Магомедова С.Г., Хузайматова Д.К.
Цель: Воспитать в студентах правильное понятие о чести, совести, намусе,
воспитать уважение к старшим, своим родителям.
Научить студентов ценить свою (дагестанскую) культуру, традиции, обычаи.

Форма проведения: дискуссия

Оборудование: телевизор, магнитофон,DVD, диск с записью интервью и сюжетом из детского дома г.Буйнакска, жёлтые и синие карточки, листы с правилами ведения дискуссии/


На фоне даг. мелодии и титров с изображением гор, рек, сёл Дагестана звучит стихотворение Фазу Алиевой «Законы гор». 
( читают 3
студентки )

I
В горах моих родных
Не писаны законы,
Во все века
Никто их не писал,
Никто из них томов
Не составлял –
Натуры горцев
К этому не склонны,
Но если в очаге
У одного лишь горца
Еще хранится искорка огня,
Она из ночи в ночь,
День изо дня
Из очага в очаг передается.
И если в сундуке
У одного лишь горца
Еще хранится горсточка муки,
Ее на все хватает очаги,
И в каждом доме свежий хлеб печется.
И если юношу
В дорогу провожают,
На проводы выходит
Весь аул,
А если кто в ауле захворает,
Покоя не находит весь аул.
II
Не станут никогда
В одном конце аула
Справлять рожденье,
Свадьбу затевать,
Когда умершего оплакивает мать
И вся родня в другом конце аула;
И если свадьба у кого-нибудь из горцев,
Увидишь дым лишь из одной трубы:
Аул, дневные завершив труды,
У жениха,
В его дому сойдется,
И ни в одном окне
Ты не увидишь света,
Когда родной аул кого-нибудь,
Скорбя, в последний провожает путь,-
Ведь нету горя
Большего, чем это.
И если совершит
Джигит поступок грязный,
То весь аул тогда судья ему
И если стать героем одному
Удастся, у всего аула праздник.
Не за столом тут друга выбирают,
А в час, когда заявится беда.
В почтительном молчании всегда
Здесь молодые старикам внимают
III
Мне не оставили,
Томов в наследство предки,
В которых бы прочла законы гор,
Но лишь о них заходит разговор,
Я вижу вас,
Соседи и соседки,
Я вижу жар из очага-
Из руки в руки,
И вижу, как идет мука-
Из рук и в руки,
И с хмелем свадебный сосуд-
Из рук и в руки,
И как умершего несут –
Соседей руки.
Душа у горца - меч,
Когда враги придут.
Когда друзья придут
Душа его – ковер,
Вот каковы законы наших гор,
Они не в книгах,
А в самой природе.
Законы гор, не включены в тома,
Их каждый раз диктует кровь сама.

Хузайматова Д.К.: Дагестан – своеобразный и уникальный в цивилизационном отношении регион, где на протяжении многих веков вырабатывались вои духовные ценности, формировалась своя система воспитания подрастающего поколения. Эта система, основанная на традициях и адатах, существующая тысячелетия, выступает средоточием духовной жизни Дагестана; здесь раскрываются особенности нашего общества, его характер, нравы, психология.
Магомедова С.Г.: Каждая цивилизация вырабатывает свой идеал человека и требует, чтобы на него ориентировалось воспитание растущей личности.
И сегодня мы собрались обсудить к каким идеалам стремится сегодняшняя молодежь, какие у нее ценности, как она чтит заветы предков и чтит ли вообще?
Хузайматова Д.К.: Хотелось бы сказать, что наш классный час сегодня пройдет в несколько необычной форме – в форме дискуссии. Дискуссия – это коллективное обсуждение спорного вопроса, проходящее в борьбе мнений с целью поиска его оптимального решения. Это ни в коем случае не базар, и не спор. Мы хотели бы ознакомить вас с правилами ведения дискуссии, которых вы должны придерживаться.
1. Я критикую идеи, а не людей
2. Моя цель не в том чтобы «победить», а в том, чтобы прийти к наилучшему решению
3. Я выслушиваю соображения каждого, даже если с ним не согласен.
4. Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему.
5. Я изменяю свою точку зрения, когда факты дают для этого основания.

