Цели:

1. знакомство с историей возникновения дагестанского кино, со спецификой и жанрами киноискусства;

2. развитие зрительской активности, художественного вкуса;

3. формирование навыков киновосприятия и стремления к самовоспитанию.

Оборудование: афиши к фильмам, оформление кабинета в стиле кинозала, проектор, ПК, видеоролики, презентация, билеты.

План:

1. Слово куратора

2. Мультипликационное кино в Дагестане

· Шейдулла – лентяй;

· День рождения;

· Сладкий родник

· Обсуждение проблемы (эпизод из м/ф «День рождения» )

3. Документальное кино в Дагестане

· Просмотр кадров;

· Рассказ учащихся о Петре Маллаеве.

4. Как снимали к/ф "Белое солнце пустыни" в Дагестане

5. Рассказ учащихся о первом фильме, снятом в Дагестане «Тучи покидают небо»

Обсуждение фильма, просмотр кадров

6. Краткий обзор других фильмов снятых в Дагестане

Просмотр кадров, обсуждение со студентами

7. Немое кино

Рассказ о первой дагестанке снявшейся в немом кино Сафият Аскаровой

8. Заключительное слово.

Ход классного часа:

I Слово куратора:

Здравствуйте дорогие зрители. Сегодня я приглашаю вас посетить удивительный  и многообразный мир киноискусства. Кино занимает в  жизни человека значительное место, с того самого момента, когда прибыл поезд на вокзал Ла-Сиоты в фильме братьев Люмьер... Мы убеждаемся в неисчерпаемых возможностях киноискусства, которое показывает нам жизнь микроба и космическую катастрофу, делает нас свидетелями событий, происходивших на противоположной стороне земного шара и в нашем дворе, рассказывает о мире животных и увлекает в путешествия... А когда человек подрастает и начинает мучительно искать ответы на вопросы: в чем твое призвание, какое место в жизни человека занимают труд, Родина, любовь, то здесь снова на помощь приходит киноискусство.

Но что мы знаем о дагестанском кино? О фильмах снятых в Дагестане или по дагестанской тематике? Какие проблемы в них поднимались и кем они были созданы? В чем отличие современных фильмов от старых дагестанских и нужны ли они нам? Являются ли они до сих пор актуальными? На эти и другие вопросы сегодня мы и  попробуем найти ответы.

За период советской власти по дагестанской теме было снято двадцать художественных и около 200 документальных фильмов. Авторы этих произведений – известные писатели, журналисты Дагестана Ахмедхан Абу-Бакар,  Петр Маллаев, Ислам Казиев, Магомед Сулейманов, Олег Санаев и многие другие.

II Мультипликационное кино

Куратор: А какие виды кино вы знаете?

(художественное, документальное, мультипликационное, научно-популярное, немое)

Куратор: Правильно! Волшебный мир кино открывается нам с мультипликационных фильмов, и это — любовь на всю жизнь. Скажите, а какие дагестанские мультфильмы вы знаете, какие смотрели?

(Шейдулла – лентяй,День рождения,Сладкий родник)

Молодцы! Вы правильно назвали их. Одним из самых известных наверно является мультфильм дагестанская сказка «День рождения» . Кто расскажет о чем он?

(В горном ауле жили два брата. Старший пас овец, а младший не знал забот. Злой волшебник Аждаха засыпал камнями вход в пещеру, где укрылся пастух. Младшему брату, с помощью друзей — тура и соловья, удалось перехитрить чудовище. Достав из кольца Аждаха заветные камни, они лишили его волшебной силы. Разбили камни, освободили брата и отару из плена. Маленький мальчик, оказался настоящим джигитом. Такую историю рассказал Мурату дедушка.)

То есть какой день считался днем рождения человека? (день когда он стал джигитом)

Что нужно чтобы стать джигитом? (Совершить поступок)

Молодцы! Вы правильно заметили.  Давайте посмотрим отрывок из этого мультфильма.

(просмотр отрывка)

В их селении день рождения наступает, если мальчика можно назвать джигитом. В соседнем ауле канатоходцев, человек считается родившимся, когда впервые пройдёт по канату. В ауле виноградарей, не считают родившимся того, кто никогда не собирал урожай.

«Будь человеком!» - такое короткое, но весьма емкое требование выдвигают перед ребенком. А что включает в себя это понятие, что значит быть человеком? (ответы учащихся)

Иметь представление о чести и достоинстве, о человеческом призвании, об обязанностях перед отцом и матерью,  быть порядочным и следовать определенным нормам этики и морали. У горцев есть правило: «Продай поле и дом, потеряй все имущество, но не продавай и не теряй в себе человека». И я вам желаю всегда следовать этому правилу.

