Разработала: Ибрагимова Х.М.

Горный Дагестан.

Цели: способствовать развитию эстетического вкуса; приобщать студентов к прекрасному,  к богатому культурно-историческому наследию малой Родины; углубить знания студентов о народностях Дагестана и его аулах; воспитание нравственности; развитие информационной культуры студентов;

Оборудование: ПК, мультимедиа-презентация, проектор, колонки.

Оформление: стулья расставлены полукругом, класс украшен плакатами некоторых аулов Дагестана, выставка балхарских изделий.

Предварительная работа: заранее дети информируются о проведении данного классного часа и получают задание: расспросить родителей, бабушек и дедушек чем славится их селение, об его истории и богатом наследии; принести (если есть) старинные украшения, изготовленные в их селении; студенты группы снимают видеоролик «Все мы с разных уголков Дагестана, но все мы одна большая семья».

План:

 

I Организационный момент

II Вступительное слово куратора

2.1 Приветствие

2.2 «О Дагестане»

III Дагестан страна гор. Разбор карты районов.

3.1 Разбор стихотворения «Ты говоришь, что Африка темна…»Расула Гамзатова

3.2  Расул Гамзатов о сказках

IV Дорога в горы.

4.1 Шамильский район.

4.1.1 «Дагестан» И.Л.Бунин

4.1.2  Просмотр отрывка из оперы «Хочбар»

4.1.3 Просмотр танцев «Гидатлинский карш» и «Танец горских мужчин».

4.2 Тляратинский район.

4.2.1 Документальный фильм «Тлярата».

4.2.2 «Рамазан Абдулатипов о Родине».

4.3.3 Чтение стихотворения «Качает горный ветер колыбели»

4.3 Акушинский район.

4.3.1 Просмотр видеоролика «Чиндирчеро»

4.3.2  просмотр видеоролика «Акушинский танец».

4.3.3 Чтение стихотворения «Гора как скакун под седлом белоснежным…»

V) Чтение путевых заметок.

5.1 Чтение отрывка из электронного дневника Искандера Набиулина

5.2  «Однажды в горах…». Законы гор.

5.3 Чтение отрывка из предисловия к книге о Дагестане Алксандра Викторовича Костюнина.

VI Просмотр и анализ видеоролика снятого студентами группы. Заключительное слово куратора.

Ход классного часа:

I Организационный момент

Столы в кабинете расставлены по кругу, но, не прикрывая экрана на который будет проецироваться изображение. На доске эпилог.  На двери надпись:

Путник, если ты обойдешь мой дом,

Град и гром на тебя, град и гром!

Гость, если будешь сакле моей не рад,

Гром и град на меня, гром и град!

II Вступительное слово куратора

…..Есть обычай – всадник не вскакивает

в седло около порога сакли.

Он должен вывести коня из аула.

Наверно, это нужно, чтобы еще раз

подумать о том, что он оставляет

здесь и что ожидает его в пути…

Расул Гамзатов

Куратор: Говорят, что дом, куда не ходят гости самый несчастный. В этом отношении наша страна гор самая счастливая. Ибо Дагестан испокон веков славится своим хлебосольством. И всем тем, кто на нашу территорию ступает со словами: «Мир вашему дому!» говорим: «Добро пожаловать!».

звучит дагестанская мелодия

Выходят три девушки (1 с хлебом и солью, 2 с хинкалом, 3 графин с бузой и рог). И трое юношей в национальной одежде.

1 юноша: Ассалам алейкум, дорогие друзья!

2 юноша: Ассалам алейкум, добрые гости!

3 юноша: Ассалам алейкум, почетный джамаат!

1 юноша: Рады вас видеть у нас в гостях!

2 юноша: Не стесняйтесь! Угощайтесь!

3 юноша: Удовольствия вам 3 угощения!

девушки выносят угощения (хинкал, буза, хлеб с солью)

gorniy4

1 юноша: Если ты обойдешь мой дом,

Град и гром на тебя, град и гром!

Гость, если будешь сакле моей не рад,

Гром и град на меня, гром и град!

2 юноша: Мы желаем вам всего самого доброго:

Пусть светлый день не минует вас!

Пусть сыновья будут ваши невредимы!

3 юноша: Пусть умножатся ваши бараны!

Да будет благополучие над вами!

Да продлится ваша жизнь!

