Разработала: Ибрагимова Х.М.

Классный час "По дорогам и тропам Дагестана"

Цель: воспитание патриотизма, любви к Родине, к родному краю; воспитание уважительного отношения к друг другу; вызвать у детей интерес к родной стране; подъем духовной и нравственной культуры подрастающего поколения.

Оборудование: проектор, мультимедиа-презентация, ПК.

Предварительная работа: студенты готовят доклады об истории сел.

 


Ход классного часа:

1. Организационный момент

Столы расставлены полукругом. Классный час начинает куратор с чтения стихотворения.

 

2. Вступительная беседа

Когда я, объездивший множество стран,
Усталый, с дороги домой воротился,
Склонясь надо мною, спросил Дагестан:
"Не край ли далекий тебе полюбился?"

На гору взошел я и с той высоты,
Всей грудью вздохнув, Дагестану ответил:
"Немало краев повидал я, но ты
По-прежнему самый любимый на свете.

Я, может, в любви тебе редко клянусь,
Не ново любить, но и клясться не ново,
Я молча люблю, потому что боюсь:
Поблекнет стократ повторенное слово.

И если тебе всякий сын этих мест,
Крича, как глашатай, в любви будет клясться,
То каменным скалам твоим надоест
И слушать, и эхом в дали отзываться.

Когда утопал ты в слезах и крови,
Твои сыновья, говорившие мало,
Шли на смерть, и клятвой в сыновней любви
Звучала жестокая песня кинжала.

И после, когда затихали бои,
Тебе, Дагестан мой, в любви настоящей
Клялись молчаливые дети твои
Стучащей киркой и косою звенящей.

Веками учил ты и всех и меня
Трудиться и жить не шумливо, но смело,
Учил ты, что слово дороже коня,
А горцы коней не седлают без дела.

И все же, вернувшись к тебе из чужих,
Далеких столиц, и болтливых и лживых,
Мне трудно молчать, слыша голос твоих
Поющих потоков и гор горделивых".
Расул Гамзатов.

Куратор: Респу́блика Дагеста́н (в переводе с тюркского «страна гор»).  В Дагестане большое количество народностей: аварцы, кумыки, даргинцы, лакцы, табасаранцы, лезгины и т.д. и т.п. Большое количество городов и сел……давайте пройдемся дорогами по некоторым из них…

(за основу взяты села, откуда родом студенты группы)

3. По дорогам и тропам Дагестана

- Сегодня на классном часе мы охватим лишь Буйнакский район. Первое село которое мы посетим....это Казанище

Н.Казанище

00002

Нижнее Казанище — село в Буйнакском районе Республики Дагестан Российской Федерации.

Находится у подножья скалы Ташбаш (от кум. таш — камень и баш — голова (имеется ввиду "окружающий")).

Имеет 5 школ (1 недостроенная), 2 больницы и 1 поликлинику.

В 1816 году в Дагестан с войсками прибыл генерал А. П. Ермолов, который своей резиденцией избрал Нижнее Казанище.

На вопрос: "Кто изначально основал наше селение, откуда и когда они пришли, почему село назвали Казанище?", один из жителей отвечает, что село основали выходцы из Аркаса, а когда их спросили "Не иш бар?" (чем занимаетесь), они ответили "Казан иш" (делаем казаны-котлы) - оттуда, мол, произошло название села.

 

Атланаул

wm_24_20110728

Атланаул — село в Буйнакском районе Дагестана. Расположено в междуречье рек Атланозень и Бугленозень. В 2 км. западнее г.Буйнакска. Уроженцем села является основоположник кумыкской поэзии Ирчи Казак.

Легендарным основателем аула считается выходец из Нижнего Казанища Муслим. Рассказывают, что пришел он в это самое место, забил кол в землю и завещал: "Все, кто поселится после меня, пусть станут богатыми".   На том месте, где сейчас находится мечеть, в незапамятные времена стояла уютная поляна, по которой протекал ручей... Так начинается другая легенда.

Поляну облюбовал Муслим, построил на ней шалаш, но не стал в нем жить, оставил другим.