Магомедова С.Г.: На наш классный час сегодня мы пригласили уважаемых гостей. Это преподаватели нашего колледжа: Микаил Магомедович Дугричилов, Антонина Романовна Подгорная, Румилият Абуталибовна, Закарьяева Раисат Идрисовна, а также гости из разных городов Дагестана. Мне хотелось бы, чтобы вы поприветствовали их и отмечу, что они тоже примут участие в дискуссии.
Хузайматова Д.К.: Сегодня мы поговорим о трех аспектах нравственности человека: это уважение старшим, взаимоотношения между молодыми людьми и проблема отношения современной молодежи к древним обычаям и традициям.
Мне хотелось бы, чтобы вы сейчас проголосовали. Поднимите, пожалуйста, желтую карточку те, кто считает, что проблема в отношении к старшим у нас в Дагестане существует сегодня, а те, кто считают, что такой проблемы нет, поднимите синюю карточку. (Подсчет). Спасибо.
Магомедова С.Г.: А для начала мы предлагаем посмотреть небольшой сюжет.

<Видеосюжет - интервью>

Вы прослушали мнение нескольких людей и хотелось бы узнать у вас – почему в Дагестане – республике с такими богатыми обычаями, с понятиями о чести, совести, намусе, которые передавались из поколения в поколение, о нынешней молодежи складывается больше негативное мнение, нежели положительное? Действительно ли это так, как они говорят?
Или, может быть, упрекая молодежь всем скопом, за какие – то мелочи, говоря, что они живут «не так», мы порой забываем, что они – это мы - только моложе. Как вы думаете, справедливо ли они упрекают молодежь?

<ответы студентов>

Студентка: Молодежь действительно стала забывать свои традиции, она во многом стала ориентироваться на С.М.И. И даже когда старшие им что – то советуют, они только машут руками и считают, что взрослые их не понимают. Многие молодые люди в поисках развлечений и собственной наживы даже забывают, что у них есть мать и отец, и что о них нужно заботиться, пока они живы.
Хузайматова Д.К.: Вот тут, пожалуй, остановимся на мгновение. Действительно, отношение к старшим, что особенно поразительно для Дагестана в наше время изменилось.
Путешественник XIX века И.Ф. Ган с восхищением писал: «В наш век, когда в культурных странах молодые люди так мало уважают старших, весьма приятно видеть у этих «дикарей» с каким почетом молодежь относится к родителям и старшим вообще. Воля родителей для детей – священный закон».
Однако, сегодня мы с сожалением хотим заметить, что это далеко не всегда так. Один из ярких примеров этого – Дом престарелых в городе Махачкале, где с каждым годом число стариков не уменьшается, а только увеличивается. Я хотела бы прочитать вам небольшое письмо:
« Дорогая мамочка, родная, любимая. Прости, прости свою бессовестную дочь. Я опять не имею возможности к тебе приехать. Но, звоню, беспокоюсь. И вот врач сказал, что у тебя все хорошо! Ты же меня поймешь, жизнь наступает на пятки! Тяжело - вокруг много зла. Вижу тебя во сне, вспоминаю наши трудные и прекрасные деньки. Милая моя, прости! Жизнь меня не радует! А за тебя я спокойна! Государство не бросит. Что тебе еще надо? Тепло, уют, накормлена, напоена. Все хорошо. За меня не беспокойся, станет хуже, приеду, навещу. Целую, дорогая, прости»
Магомедова С.Г.: Как вы относитесь к дочери, отдавшей свою мать в Дом престарелых?
Хузайматова Д.К.: Имела ли она право так поступать? Можно ли ее понять?
Магомедова С.Г.: Как вы думаете, почему жизнь ее не радует?
Хузайматова Д.К.: А каково вообще отношение к старшим в Дагестане?
Магомедова С.Г.: А вы часто пропускаете мнение родителей мимо ушей?
Хузайматова Д.К.: Все вы знаете произведение Р.Гамзатова «Горянка». Помните, главная героиня Асият, не послушав родителей, бросила жениха, которого они ей выбрали, уехала учиться и вышла замуж за того, за кого хотела? Правильно ли она поступила?
Магомедова С.Г.: За, что мы должны уважать старость?
Хузайматова Д.К.: Старость, конечно, нужно уважать и прислушиваться к мнению старших. В Дагестане даже была пословица: Коль старика с тобою рядом нет, ты хоть со старым пнем держи совет.
Студентка: Я вспомнила одно стихотворение о стариках и хотела бы прочитать:
Для весенних цветущих ветвей
Корни более, чем родня…
Берегите старых людей
От обид, холодов, огня…
За спиной у них гул атак,
Годы тяжких трудов и битв…
Но у старости ломок шаг
И неровен дыханья ритм
Но у старости силы не те,
Дней прожитых мал запас.
Берегите старых людей,
Без которых не было б вас.
Магомедова С.Г.: Мы хотели бы рассказать вам о двух случаях, приключившихся на самом деле.
Представьте себе очередь в магазине за продуктами. Нарядно одетый молодой человек подходит к впереди стоящей девушке и просит ему купить то-то и то-то. Девушка, ничего не говоря, покупает и ему и себе продукты и они вместе уходят. «Какой красивый молодой человек»,- говорит старушка, стоящая в очереди.
Кто-то начинает возмущаться: «Да о чём вы говорите?!» «Если бы и его поступки были столь же красивы, как и он »,- продолжила старушка.
Хузайматова Д.К.: Представьте себе очередь в кассу за билетами. К очереди подходит старая женщина и просит пропустить её, так как она очень спешит.
Очередь начинает возмущаться, объясняя, что все спешат. «Я – ветеран войны »,- говорит она, не находя других аргументов. «Покажите удостоверение»,- усмехается кто-то. Старушка начинает рыться в сумках, вещи рассыпаются, она со слезами на глазах снова их запихивает в сумки. Вдруг из очереди выходит мужчина средних лет, совершенно седой. Он подходит к старушке и спрашивает, куда ей нужен билет. Она отвечает. Он подходит к кассе, показывает удостоверение воина-афганца, покупает билет, отдаёт старушке, а сам становится на своё место в очереди.
Мы оставим эти ситуации без комментариев. Выводы делать вам. Только отметим, что уважением к старшим измеряется достоинство человека. Надеемся, что эта традиция не канет в лету.