звучит дагестанская мелодия

Куратор: Цель сегодняшнего классного часа, лучше узнать родной край, его богатую историю, скрытые за горными вершинами и огромными холмами аулы Дагестана.

Под ненавязчивый мотив зурны на экран проецируются изображения Дагестана. Весь нижеприведенный текст записан и воспроизводится вместе с видео.

-  Где находится Дагестан? – спросили у одного горца, живущего высоко в горах.

-  Над и под крылом орла, - ответил горец.

-  У горцев спросили: «Зачем вы строите свои аулы далеко, в труднодоступных горах? До вас невозможно добраться, да и опасно: эти тропинки над пропастями, эти горные осыпи и обвалы».

-  Горцы ответили: «Хорошие друзья доберутся до нас и по плохим дорогам, пренебрегая опасностям, а плохие друзья нам не нужны».

- Дагестан — это не просто Страна гор. Прежде всего, это страна многочисленных языков и народов, количество которых, несмотря на все усилия ученых мира, до сих пор не установлено достоверно. И у каждого народа свои прославленные аулы. Один аул известен гончарами, другой – знаменитыми мастерами резьбы по камню, третий – сапожниками, четвертый – кузнецами. В одном ауле - хорошие строители мостов и дорог, в другом - прославленные мастера холодного и огнестрельного оружия. Этот аул славен качеством своего зерна, тот – прекрасными яблоками, а другой – капустой и картошкой. В этом ауле ткут ковры, радующие глаз, в другом делают платки и меховые шапки. Одни аулы гордятся учеными, вторые – знатоками арабского языка, третьи – канатоходцами, четвертые танцорами и музыкантами.  Каждый аул – это маленький мир со своим прошлым, настоящим и будущим. Каждый аул – это уникальный уголок Дагестана, в то же время неразрывно связанный с другими аулами общностью судьбы и истории.

Цахурцы, Лакцы, Кумыки, Аварцы,
Каспийск, Махачкала, Дербент, Кизляр.
Переплетением городов и наций,
Прославился прекрасный Дагестан.
Лезгин, Рутулец, Табасаран, Агулец,
Даргинец брат, плечом к плечу стоят.
И крепость их как горные вершины,
В которых гордые орлы парят.
В едином духе множество народов,
В лезгинском танце горные орлы.
В сердец единстве сила Дагестанцев,
В бесстрашии воинов душа Нарын Калы.
Долг горца оказать гостеприимство,
Он никогда его не нарушал.
И каждый там оставил свое сердце,
Кто на Кавказе щедром побывал.
И так заведено в горах Кавказских,
Друзей навеки верных обретешь.
Наполнив рог, когда из бочек Дагестанских,
За дружбу с ними тост произнесешь.

III Дагестан – страна гор (просмотр видеоролика под чтение текста). Разбор карты районов Дагестана.

Куратор: Слово аул имеет тюркское происхождение. Изначально аулом назывался подвижной кочевой стан, состоящий из мобильных юрт. Поскольку в каждый отдельный кочевой стан входили, как правило, представители одного рода, то слово аул также означает кочевая расширенная семья, состоящая из нескольких поколений и включающая, помимо родителей и детей также ближайших родственников. Аулы объединяются в районы.

В состав Дагестана входят 42 района.

Через проектор на экран проецируется таблица.

gorniyPrez

 

Куратор: 42 района. 1591 аулов.

Куратор: И у каждого своя богатая история. На сегодняшнем классном часе мы постараемся с вами немного узнать хотя бы о некоторых из них.

Куратор. Ты говоришь, что Африка темна.

С тобою спорить стану я едва ли.

Но темною могла б не быть она.

Когда бы свет пред ней не заслоняли.

Не обвиняй народы никогда

За то, что не дано им полной мерой...

Пред тем как созидались города.

О них сказанья родились в пещерах. (Р.Гамзатов).

Куратор: Ребята, мне бы очень хотелось узнать, как вы понимаете эти слова Расула Гамзатова. Какой смысл на ваш взгляд они передают? Что он им хотел сказать?

(что у любого аул есть свои прелести, свои достоинства просто нужно дать возможность им раскрыться или просто стараться найти в них положительное, что нельзя винить народ, людей в том, что у них нет, что любой город создавали и заселяли люди с этих самых аулов, любят Родину не за то, что она велика, а за то. что своя.).

Куратор:  Правильно ребята Родина каждого из нас начинается именно там!

