова выделяется редкий жанр надписей:

Это своего рода поэтическое открытие автора, так как аналогов в мировой поэзии мало. Афористичные, философские, юмористические надписи на дверях и воротах, на могильных камнях, на часах, на кинжалах и светильниках, на кубачинских, балхарских, унцукульских изделиях, на книгах и колыбелях, на седлах, на пандуре отличаются дагестанским национальным колоритом и тонко показывают традиции нашего народа. Это поистине миниатюрная энциклопедия Дагестана.

(Надписи , читает Магомедова А., студентка 2 «Б» курса )

Надписи на воротах

« Входи, прохожий, отворяй ворота.

Я не спрошу откуда, чей ты, кто ты?»

«Стучите ночью и средь бела дня:

Стук гостя – это песня для меня»

«Ни в ранний час, ни в поздний час

В дверь не стучать , друзья,

И сердце отперто для вас

И дверь моя»

Надписи на придорожных камнях:

«Чтоб владеть кинжалом, помни, друг

Голова куда нужнее рук»

«Для дружеской руки -

Вот рукоять моя.

Для вражеской груди –

Сталь острия!»

Надписи на винных рогах:

«Порой не знает даже бог

Того, что слышал винный рог»

Надписи на очагах и каминах:

«Куда бы ни был брошен судьбой,

Его тепло ты унесешь с собой»

«Тепло родного очага теплей,

Чем просто жар горящих в нем углей»

Надписи на скалах:

«Любовь джигита, мужество орла

Не спрашивают высока ль скала»

Надписи на книгах:

«Страница здесь похожа на окно:

Открывшему увидеть мир дано

«Книга – зеркало для мудреца,

В ней видны черты его лица»

«И верный друг и гость случайный,

Она тебя поднимет ввысь,

Мир озарит, откроет тайны,-

Ты только слушать согласись»

Надписи на знаменах:

«Мужчина, будь достоин

В руке его держать

Ведь если сабля-воин,

То знамя – это рать»

«Падут джигиты на полях,

А знамя не падет:

Его древко в своих руках

Сжимает весь народ» .

«В Ахвахе» (инсценировка» Исполняют Ибнухаджарова А., студентка

4 «З» курса , Чупалаев Ш. 4 «Е» , Салахутдинов М. 3 спец.

Абдуллаев М., 4 «Ж»

В АХВАХЕ

Другу Мусе Магомедову

Чтоб сердце билось учащенно,

Давай отправимся в Ахвах,

Узнаем, молоды ль еще мы

Иль отгуляли в женихах?

Тряхнем - ка юностью в Ахвахе

И вновь, как там заведено, Свои забросим мы папахи

К одной из девушек в окно.

И станет сразу нам понятно,

В кого девчонка влюблена:

Чья шапка вылетит обратно,

К тому девчонка холодна.

...Я вспоминаю месяц тонкий,

Поры весенней вечера

И о любви лихие толки,

Все это было не вчера.

В тот давний год подростком ставший, Не сверстников в ауле я,

А тех, кто был немного старше, Старался залучить в друзья.

Не потому ли очутился С парнями во дворе одном,

Где раньше срока отличился,

И не раскаиваюсь в том.

Листва шуршала, словно пена,

Светила тонкая луна,

Мы долго слушали, как пела

Горянка, сидя у окна.

Про солнце пела, и про звезды,

И про того, кто сердцу мил.

Пусть он спешит, пока не поздно,

Пока другой не полюбил.

Что стала трепетнее птахи

Моя душа — не мудрено,

А парни скинули папахи

И стали целиться в окно.

Здесь не нужна была сноровка,

Я. словно жребий: да иль нет,—

Как равный кепку бросил ловко За их папахами вослед.

Казалось, не дышал я вовсе,

Когда папахи по одной,

Как будто из закута овцы,

Выскакивали под луной.

И кепка с козырьком, похожим

На перебитое крыло,

Когда упала наземь тоже,

Я понял — мне не повезло.

А девушка из состраданья

Сказала:

«Мальчик, погоди.

Пришел ты рано на свиданье,

Попозже, милый, приходи».

Дрожа от горя, как от страха,

Ушел я — раненый юнец.

А кто-то за своей папахой

В окно распахнутое лез.

Промчались годы, словно воды,

Не раз листвы кружили прах.

Как через горы, через годы

Приехал снова я в Ахвах.

Невесты горские...

Я пал ли

На поле времени для них?

Со мной другие парни были,

И я был старше остальных.

Все как тогда: и песня та же,

И шелест листьев в тишине.

И вижу,

показалось даже,

Я ту же девушку в окне.

Когда пошли папахи в дело,

О счастье девушку моля,

В окно раскрытое влетела

И шляпа модная моя.

Тема матери.

Ведущий: Мать-вечная тема поэзии. Невозможно даже представить, сколько прекрасных слов сказано об этом.

Но Р.Гамзатов нашел новые, необыкновенные слова. Он не побоялся в выборе темы повторяться. И оказалось, что его гимн матери зазвучал в общем резонансе мировой лирики.