III Документальное кино

Мы с вами рассмотрели мультипликационное дагестанское кино. Совершенно отдельным явлением киноискусства является документальное кино.

Куратор: Какие фильмы относятся к документальным? (ответы учащихся)

Документальным называется фильм, в основу которого легли съёмки подлинных событий и лиц. Темой для документальных фильмов чаще всего становятся интересные события, культурные явления, научные факты и гипотезы, а также знаменитые персоны и сообщества.

- А что может стать темой дагестанских документальных фильмов? (достопримечательности Дагестана).

В прошлом году Буйнакский район посетила съёмочная группа межгосударственной телерадиокомпании "Мир". В селениях Халимбекаул, Нижний Дженгутай, Нижнее и Верхнее Казанище журналисты собирали материал для создания нового фильма в рамках документально-исторического цикла "Тюрки России".

В селении Нижний Дженгутай гостям показали обрядовую старинную кумыкскую свадьбу, в Халимбекауле - джигитовку, а в Нижнем Казанище - старинный обряд взаимопомощи односельчан, съёмки в старинном кумыкском селении Эрпели, знаменитом своим мужским хором, средний возраст участников которого составляет 68 лет.

- А как вы считаете, они вообще нужны? Зачем?

- О чем бы вы сняли документальный фильм?

Эти кадры, психологизм, естественность, обстановку и слова не повторить.  Документальный фильм это хроника, которая остается для будущих поколений. Вот почему нужны документальные фильмы  - фильмы о учителях, врачах, писателях, артистах, людях труда, фильмы о родном крае, о своей семье.

IV Как снимали к/ф "Белое солнце пустыни" в Дагестане

История создания фильма «Белое солнце пустыни» за более чем тридцать прокатных лет обросла всевозможными байками и анекдотами, не менее популярными, чем сам фильм.   Съемки фильма длились два года. В Дагестане и Таджкистане, где стояла страшная жара - 45 градусов в тени, а кругом вился песок, который засыпал даже тарелки с едой. Съемочная бригада вынуждена была закрывать лица специальными марлевыми полумасками. А местные жители посоветовали пить воду только в случае «особой жажды», чтобы меньше потеть. Многие, особенно «жены Абдуллы», часто после съемок валялись с мокрыми полотенцами на головах и валидолом.

А Саида в песок закапывали в Махачкале. Температура песка - плюс 75 градусов! Киношники шутили: «Закопай яйцо - оно испечется!» Но от сценария далеко «отходить» никто не собирался. Вырыли здоровую яму, поставили в нее специально сделанный ящик из двухдюймовых досок и посадили в него Спартака Мишулина, который играл Саида. А его шею немного присыпали влажным песком. Так он там настолько «обжился», что просил закурить! Пришлось операторам по очереди держать ему сигарету. Правда, не обошлось и без дублей. На проявленной пленке на месте головы Саида оказался… брак. Мишулин здорово расстроился. Говорят, сначала долго ругался, потом устроил настоящий мордобой, но пересниматься все же не отказался.

Когда съемочная группа приехала в Махачкалу, случилась беда. Местные воришки "обнесли" киношников подчистую, пропали костюмы, сабли, пистолеты и даже часы Сухова. Начинать съемки было невозможно. Тогда решили обратиться к уголовникам за помощью в розыске пропавших вещей. Стали расспрашивать местных жителей кто является здесь крупнейшим уголовным авторитетом, которого бы все боялись. Чаще всего в ответ называлось имя Али, кроме того, поговаривали, что он очень любит кино. Владимир Яковлевич попросил местного крестного отца о встрече и на аудиенции рассказал о краже, которая заставила остановить съемки. Али заверил, что его люди не имеют к происшедшему никакого отношения, но виновного немедленно найдут и к завтрашнему утру все пропавшие вещи будут на месте.

И правда, на следующий день весь реквизит вернули. Можно было начинать работу. В благодарность за оказанную помощь режиссер пригласил Али принять участие в съемках фильма. Местный мафиози сыграл бандита. В сцене захвата Сухова на берегу, он – в кожаной жилетке и розоватой чалме. Эпизод был маленький и больше авторитет в кино не снимался, но если в Дагестане вам будут рассказывать об Али, то обязательно отметят, что он еще и киноактер.