Куратор: Расул Гамзатов писал о сказках, которые рассказывала его мать: «Море большое? Большое. А откуда оно взялось? Маленькая птичка постучала о землю еще более маленьким клювиком — и пробился родник. Из родника натекло огромное море». Также любая большая история начиналась с маленького аула. Когда - то жившие в аулах заселяли, создавая новые города. И поэтому Родина каждого из нас начинается именно там.

III Дорога в горы

Куратор: Чтоб понять всю прелесть красок горной природы, яркую свежесть мелодии, звучную тишину мы направляемся в горы…

(через  проектор проецируется видео «Дорога в горы»).

Куратор: Постепенно набирая высоту, оставив позади Буйнакск, вы будете ехать новыми дорогами, покрытыми асфальтом и снабженными указателями.  Здесь в Дагестане, дорога – это подъемы и спуски, бесконечные зигзаги, многочисленные перевалы, плывут облака, они захватывают горы, и рельефная картина, перечеркнутая ими, исчезает.

Студентка: Дагестан

Насторожись, стань крепче в стремена.

В ущелье мрак, шумящие каскады.

И до небес скалистые громады

Встают в конце ущелья как стена.

Над их челом - далеких звезд алмазы.

А на груди, в зловещей темноте.

Лежит аул: дракон тысячиглазый

Гнездится в высоте.

(И.Л. Бунин 1903 г)

Куратор: Первый район, который мы посетим, это Шамильский.  (звучит мелодия зурны). Национальный состав: аварцы. Раньше он назывался Советским, а еще раньше Кахибским. Центром района является с.Хебда. (Показываю на карте карту Дагестана с эффектом выделения Шамильского района и центра Хебда)

Джакаимова, Магомедова Ш. Халитова М.: Шамильский район

Рельеф Шамильского района чрезвычайно сложный. Горные цепы, расположенные между долинами рек. Отличаются скалистым характером и развитием поперечных участков глубоких долин.

(просмотр видеоролика «Гидатли»)

В районе насчитывается 25 памятников истории республиканского значения. Это - хутора средних веков, кладбища XII-XVII вв.. подземные культовые помещения, надмогильные стелы шейхов. Горские боевые башни XVI- XVII вв., датунайский храм конце XI вв и многие другие уникальные строения XIV-XV111 веков сохранены в районе и по сей день.

Интересными сооружениями Шамильского района являются башни и башенные дома из гидатлинских и келебских сел. Гоор и Старый Кахиб. Есть предания, что между башнями в сел. Гоор поддерживалась связь и подземным ходом. Высота башен 10-15 метров, строго четырехугольные, четырехэтажные.

Около 20 мечетей с минаретами, построенные в XVII-XVIII вв.. сохранились и ныне действуют.

Выявленные и исследованные в районе памятники истории, археологии разнообразны по характеру и охватывают время от Каменного века до Средневековья.

В Шамильском районе до сих пор носят традиционную одежду.

(выход студентки в национальной одежде)

gorniy3

Женский наряд на поясе обхватывался белым, красным или зеленым полотнищем. Этого требовал этикет. Этикет требовал также, чтобы к приходу гостя на женщине было минимум ювелирных украшений и косметики.

Сам Имам Шамиль бывал в селах Гидатлинского района. Мечеть сел. Заната. например, пользуется особым почитанием верующих: здесь молился имам Шамиль, здесь же он совершал суд над преступниками.

Именно с этого района родом знаменитый, храбрый Хочбар (с.Ходота)

Хочбар со своим отрядом совершал набеги до самого Хунзаха, забирал награбленное у богатеев и раздавал всем беднякам. Хунзахский хан понимал, что войною гидатлинцев не одолеть, решил хитростью обезглавить их сопротивление - уничтожить предводителя гидатлинцев. Памятуя, что в горах от приглашения не отказываются, он позвал Хочбара к себе на "свадьбу". Когда тот приходит - окружение хана его связывает, и хан решает предать Хочбара казни - сожжению на костре. Перед смертью Хочбар вырывается и забирает с собой в костёр двух маленьких детей хана.

Как в большом театре начинают с оперы «Иван Сусанин» так и в дагестанском театре оперы и балета начинают с «Хочбара».

 

Просмотр отрывка оперы «Хочбар»

 

В ауле Хотода. на родине легендарного Хочбара недалеко от его сакли есть родник с удивительно холодной водой. Около него всегда стоит много кувшинов, ведер, бидонов. В одних - молоко, в других - сметана, масло. Родник стал своего рода холодильником хотодинок. Посуда не охраняется ни днем, ни ночью, и никто никогда не посягнет на богатство хозяек.