Кадры из видеофильма : Мать, семья, Р.Гамзатов с дочерьми и женой.

В мире, который становится неизбежно все более рационалистическим, человек невольно начинает стесняться своих чувств, глубочайшего, безоглядного их выражения. Может быть мы стесняемся показаться наивными или сентиментальными? Р.Гамзатов не стесняется признаться в любви к матери, к женщине, к жизни. И мы благодарны ему за это!

Стихотворение «Мать» на кумыкском языке

(читает студентка 3 «Б» курса Хасанханова Эльмира)

Песня о матери (Поет Омаров Г.А., преподаватель музыки)

Стихотворение «Мать» на аварском языке

(читает студентка 4 «В» курса Салахудинова Б.)

Ведущий: Вечная тема литературы - любовь. Р.Гамзатов был счастлив в любви . Очень много прекрасных строк посвящено им жене Патимат.

Малоизвестные страницы любви открыла в поэзии Р.Гамзатова преподаватель русского языка и литературы Абдулатипова Нина Владимировна.

«Рассказ о Шахри»

стихотворение

«Аттестат любви»

О том, как писалась это поэма .

Это было в 1953 году. Из задуманного Р.Гамзатов осуществил только пятую часть , решив остальное дописать позже, он уехал по срочным делам. Но приступить к поэме не позволили новые стихи . Поэт вручил читателям главы из этой поэмы как свидетельство юной и пылкой любви . Р.Гамзатов признается , что тогда у него не хватило духу поведать о своей любви до конца. «Если сумею, то расскажу. Если не сумею, другие расскажут, как знать…Вот этим другим и дарю я начало своей незавершенной поэмы. И только две просьбы есть у меня к ним: больного всегда навещайте вовремя, ибо потом не посетите его никогда. Начатую поэму не прерывайте на середине, ибо она так и останется недописанной»

Поэт увидел Шахри в Цада , на базаре , он очарован был ее красотой и красивыми песнями. Но чудное мгновение длилось недолго: Шахри с мамой Кусум ушли в Ахвах, где они жили. Расул не знал , какой найти предлог , чтобы увидеть любимую .

Но он вспомнил, что в Ахвахе живет его однокурсник из педучилища Омар. Расул пешком прошел 40 км. тернистого пути . Встреча состоялась . А что произошло дальше, вы узнаете, прочитав поэму «Аттестат любви»

Шахри, Шахри…

Опять перед глазами …

Что ей сказать? В груди горит огонь.

Когда то я не выдержал экзамен,

Споткнувшись на дороге, будто конь.

Шахри, Шахри – таинственное имя,

Арабских сказок тонкий аромат …

На свете не найти его любимей,

Как дорог мне насмешливый твой взгляд.

Прощай, Шахри…

Я завтра уезжаю

Дождь кончится и ясный день взойдет

Прощай , Ахвах…

Моя тоска растает,

Как будто снег под мартовским дождем

Прости, Шахри…

Ахвахская орлица,

Как ты парила в танце , трепеща…

Он по ночам мне долго будет сниться!

Будь счастлива навеки

И прощай!

Ведущий: Расул Гамзатов умел дружить, умел ценить друзей, дорожить ими. Широко известны стихи и песня «Берегите друзей»

Грустью наполнено стихотворение , посвященное памяти друга

Стихотворение «Слезинка» (читает студентка Госенханова П.

ст. 4 «Б» курса )

Ты ли, слезинка, поможешь мне в горе?

Ты ли блеснешь и рассеешь беду?

Горца, меня, для чего ты позоришь,

Что ты блестишь у людей на виду?

Тот, чьи глаза мы сегодня закрыли,

Видел и горе, и холод, и зной,

Но никогда его очи в бессилье

Не застилало твоей пеленой.

Тихо в ответ мне шепнула слезинка:

«Если стыдишься, себя ты не мучь.

Людям скажи, что блеснула дождинка,

Малая капля, упавшая с туч».

Тема войны

1. Лейла Кадиева и Мадина Кудаева студенты 2 «Д» курса

песня «Журавли»

(1ый куплет, без музыки)

2. История «Журавлей»

Ведущий: Это стихотворение Р.Гамзатовым написан в 1965г. в г.Хиросиме (в Японии).

Расул Гамзатов пишет, что увидел в Хиросиме проекты памятника простой японской девочки с журавликом в руках . Узнав ее историю он испытал глубокое волнение которое вылилось, потом в стихи.

Девочка лежала в госпитале и в надежде на выздоровлении она должна была вырезать из бумаги 1000 белых журавликов , но не успела, скончалась.

Однажды у памятника девочки с журавликом он увидел впечатляющее зрелище: 1000 женщин в трауре.

Случилось так, что когда Р.стоял в толпе человеческого горя в небе вдруг появились настоящие журавли, говорили, что они прилетели из Сибири. Журавли из нашей Родины в Японском небе. В этот день Расул получил телеграмму из дома, о смерти матери. Ему пришлось немедленно вылететь домой. По дороге домой он думал о матери, о журавлях, о девочке с журавликом, о миллионах не вернувшихся с войны.