V Рассказ учащихся о первом фильме снятом в Дагестане «Тучи покидают небо»

«Тучи покидают небо» — советский чёрно-белый фильм 1959 года по сценарию Ахмедхана Абу-Бакара. Мелодрама, действие которой разворачивается в горном ауле в 1930-е и 50-е годы. Премьера состоялась 8 апреля 1960 года.

Сюжет

Многодетная кавказская семья ожидает пополнение – Хану беременна. Башир, глава семейства не хочет больше иметь дочерей, коих у него и так три, и заявляет жене, что выгонит ее, если родится девочка. Как бы не молилась Хану богу, судьбу не изменишь. Рождается дочь. По наущению ворожеи Айшат мать Хану, Нуржан, подменяет девочку на мальчика, который одновременно родился у соседки... И вот уже гремит барабан, мелькают быстрые ноги танцоров - Башир празднует рождение сына. А рядом в одиночестве празднует рождение дочери Касум. В разгар веселья умирает старая Нуржан. Перед смертью она просит Айшат не выдавать страшной тайны. А за это дарит ей кольцо и любое платье на выбор. Умерла Нуржан, а ворожея даже не заметила этого, роется в сундуке, отыскивает самое красивое платье. За этим занятием и застали ворожею. Её обвинили в смерти старой женщины и решили убить. Только Касум заступился за Айшат...

Прошло много времени, многое изменилось в дагестанском ауле. Выросли дети, родившиеся в один день, - Зейнаб и Джафар. Они полюбили друг друга. Но чабан Мерзабек, тоже влюблённый в девушку, похищает её. Весь аул отвернулся от Зейнаб - теперь она опозорена. Много сил понадобилось Касуму - теперь председателю колхоза, чтобы убедить односельчан в подлости совершённого Мерзабеком поступка. А Зейнаб и Джафар счастливо зажили вместе.

Дополнительные факты:

Фильм иногда называют первым дагестанским фильмом (т.е. первым художественным фильмом о Дагестане и с дагестанскими актёрами).

Музыку к фильму написал молодой дагестанский композитор Мурад Кажлаев, который отмечал: «К своему первому фильму „Тучи покидают небо“… мной написано столько музыки, что её хватило бы на целых три картины». Это был его первый опыт в кино, после которого композитор написал музыку ещё к нескольким десяткам фильмов.

Фильм снимался в дагестанском ауле Куппа.

В сцене возвращения Айшат в аул на здании видна надпись «Больница Карачаевского района». В Дагестане района с таким названием никогда не было.

Обсуждение фильма, просмотр кадров

VI Краткий обзор других фильмов снятых в Дагестане

Просмотр кадров, обсуждение со студентами

VII Немое кино

История кино началась, как это ни удивительно, еще в Древней Греции, с так называемых движущихся теней. Много веков спустя, в XIX веке, изобретатели и эстрадные артисты совместными усилиями создали индустрию движущихся картинок со всевозможными трюками и спецэффектами. Сначала были созданы мультипликационные фильмы, но вскоре появились фотографические снимки. Был рожден Голливуд, прославившийся звездами немого кино. Хотя фильмы той эпохи демонстрировались без звука, талантливые режиссеры и художники превращали их в весьма увлекательное зрелище.

VIII Рассказ куратора о первой дагестанке снявшейся в немом кино Сафият Аскаровой

На нас со старых киноафиш смотрят женщины  с фарфоровой бледной кожей, с огромными подведенными тенями глазами, светящимися тайной.  Каждая из них стала не только символом женской красоты, но и лицом своей эпохи - Лилиан Гиш, Мэри Пикфорд, Грета Гарбо, Джин Харлоу, Вера Холодная, Вера Карали...

И в одном ряду с этими кинодивами немого кино стоит наша соотечественница, дагестанка Сафият Аскарова.

Сафият Аскарова, удивительно красивая, обаятельная женщина, стала первой киноактрисой Дагестана, звездой немого кино. До наших дней дошли фотографии Сафият и кадры из ее фильмов.  С черно-белых фото смотрят темноглазая томная красавица с ниткой жемчуга на шее, задумчивая комсомолка из фильма «Чадра» и надменная царица из «Крыльев холопа». Актриса не играет, а живет в своей роли, на нее всегда интересно смотреть – во всех  кадрах она всегда разная и все-таки узнаваемая.