Магомедова С.Г.: У Дагестана огромное количество красивых традиций, которые воспитывают человечность, совесть. Это и обычай гостеприимства, и обычай добрососедства, и обычай взаимопомощи и традиции человечности. Правило горцев: продай поле, дом, потеряй все имущество, но не продавай и не теряй в себе человека.

СЦЕНКА «ПЕРЕД ВАМИ ДВЕ ДОРОГИ ВЫБИРАЙТЕ…»

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, в глазах стояли слезы.
- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.
- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав ее руку.
-Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.
- А нам-то что? Он сам виноват.
- Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.
- Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?
- Я все равно подойду. – Девушка вырвала руку.
- Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со «всякими». Пойдем отсюда, - он пытается увести ее.
- Знаешь, что я…. Да как ты можешь? Ему же больно! Больно, ты понимаешь? Нет. Ты не понимаешь!
Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно отдернула руку.
- Что с вами? – спросила она мужчину. – Что с вашей ногой.
- Я сломал ее…кровь у меня. Я не знаю что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда, мне очень больно.
- Сейчас. Сейчас. Позвольте, я осмотрю. Потерпите, нужно вызвать «скорую».
- Спасибо леди. Спасибо…
- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, - у тебя нет «мобильника»?
Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда… Она поднялась, приблизилась к парню: - Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.
- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.
Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь.
- У вас открытый перелом, - проговорила она. – Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро пошла к телефонному автомату.
- Девушка! – окликнул ее мужчина – Спасибо вам! Вы обязательно найдете свое счастье. Девушка обернулась и улыбнулась.