После Муслима явился в эти места нижнеказанищенец Баммат. Его называли Мыйыклы Баммат, т. е. "усатый Баммат", т. к. у него росли такие длинные усы, что ему приходилось их завязывать на затылке шнурком. Он пришел не один, а с братом Мусой и его семьей. Таким образом поляна, облюбованная Муслимом, понемногу стала заселяться людьми.

Селение четырежды меняло название. Сперва его называли Муслимаул, в честь основателя села. В 20-е годы по приказу свыше его стали именовать Сталинаул. Когда пришел конец временам культа личности, вспомнили Ленина. Жители на общем сходе попросили вернуть селу имя его основателя. Их стали уговаривать не делать этого. В конце концов, кто такой Муслим по сравнению с великим Лениным? Однако сельчане уперлись и ни в какую. Но и представители власти не дураки, им палец в рот не клади. В общем, спорили-спорили и приняли компромиссное решение: аулу дать название рядом протекающей речки. С тех пор село именуют Атланаул. Все это похоже на дурной сон, но, между тем, так было вдействительности.

Халимбекаул

00003

Давным-давно жил абрек по имени Халимбек, говорится в одном из преданий. Он прибыл с 10 семействами и, когда дошел до возвышенного левого берега Шура-озени, остановился. Халимбек оглядел местность и, сказав своим людям, что дальше не пойдет, всадил в землю кол.

Есть и другое предание.

Инсценировка

Однажды шамхал, дворец которого стоял на скале Кала, вызвал к себе удачливого крестьянина по имени Халимбек и говорит ему:

- Видишь вон на том берегу возвышенность?

- Вижу, хозяин, - ответил Халимбек.

- Так вот, забирай семью и обживай это место.

- Твоя воля, - поклонился крестьянин.

В тот же день шамхал переехал на новое местожительство. Шамхал из своей резиденции наблюдал, что и как делает его подданный. Когда Халимбек выстроил саклю, шамхал отправил на тот берег новые семьи. Селение получило имя первого жителя и стало называться Халимбекаул.

Нынешние жители аула являются потомками выходцев из самых различных районов Дагестана. Интересно, что некоторых халимбе-каульцев в народе называли каратубеклер ("черные ружья"). Такое странное прозвище им дали потому, что они были задиры и чуть что, хватались за оружие.

В 1832 г. на месте кумыкского аула Темир-Хан-Шура царские войска начали строить укрепление. В связи с этим жители аула с позволения шамхала переселились в Халимбекаул.

Если в 1834 г. в Халимбекауле насчитывалось 11 хозяйств, то в 1865 г. - 215. Из Темир-Хан-Шуры сюда переселилось пять туху-мов, составлявших 145 хозяйств. Факт переселения достоверен. В одном из документов более поздних лет приводится такое заявление халимбекаульца: "В Шуре наши праотцы живали с незапамятных времен".

На западной окраине Буйнакска находится старинное кладбище. Иногда там можно встретить Халимбекаульцев, пришедших почтить память предков, что умерли в Темир-Хан-Шуре еще до прихода царских солдат в 1832 г

 

Агачкала

panorama_agachkala11

Название Агачкала с кумыкского переводится как "деревянное укрепление" или "деревянная крепость". Аул стоит впритык к лесу, в котором много строевой чинары. Из нее-то в 1830 г. мюриды первого имама Дагестана Гази-Магомеда возвели укрепление, получившее название близлежащей деревни.

А  гачкалинцев считают потомками выходцев из Казанища, Эрпели, Ишкарты и других населенных пунктов нынешнего Буйнакского района. К примеру, из Верхнего Казанища более 120-150 лет назад в Агачкалу с семьями переселились Абсалам, Гамзат, Гусейн, Хаджи-Мурад и Хочбар. Из Апши приехал Рашидхан с двумя сыновьями -Абдулвагабом и Магомедом. Неизвестно, откуда появился человек по имени Зыркылав. И такое бывало.

А еще раньше, чем переселение верхнеказанищенцев, произошло вот что. Во время свадьбы в ауле Гачада нынешнего Чародин-ского района Курамагома вышел на танец с девушкой, которая ему нравилась. А тут, недолго думая, его соперник вмешался в танец. Тогда Курамагома, также недолго думая, застрелил молодца. По решению джамаата чародинец покинул родину и очутился в Агачкале.