В селении же Гоор есть множество других родников с целительными водами.

Говорят родник – сердце аула.

Позвольте угостить вас водой из самого сердца села Гоор.

 

студентка выносит графин с водой из аула Гоор

gorniy2

В районе, где множество целительных источников просто не может не быть спортсменов. Борец, непобедимый и неукротимый Сали-Сулейман был выходцем из с.Телетль Шамильского района. В 1901 и 1902 годах, победив всех своих соперников, он стал абсолютным чемпионом по борьбе, получил титул «Лев Дагестана». По борьбе самбо первым в Дагестане чемпионом СССР стал Суракат Асиятилов из с.Урада. затем депутат Народного Собрания РД. профессор. В районе 75 матерей-героинь, у 2 из них у по 14 детей.

Победу спортсмены празднуют танцем. У гидатлинцев своеобразный танец гидатлинский карш....

видеоролик «Гидатлинский карш».

В танце центральное место занимает мужчина. Женщин не приглашают. Они выходят сами, проявляя тем самым уважение к мужчине. А танец горских мужчин из с.Гоор Шамильского района известен во всем мире.

 

видеоролик «Танец горских мужчин»

 

Куратор: Под ненавязчивый звук зурны мы едим дальше. Недалеко от Шамильского района расположился Тляратинский район. (Показываю на карте карту Дагестана с эффектом выделения Тляратинского района и центра Тлярата).

Магомедова Аль., Асельдерова Айз.

Студент. Тляратинский район. При создании назывался Анчухо-Капучинским.

Образован в 1926 г. Национальный состав - аварцы. Районный центр — село Тлярата. Район со всех сторон окружен высокими горами и непроходимыми лесами: высота над уровнем моря 2 тыс. м. В лесах растут дубы- тысячелетники. сосна, ель. пихта. Есть заповедник. Водятся: бурые медведи, благородный олень, горный гур. волки, зайцы и другие животные.

Для того чтобы лучше узнать об этом районе посмотрим небольшой видеоролик.

 

Просмотр видеоролика «Тлярата»

 

Из Тлярагинского района вышло много известных людей.

Ибрагимов Султаи-Ахмед Магомедсачихович

Российский боксёр-супертяжеловес, серебряный призер Олимпийских игр 2000 года, чемпион мира в тяжелом весе по версии WBO в 2007-2008 г одах.

Ибрагимов Султан-Ахмед Магомедсалихович родился в селе Тлярата. Султан Ибрагимов начал заниматься боксом в Ростове-на-Дону во время учебы в финансовом техникуме. Чемпион России 1999 года. В 2000 году завоевал серебряную медаль на Олимпийских играх в Сиднее.

Рамазан Гаджимурадович Абдулатипов (с. Гаргута, Тляратинский район) российский политик, парламентарий, государственный деятель. Профессор, академик Российской академии естественных наук, депутат Государственной Думы РФ VI созыва от партии «Единая Россия».

 

просмотр видеоролика «Рамазан Абдулатипов»

 

Студент: Качает горный ветер колыбели

Аульским малышам, который век.

Слагают колыбельную метели.

И снег лавин, и волны горных рек.

Пусть будут наши дети удальцами.

Пусть славы дагестанцев не чернят.

Орлы, парившие над их отцами.

Над маленькими горцами парят.

Дадабекова З., Мамаева Б.

Куратор: Еще один район, который мы посетим это Акушинский. Его месторасположение вы видите сейчас на карте. (Показываю на карте карту Дагестана с эффектом выделения Акушинского района и центра) с административным центром «Акуша».

Студент: Сулак и Акушинка протекают в Акушинском районе. Национальный состав даргинцы и лакцы. На территории района расположен еловый лес. Действует горнолыжная база «Чиндирчеро» со всем необходимым оборудованием (снегоходы, горные лыжи), также организуются поездки верхом на конях.

в фоновом режиме просмотр видео «Чиндирчеро».

Имеются дом-музей миротворца Алигаджи Акушинского, развалины древней крепости у села Гапшима. Балхарский керамический цех, сторожевые башни в селах Муги, Уллучара. Гапшима. Цугни. Сосновый лес. В лесу водятся: белки, рысь, серна, улар.

В живописной местности Дузани. в сосновом лесу расположен муниципальный детский спортивно - оздоровительный лагерь «Орленок».