Хузайматова Д.К.: Впечатляющий эпизод, не правда ли?
Еще более впечатляющий эпизод я прочитала в газете «Комсомольская правда».
«В выходной день мы гуляли с любимым человеком. Из-за поворота выскочила машина, водитель которой был пьян и не справился с управлением. Машина сбила Магомеда и уехала. Он был весь в крови. Мне было страшно, хотела помочь, но было уже поздно. Стала стучатся во все дома, но никто не открыл. Голосовала. Наконец, один водитель остановил, но увидя, что Магомед в крови сказал: «Машина не моя, а чехлы новые!» С этими словами он уехал. Магомед умер. Ему нужна была помощь, а скорая приехала слишком поздно.»
Магомедова С.Г.: Хотелось бы спросить, куда же подевались понятия о чести, достоинстве? Почему так происходит в нашей жизни? Кто виноват? Что делать? Мир поменялся или мы поменялись?
Хузайматова Д.К.: Зигмунд Фрейд считал, что человека от животного отличает совесть. Что такое совесть по вашему?
Магомедова С.Г.: Какие 3 важных качества вы выделили бы наиболее важных для человека?
Хузайматова Д.К.: Каких качеств не хватает молодежи сегодня?
Магомедова С.Г.: Как вы думаете религиозный человек и нравственный человек – это одно и тоже?
Хузайматова Д.К.: Можно ли воспитать в человеке чувство человечности, совести? Кто считает, что да, поднимите желтые карточки, кто нет – синие.
Магомедова С.Г.: А каким образом можно воспитать чувство совести?
Хузайматова Д.К.: Если бы вас попросили нарисовать совесть, как бы вы ее изобразили?
Магомедова С.Г.: Как пробудить совесть в бессовестном человеке?
Хузайматова Д.К.: Как реагирует среда, окружение, если человек поступает бессовестно?
Магомедова С.Г.: Мы живем в эпоху коренной ломки вековых ценностных ориентаций. Каждый человек придает различную значимость ценности? Существуют ли вечные, универсальные ценности?
Хузайматова Д.К.: Относится ли к ним чувство патриотизма?
Магомедова С.Г.: Что такое чувство чести и достоинства? От кого же зависит успех в решении проблем воспитания?
Хузайматова Д.К.: Авторитет учителя может стать примером правильного поведения?
Магомедова С.Г.: Давайте на этом остановим нашу дискуссию и посмотрим небольшой сюжет.

<Сюжет о детском доме>

Магомедова С.Г.: Какие эмоции он у вас вызвал?
Хузайматова Д.К.: Почему так происходит, что с каждым годом число брошенных детей растет, хотя в Дагестане была великолепная традиция усыновления, когда сироты усыновлялись близкими родственниками, кунаками семьи, бездетными семьями, т.е. в джамаате не должно было быть ничейных детей?

Магомедова С.Г.: Есть ли разница в отношении мужчины к женщине в прошлом и сегодня?
Хузайматова Д.К.:С чем это связано?
Магомедова С.Г.: Это может иметь какие - то последствия в дальнейшем?
Хузайматова Д.К.: Как вы думаете, количество разводов в республике в последнее время увеличивается в связи с этим?

Студентка: В последнее время бичом для молодежи стал СПИД. Я думаю, это как раз последствия безнравственного поведения молодежи. Если бы они следовали мудрым заповедям предков о целомудренной и высоконравственной жизни, то им нечего было бы бояться. Самый лучший иммунитет – это морально чистый образ жизни.

Магомедова С.Г.: Вот, сегодня мы поговорили о некоторых проблемах современного Дагестана.
И какой же напрашивается вывод?
Хузайматова Д.К.: Все- таки умными людьми были наши предки. Чтобы люди стали человечнее наши деды, отцы приняли обычаи, традиции, ритуалы и символы человечности. Они создали народные кодексы: морали, нравственности, чести и совести, который отражены в многочисленных пословицах и народных мудростях, которые таят в себе житейские наставления: быть честным, трудолюбивым, милосердным, любить свой дом, аул, край.
Н-р: В семье порядок и в селе порядок
Магомедова С.Г.: Доброе имя лучше сокровищ
Сделал добро- забудь, получил добро-помни.
Сильный одного поборет, умный – тысячу.
Хузайматова Д.К.: Дерево держится корнями, а человек тухумом.
Добро добром отплатишь – молодец, на зло добром ответишь – ты мудрец.
Магомедова С.Г.: Лучше мужчине самому умереть, чем его слову.
Мать выше папахи.
Проблема формирования национального у значительного количества людей, оказывается нерешенной. Очень важно слушать музыку своего народа, читать книги своих писателей, слушать своих композиторов. Огромное влияние на уровень нравственности оказывают старинные народные песни о тех, кто проявлял героизм, мужество, порядочность. К сожалению, многие не владеют даже национальным языком.
Хузайматова Д.К.: Р.Гамзатов в книге «Мой Дагестан» писал: «Времена меняются и жизнь тоже. Изменились не только головные уборы, но и мысли под шапками у молодых людей. Но каждый человек смолоду должен понимать, что он пришел на землю, чтобы стать представителем своего народа. Человеку дают имя, папаху, человека с колыбели учат родным песням. В какие бы края не забросила судьба, я везде чувствую себя представителем той земли, тех гор, того аула, где я научился седлать коня»
Магомедова С.Г.: Надеемся, что классный час не пройдёт для вас даром, и принципы человечности, о которых мы говорили, вы постараетесь воплощать в жизни. А теперь, попросим наших уважаемых гостей выразить свои пожелания.