Родилась Сафият в 1907 году в селении Ахты, на родине первого национального театра в Дагестане.  В детстве увлекалась музыкальным и хореографическим искусством, училась рисовать, играла в мини-спектаклях и, конечно, любила смотреть кинофильмы. Немалую роль в увлечении Сафият искусством сыграла семья, где творчество прививалось детям с детства.

«Ее отец, Нухбек Аскаров, мой прадед, участвовал в работе Ахтынского театрального кружка, впоследствии давшего начало Лезгинскому государственному театру, - рассказывает Бейбулат Аскаров, внук Бейбулата Аскарова, брата Сафият, названный в его честь,  тоже выбравший профессию режиссера, как и его именитый дед. - В детстве он даже предстал перед российским императором, посетившим один из спектаклей. Он рисовал афиши, изготовлял декорации,  подбирал национальные мелодии для музыкального оформления спектакля, помогал в гримировании артистов. Дед  Сафият Алискер, отличный портной, шил театральные костюмы. Об увлечении творчеством говорят судьбы ее братьев и сестры: Хас-Булат  Аскар-Сарыджа – художник, основоположник скульптурного искусства Дагестана. Асланбей многие годы был кинооператором «Мосфильма». Бейбулат стал кинорежиссером, директором азербайджанской студии кинохроники. А сестра Саррет тоже была  актрисой».

В 1925 году, находясь в гостях у брата Хас-Булата в Махачкале, Сафият встретилась с киногруппой Ленинградской кинофабрики, которая собиралась снимать киноповесть «Под властью адата» по сценарию казахского писателя Абая Кунанбаева.

Режиссер Владимир Касьянов обратил внимание на  очаровательную Сафият и предложил ей сыграть роль Мадинэ - подруги главной героини Джаннет в фильме «Под властью адата». Она дала согласие и включилась в съемки, которые проходили в аулах Дагестана.  В создании этого фильма участвовали трое из семьи Аскаровых:  Бейбулат - ассистент режиссера, Сафият - киноактриса, Хас-Булат - художник. Картина вышла в прокат в 1926 году.

Игра Сафият Аскаровой в этом фильме произвела впечатление на Юрия Тарича, который пригласил ее в Москву на съемки фильма «Крылья холопа». Действие фильма происходит в XVI веке, в период царствования Ивана Грозного. Фильм рассказывает о  мастере, который своими поделками удивлял людской мир, и его время от времени приглашали к царскому двору чинить сломавшиеся механизмы и потешать высоких господ. Сафият  была предложена роль жены царя Марии Темрюковны, гордой дочери кабардинского князя Темрюка.

Фильм «Крылья холопа» имел большой успех, как в СССР, так и за рубежом. Французская газета «Ля семэн синематографик» писала: «Этот фильм насыщен тяжелым реализмом, рисующим жестокие, ужасные, но правдивые обычаи России ХVI века... Леонидов дал мощный образ деспота, С. Аскарова - прекрасна и жестока. Образ царицы, любящей роскошь, прекрасной, замечательно создан актрисой, он интересен во всех отношениях...». А вот цитата из воспоминаний режиссера Юрия Тарича: «Сафият Аскарова в роли царицы передала все нюансы, свойственные национальным чертам горянки, и никто этого не смог бы сделать, как она».

В 1927 г. Сафият Аскарова исполнила главную роль в картине «Чадра», выпущенной студией «Узбекфильм» (режиссер М. Авербах). Говорят, что после просмотра фильма 90 тысяч узбечек сбросили с себя чадру.

Но в  1938 году Сафият серьезно заболела, болезнь помешала ей и дальше сниматься в кино. Однако  уже в 1939 году она стала играть в спектаклях знаменитого Московского театра им. Е. Вахтангова. Как известно, актриса   вышла замуж, но  у нее не было детей. «Умерла  она в 1955 году  после тяжелой болезни, и  была похоронена в Москве на Ваганьковском кладбище, там же похоронен и ее брат Хас-Булат Аскар-Сарыджа», - вспоминает Бейбулат Аскаров.

Фильмография Сафият Аскаровой

«Под властью адата», 1925 г.

«Крылья холопа», 1926 г.

«Чадра», главная роль, 1927 г.

«Золотой куст», 1930 г.

«Первая комсомольская», 1931 г.

IX Рассказ о Расуле Гамзатове и Ахмедхане Абу Бакре, и о их произведениях, по которым были сняты фильмы

X Заключительное слово куратора

Литература:

1. www.rgvktv.ru

2. www.nemoekino.ru/askar.html

3. www.kinopoisk.ru

4. www.kavkaz-uzel.ru