Акушинский район славится богатым историческим и культурным наследием. Известный своим гончарным искусством в Дагестане и в России в целом аул Балхар расположен в Акушинском районе. Здесь вы сможете ознакомиться с гончарным искусством Дагестана и изделиями балхарцев.

 

показываю на выставку Балхарских изделий

gorniy6

Много героев социалистического труда, герои ВОВ, множество поэтов, докторов наук и шейхов родом с Акушинского района. Самый известный из них, это Али-Хаджи Акушинский (даргинец)— духовный лидер Дагестана начала ХХ-го века, ученый-арабист, дипломат и миротворец. Али-Хаджи был сторонником решения всех конфликтных ситуаций без кровопролития. О нем говорили так Алибек Тахо-Годи: «Али-Хаджи Акушинский один из популярных в горах шейхов, наиболее почитаемый за свою седину, смирение и ученость, в лице которого, по словам горцев, светился - ..нур" (свет)». Имя Али — Хаджи присвоено одному из главных проспектов г.Махачкалы, открыт Исламский университет его имени.

У Акушинцев как и многих других районов существовали свои обычаи. По обычаю лакцев Акушинского района при сватовстве нельзя было одаривать девушку единичным подарком. В таком случае к молодой девушке надолго «прилипала» кличка «цаннин бувлусса» - «выданная за единичное».

Еще один интересный обычай присутствовал в Акушинском районе.

В дом невесты приходила женщина (родственница жениха) просила у хозяев на время мешок, лопату и пр. Затем сославшись на необходимость зайти, еще куда-нибудь просила отправить с вещью запримеченную невесту. Если родители ссылались на ее «стеснение», «занятость», значить они против, если соглашались, но отправляли кого-нибудь другого, значит они согласны, но против девушка. Если же девушка все же приходила, но не принимала подарок, значит она не против, но не в восторге от жениха. Ну а приход девушки и принятие ею подарка означало полное взаимопонимание обеих сторон. И тут ожидалась свадьба. Много угощений, гостей и, конечно же, танцев. Всем известен акушинский танец.

 

просмотр видеоролика «Акушинский танец»

 

Студентка: Гора - как скакун под седлом белоснежным.

Не тает седло даже в летнее время.

Седая гора среди зелени свежей.

Как прадед, стоит, возвышаясь над всеми.

Деревья, деревья! Их жизнь вековую

Украсили вспышки трехдневных соцветий.

В аулах, что тысячи лет существуют.

Резвятся на солнце трехлетние дети.

Столбы с проводами идут по высотам.

На них восседают скворцы-новоселы.

И, словно ребят обучая полету,

Орел распластался над зданием школы.

Люблю я рассветы в горах и закаты.

И воздух высот - опьяняющий воздух.

Люблю, развалившись на бурке косматой.

В ночи пересчитывать дальние звезды.

 

V Чтение путевых заметок

Куратор: Каждый аул это историческая ценность.

Куратор: История Дагестана похожа на вечный родник. Кто прикоснулся губами, тот сердцем к нему приник!

Куратор: И это действительно это так. При подготовке к классному часу я наткнулась на путевые заметки туристов о Дагестане. Хотелось бы вам прочитать несколько из них:

 

Чтение отрывков путевых заметок

 

Журналист, Искандер Набиулин, в электронном дневнике пишет: Хочется отметить, что практически все дагестанцы патриоты своих сел. Здесь каждое село имеет свою особую культуру. Любой дагестанец с гордостью будет рассказывать о том, что он является выходцем из того или иного села. У нас человек, приезжая учиться или работать в Казань, Москву, быстро становится казанцем или москвичом и неохотно вспоминает свою родную деревню.

В Дагестане можно поехать в любое горное селение, где совершенно нет знакомых, но местные жители, вне зависимости от вашего социального статуса, с радостью позовут вас в гости, накормят, предложат остаться ночевать. Обязательно организуют экскурсию по местным достопримечательностям. После каждой поездки в Дагестан я испытываю культурный шок.

- Нужно стремиться к развитию, но сохраняя ценности человека, качества присущие дагестанцам, качества присущие нашим предкам. Этим человек прекрасен. Не забывайте ребята испокон веков устоявшиеся адаты, испокон веков сложившиеся традиции, которые нашли отражение в «законах гор».