 

Эрпели

00005

Документальные и устные источники свидетельствуют, что в Эрпели правили князья, называвшиеся карачи-беками

Эрпели— одно из больших селений Дагестанской области, в 12 верстах от города Темир-Хан-Шуры. Населено кумыками. В прежнее время Э. составляло особое владение и управлялось собственными правителями — карачи-беками, происходившими, по преданию, от древних государей, бывших в Дагестане до арабов. Находясь близ Тарковского владения, Э. во всем разделяло его судьбу. В 1604 г. оно было взято Бутурлиным; в 1725 г., во время персидского похода Петра Великого, было разорено Крапоткиным. Э. вновь появляется на сцене во время Кавказской войны, во время которой отличалось особой враждебностью к русским; в 1823 г. было разорено генералом Краббе, в 1831 г. взято штурмом; в 1844—1845 гг. жители его были переселены по военным соображениям на новое место. С покорением Дагестана в 1859 г. эрпелинцы опять вернулись на старое пепелище. 3537 дымов, свыше 16500 жителей.

На юго-западной окраине Эрпели высится один из отрогов Кавказского хребта. В период завоевания Дагестана царские войска, проходя через Эрпели, поднимались на вершину крутого хребта и по крутым утесам спускались в Гимры, преследуя имама Кази-Мухаммеда. В одном из спусков и боев участвовал декабрист, поэт Полежаев, сосланный на Кавказ в качестве солдата за "вредные" стихи. Природа Кавказа, в частности, Эрпели очаровала поэта, и под этими впечатлениями он написал поэму "Эрпели".

Обломки скал и гор кремнистых

Его фундамент вековой,

Аллеи тополей тенистых,

Краса громады строевой,

Над разорвавшейся рекой,

Бегущей с горной высоты,

Искусства чудною рукой

Везде устроены мосты,

Водовороты, переходы,

Каскады, мельницы, отводы -

Все дышит резкой наготой,

Природы дикой и простой.

 

Ишкарты

00001

В муниципальное образование входят селения Верхнее Ишкарты и Нижнее Ишкарты, в которых проживают 1350 человек, имеется 420 хозяйств.

В селениях есть школа и фельдшерско-акушерский пункт, Дом культуры, библиотека, клуб.

Происхождение названия селения

Ученые пришли к мысли, что скифы пребывали на территории Дагестана еще до нашей эры. "А не осталось ли следов иранского (следовательно, скифского) языка в словарях дагестанских народов? - спрашивает языковед Казбек Микаилов и сам же отвечает: "Осталось. И немало".

В подтверждение своих слов ученый приводит следующий пример: "Название кумыкского села Ишкарты звучит: по-кумыкски -Ишарты, по-аварски - Ишкаталиб, Ишкеталиб, Ишкиталиб. Ни на кумыкской, ни на аварской языковой почве это название не объясняется. Но вспомним скифов, и тогда станет ясно, что перед нами один из древнейших дагестанских топонимов и, значит, населенных пунктов. Здесь отражено слово скиф в скифском звучании - скисс, где буквосочетанием сс мы передаем специфический древнеиранский межзубный согласный. Этот трудный для произношения звук в разных языках передавался по-разному. Так, в русском языке слово скисс произносили как скиф. В древности аварцы так же, как и европейские народы, воспринимали и воспроизводили этот чуждый для них звук как т. Именно поэтому скифское самоназвание скисс они произносили как ишкит (начальный и здесь облегчает произношение, ср.: авар, истакан -русск. стакан, а переход с в ш перед согласным широко известен по языкам мира). А что же значат элементы ал и ив - показатели в аварском названии Ишкиталиб? Все очень просто. Часть ал (Ишкита-ал) указывает на множественность, а иб - показатель одного из местных падежей со значением "там, где..."

Итак, когда мы уже знаем значение каждой из частей ойконима Ишкаталиб, Ишкиталиб, то можем уже без труда просто перевести это слово как "там, где (живут) скифы".

Видимо, нашим археологам следует обратить свое внимание на эту округу. Скифы не могли не оставить здесь своих следов"*.

Не ставя под сомнение ни одно слово К. Ш. Микаилова, хочу представить вниманию читателя то, что рассказывают ишкартинцы о происхождении села и о других событиях, происшедших на их земле.