Р.Гамзатов говорил: «Раньше мне не приходилось писать о журавлях, хотя еще в детстве с плоской крыши своей сакли, я следил за их полетом. Но моими любимыми птицами были орлы и голуби. О них я писал без устали. Но в этот раз меня позвали журавли. Друг Расула Н.Гребнев перевел это стихотворение на русский язык .

Случилось так, что однажды известный певец Марк Бернес позвонил Р.Гамзатову из Москвы в Махачкалу. И спели песню Журавли.

«Я растерялся и не мог в ответ ничего сказать.

Бернес спросил меня: «Расул, ты не будешь против, если я слово «джигиты» заменю словом «солдаты»?

Мне казалось, что слово «джигиты» придает стихотворению национальную окраску. Но услышав песню, понял, сто слово «солдаты» вносит в нее новый смысл, делает ее не столько дагестанской, сколько общечеловеческой.

3. Стихотворение «Журавли»

Ведущий: Расул стал для Дагестана знамением свыше, вестником новой эпохи, созданной самим Расулом, но пережившей поэта и не закончившейся после его смерти. Поэзия Гамзатова будет жить, пока жив Дагестан. Он пророчески написал об этом в стихотворении « Я памятник воздвиг себя из песен». Тема эта не нова в поэзии. Первым было стихотворение древнеримского поэта Горация, в русской поэзии вольный перевод его сделал Державин. Всем известен «Памятник» Пушкина. Р.Гамзатов продолжил эту традицию, но внес в стихотворение национальный колорит, отразил в нем черты времени.

Стихотворение «Я памятник себе воздвиг из песен..»

(читает студентка 3 «А» курса Каниева Равия)

Памятник

Я памятник себе воздвиг из песен

-Он не высок, тот камень на плато,

Но если горный край мой не исчезнет,

То не разрушит памятник никто.

Ни ветер, что в горах по-волчьи воет,

Ни дождь, ни нег, ни августовский зной.

При жизни горы были мне судьбою,

Когда умру, я стану их судьбой.

Поддерживать огонь мой не устанут,

И в честь мою еще немало лет

Младенцев нарекать горянки станут

В надежде, что появится поэт.

И мое имя, как речную гальку,

Не отшлифует времени поток.

И со стихов моих не снимут кальку,

Ведь тайна их останется меж строк.

Когда уйду от вас дорогой дальней

В тот край, откуда возвращенья нет,

То журавли, летящие печально,

Напоминать вам будут обо мне.

Я разным был, как время было разным

-Как угол - острым, гладким - как овал...

И все же никогда холодный разум

Огня души моей не затмевал.

Однажды мной зажженная лампада

Еще согреет сердце не одно,

И только упрекать меня не надо

В том, что мне было свыше не дано.

Я в жизни не геройствовал лукаво,

Но с подлостью я честно воевал

И горской лирой мировую славу

Аулу неизвестному снискал.

Пусть гордый финн не вспомнит мое имя,

Не упомянет пусть меня калмык.

Но горцы будут с песнями моими

Веками жить, храня родной язык.

На карте, что поэзией зовется,

Мой остров не исчезнет в грозной мгле.

И будут петь меня, пока поется

Хоть одному аварцу на земле

Ведущий:

Он воспевал героев своего времени, возвращал из небытия героев прошедших веков и доказывал , что можно жить в этом мире так, чтобы не было стыдно за свои дела и поступки. Гамзатов своим жизненным примером показал всем , как много может достичь один человек, орудия которого – поэтическое слово.

3 ноября 2003 года поэт занял место в журавлином клине бессмертия. Восемь десятилетий своей жизни на земле он сумел использовать сполна. Он создал столько великих творений , что современникам потомкам нужны еще долгие годы, чтобы осмыслить и оценить это бесценное наследие.

В зале и на сцене гаснет свет. Горит свеча.

Ведущий Махмудова С.А. , преподаватель русского языка и литературы читает стихотворение «Завещание»

Ночей и дней все нарастает бег,

В Путь Млечный перейдет тропа земная.

Что завещать мне людям, белый снег,

Что завещать им, лошадь вороная?

Что в дар оставить: к милости призыв?

Иль зов к отмщенью, кровника достойный ,

Чтоб говорили: видел сны покойный,

Под голову оружие положив?

Мы негодуем, мучаемся , любим,

Я сам себе и раб и государь,

И, уходя, что мне оставить людям,

Связуя воедино новь и старь?

Родов ли зависть, схожую с проклятьем

Вражду племен, коварство ли владык,

Что должен я в наследство передать им,

Покуда мой не онемел язык?

И, проникавший в роковые страсти,

Настанет час, я упаду с седла ,

Где нет числа канатоходцам власти,

Канат высок, но низменны дела

Горит светильник, что зажжен когда-то

Моим отцом вблизи ночных отар

И вместе со стихами – сын Гамзата

Его я горцам оставляю в дар.

Ведущий: Слово предоставляется директору колледжа Омарову Б.О.