Законы гор проецируются через проектор

Горец клянется: «Человеком родился – человеком умру!»;

Хвала горца: «Таких людей больше нет. Он был человеком»;

Проклятие горцев: «Пусть не будет в вашем роду человека, ни коня»;

Правило горцев: «Продай поле и дом, потеряй все имущество, но не продавай и не теряй в себе человека»

Пожелание горцев: «Стань человеком».

- И клятва, и хвала, и проклятие, и правило, и пожелание все передает один смысл: «Будь человеком!». Будь человеком ни смотря ни на что. В любой ситуации, как бы жизнь не сложилась, не теряйте своего лица. Будьте людьми!

-  Можно спокойно идти в будущее бок о бок с тем прекрасным, что было у наших предков.

Куратор:

Александр Викторович Костюнин. 1964 г.р. Член союза писателей. Летом 2010 год посетил Дагестан, объездил все 42 района. Свои впечатления он излагает в книге. Отрывок из предисловия к книге я хотела бы вам зачитать:

«Завершилось мое странствие по Дагестану. Я перебираю четки, подаренные Керимханом, и вспоминаю…вспоминаю.

Каждое звено, каждая бусинка – еще один аул, еще одна гостеприимная сакля, еще одна встреча на годекане.

Прошла неделя.  Как я оставил свое сердце там, в горах, и чувство восторга потихоньку вытесняет грусть.  Приехать в Страну гор легко, покинуть ее невозможно…Едва расставшись. Скучаю по своим названным братьям, скучаю по Дагестану.

Друзья, родственники не могут понять, принять, когда в качестве приветствия я, по привычке. Произношу: - Ассалам алейкум!

Если черпать информацию из СМИ, в Дагестане уже давно не осталось камня на камне. Когда только прибыл в Махачкалу супруга дозвонилась и с тревогой спросила: «Сильно ли разрушен город?»

По возвращению на Родину Карелию, работница почты спрашивает: «Дагестан – это Россия?»

Друг полюбопытствовал: «А деньги там какие? Как у нас, так и у них?».

Да, несомненно, рассказать о Дагестане моя миссия.

Я думаю, знаю чего не хватает Европе с Америкой….там нет искренности. Там нет душевной теплоты, какую встретил я в Дагестане. Там и богатство – не баракат. Там все. Улыбаются, интересуются: «How are you?». Но не дай Бог ты остановишься и начнешь рассказывать, мало того что никто и слушать не будет, так еще и сочтут сумасшедшим.

К сожалению, цивилизация убивает прямодушие и теплоту. Сейчас я точно знаю: самые открытые люди живут в горах, теплее, искреннее на свете людей не сыскать.

Куратор: Да. Дагестан прекрасен. Высокие горы, скалистые обрывы, низко парящие орлы, и люди. Горные люди.

Куратор: Они особенные, они другие. Заселив когда-то города, люди гор теперь уже как-бы стали черствее, безразличнее. Может это связано с тем, что мы становимся ближе к «цивилизации» как обычно принято говорить, и забываем откуда мы. Ребята, слово цивилизация может идти рядом со словом традиция. Может и должно.

Куратор: Предположим, ребята, вы встретили путника, журналиста, который готовит сюжет о вашем районе или ауле. Попробуйте сейчас одним предложением сказать положительное, отличительное качество вашего аула.

 

ответы студентов

 

VI Заключительное слово куратора. Подведение итогов

 

Куратор: А сейчас ребята давайте посмотрим видеоролик, который снимали вы сами, но вы его еще в законченном виде не видели. После просмотра я бы хотела, чтобы вы сказали какой смысл в нем был заложен, какой вывод вы должны были сделать.

Просмотр видеоролика

gorniy

Куратор: На одном курсе собрались студенты с разных районов, с разных аулов, а в колледже вообще их множество.

Куратор: Но, не смотря на это мы должны помнить, что любой человек, будь он с высокогорного района или низменности, с города или аула живет в Дагестане.

И выезжая за его пределы, вы часто будете встречать любопытных, которым интересно все. И мне очень хочется верить, что вам не придется сказать Не знаю, а вы будете говорить с блеском в глазах о всех достоинствах Дагестана как о чем- либо целостном. А главное поступками передавать всю сущность. Ведь плохое люди видят сами, а хорошее нужно показать..

Куратор: На сегодняшнем классном часе мы с вами закрасили лишь малую часть нашей карты. Но посмотрите, сколько еще осталось. Впереди нас ждет большая работа.

gorni0