Считают, что аулы Эрпели и Ишкарты в давно прошедшие времена будто располагались близ друг друга. Нередко между жителями этих селений из-за земли, воды, пастбищ происходили споры, нередко переходящие в ссоры, а то и в столкновения. Но так как эрпе-линцы числом превосходили ишкартинцев, то последние расстались с обжитыми местами и в километрах 5-6 по прямой, если идти на север, облюбовали новое для себя место.

В 1959 г. я встречался с 95-летним Чапавом Агагишиевым, который считал, что близ Эрпелей имеются могилы их предков. Он же рассказал легенду о том, как переселенцы облюбовали гору, взошли на нее и объявили: "Ишни арты" (кум.) - "делу конец". И мол от слов Ишни арты, трансформируясь, образовалось название села - Ишкарты.

Есть и другое толкование. Высота аула над уровнем моря более 800 м. Сельскохозяйственные работы здесь заканчиваются позже, чем на низине. Поэтому местные жители считают, что ишни арты -"конец всем работам" - происходит именно в Ишкартах. От такого толкования, говорит, и произошло название села.

( Булач Гаджиев )

Буйнакский район в истории и легендах.

 

Чиркей

wm_351_0

Из Чиркея вышли многие известные ученые и алимы - помощник услара Айдемир, математик Гамзатгаджи, теолог Тагиргаджи и Магомедгаджи, ученый и поэт Магомед Рурухмаев, общественный деятель Али Бараев и др. Здесь всегда царил строгий правопорядок, авторитетными старшинами были Джамал, Абдулкадыр. А старшин выбирал народ на альтернативной основе. Чиркей входил влиятельным членом в состав Салатавского вольного общества.

Народ Чиркея гостеприимен и интернационален. Еще до революции часто сюда приезжали русские купцы и фабриканты за шерстью, восхищались добрыми традициями. Один из них (из Петербурга) останавливался у Исмаила Шайхилова. Гостя угостили хинкалом с домашней колбасой с чесночной приправой. После еды поблагодарил хозяев и сказал: «Я посещаю самые лучшие рестораны Петербурга, но никогда не пробовал такой вкусной еды».

 

4. Буйнакск

20458933

photo-03-buiynaksk-russia

Вот мы и подошли к Буйнакску….с которым граничат наши села.

Я город свой Буйнакск боготворю,

Я город свой Буйнакск всегда люблю!

И пусть ты не Москва, не Петроград

Ты для меня всех лучше городов град

Буйнакск – город интересной судьбы, славных традиций. Это первый административный центр Дагестанской области, первая столица советского Дагестана.

Основание Буйнакска относится к 1834 г., когда в местечке Шура, близ озера, где сходились важные в стратегическом отношении дороги, было возведено укрепление Темир-Хан-Шура. Озеро было осушено, а жителей пересилили в Халимбекаул. В 1866 г. укрепление Темир-Хан-Шура получило статус города. 13 ноября 1920 г. в Темир-Хан-Шуре, на Чрезвычайном съезде народов Дагестана нарком по делам национальностей И.В. Сталин объявил Дагестан, автономной Советской Республикой. В 1921 году город Темир-Хан-Шура был переименован в город Буйнакск в честь революционера Буйнакского Уллубия Данияловича. Темир-Хан-Шуру в свое время посетили многие писатели, художники ученые. Здесь после строительства укрепления служили поэт Александр Полежаев, создатель «Эрпели» и «Чир-Юрта», писатель Александр Бестужев-Марлинский, автор «Амалат-Бека» и «Мола-Нура». В 1858 г. Город посетил прославленный французский романист Александр Дюма, любовавшийся Дагестаном с высот Гимринского хребта. Через 10 лет в Темир-Хан-Шуре побывал великий русский художник П.К. Услар, лингвист с мировым именем, Колумб дагестанских языков, автор превосходных исследований в области кавказского языкознания, инициатор создания светских школ в Дагестане (в Хунзахе, Кумухе).

5. Заключительное слово куратора

Любите и берегите свою историю независимо от этого, что все мы разные, с разных уголков Дагестана. История каждого села, каждого города – имеет свою богатую историю, которой каждый житель должен знать.

6. Подведение итогов