Открытый классный  час,  посвященный творчеству Расула Гамзатова.

«Поэт всех времен и  народов»

Разработала:  Хузайматова Д.К.

Цели:

Ø Познакомить учащихся с биографией поэта, своеобразием творчества;

Ø привить интерес к его творчеству;

Ø воспитать  гордость  за своего земляка,  прославившего Дагестан;

Ø воспитать любовь к своей Родине, родному языку, народу.

План:

  1. Вступительное слово куратора, рассказ о детстве Расула Гамзатова

2. Просмотр фрагмента из фильма о Расуле Гамзатове

  1. Стихотворение «Как при  тебе,  отец, хитросплетенья…»
  2. Слово   куратора
  3. Стихотворение «Журавли»
  4. Слово куратора
  5. Сообщения студентов о творчестве Расула Гамзатова
  6. Стихотворение «Родной язык»
  7. Сценка «Аварская  мать» (из книги «Мой Дагестан»)
  8. Прослушивание песни  «Матери» в исполнении И.Кобзона
  9. Слово куратора
  10. Стихотворения «О матери », «Изрек пророк…»
  11. Слово куратора, стихотворение «Если  в мире тысяча мужчин…»
  12. Стихотворение  «Берегите друзей»
  13. Чтение писем, приходивших к Расулу Гамзатову
  14. «Интервью с Расулом Гамзатовым»
  15. Знакомство   с выставкой  книг.
  16. Заключительное слово  куратора, стихотворение «Несут, несут друзей земные смерчи»

 

Оборудование: портрет, выставка книг, видеопроектор.

 

Надпись на доске:    Я родился на очень высоких горах,

А потом оттуда спустился к людям.

Расул Гамзатов

Литература:

v Р.Гамзатов «Мой Дагестан», Махачкала, «Дагучпедгиз», 1985г.

v Р.Гамзатов «Книга юмора и сатиры», Москва, «Молодая гвардия», 1986г.

v Р.Гамзатов «Чётки лет», Москва, «Художественная литература», 1986г.

v А.Даганов «Расул Гамзатов сказал…», Махачкала, 2003г.

v С.Хайбуллаев «Слово о Расуле Гамзатове», Махачкала, «Дагкнигоиздат», 1973г.

 

1. Вступительное слово куратора. (сопровождается презентацией)

«Если бы мне  предложили назвать  10 лучших на мой взгляд поэтов-современников,  я бы перечислил заветные имена, а в конце добавил «и Гамзатов».  Когда бы список сократили до пяти,  я тоже  в конце добавил «и Гамзатов». Наконец, если бы мне пришлось выбрать одного любимого поэта,  и тут бы прибавил  «и Гамзатов».  В любых сочетаниях, при любой избранности имя Расула Гамзатова всегда будет  стоять в ряду лучших. По пальцам можно перечислить поэтов такого размаха,  с таким видением мира». Так говорил известный советский  поэт  и литературовед  Сергей Наровчатов, выражая  свое восхищение его талантом.

Дагестан присвоил ему звание  народного певца - и это высшая честь, но творчество его давно перешагнуло границы его родного края. От Белоруссии  до Чукотки, от Мурманска до Средней Азии звучат его стихи. Р.Рождественский о нем говорил: «Поэт он огромный, сделавшим знаменитым и Дагестан, и аварский язык, и свои горы. Сердце его мудрое, живое,  щедрое.  Я видел его на многих выступлениях, где он оставался гражданином, мудрецом,   шутником. С врагами он сражался без жалости, бил их  мудростью. Поэт он не только  дагестанский, но и русский поэт».

Древние крепости  и дворцы  до сих пор   вызывают изумление. Огромные глыбы  так  тщательно отшлифованы  и пригнаны друг другу, что держатся веками, без цемента. Расул Гамзатов   владел   секретом старинной кладки  в строительстве  здания поэзии.  Как камень  к камню прилегают  его стихи к друг другу, они весомы и зримы, но, в то же время,  само  здание   производит   впечатление  удивительной легкости.

(видеофрагмент «Расул Гамзатов читает

стихотворение  «Дагестан…»)

Куратор: Родился будущий поэт   в сентябрьские дни  1923г. в маленьком, в  70 саклей, ауле  Цада, Хунзахского района, в семье известного  аварского поэта  Гамзата Цадаса.   Рос, как и все аульские   мальчишки: взбирался на скалы, приносил из лесу   волчат в папахе, слушал сказки бабушки,   сидя перед очагом. Однако в  один  из дней 11-летний  Расул,  лежа на бычьей шкуре, на крыше отцовской сакли,   написал свое первое стихотворение, и прямо с крыши этой сакли он и взлетел  на высокую скалу   поэзии. Через  4 года  его стихи   были опубликованы     в местной газете.

Первым учителем   и наставником Расула    в  литературных начинаниях   был его отец. О первых  опытах  сына  он сказал: « Если взять   щипцы  и хорошенько  порыться  в этой  золе, то можно сыскать  уголек, хотя бы  для того, чтобы прикурить от него».

Отец был примером   во всем для Расула.  В своей книге «Мой Дагестан»   Расул описывает один случай: « Однажды в детстве  отец сильно   наказал  меня, - пишет  Расул, -  побои  я давно забыл, но причину помню до сих пор крепко».

Утром он вышел как будто в школу, а на самом деле   свернул в переулок  и с уличными мальчишками  до вечера  играл  в стукалку  на деньги,  которые отец дал ему на книги. Когда деньги закончились, он стал думать, где бы достать еще. Когда   играешь  в азартную игру   и когда  отдаешь  последнюю копейку, кажется, найдись  еще пятачок и все  отыграешь.

Он стал  просить  взаймы  у мальчишек, с которыми играл, но  никто  не захотел ему дать.  Ведь есть примета:  если во время  игры   дашь взаймы  проигравшему, проиграешь и сам.

Тогда он придумал  выход.  Стал обходить   все дома в ауле  и говорил, что завтра приезжают  пехлеваны  и ему  поручили   собрать для них деньги.  Но и этих несчастных денег не хватило надолго. К тому же во время игры   приходилось ползать    по земле на коленях. За целый день   его штаны   продрались насквозь, а колени   исцарапались. Между тем старшие братья  искали его по всему аулу. Жители аула, которым Расул  наплел    насчет пехлеванов, приходили один за другим   к ним в дом,   чтобы узнать   поподробней  насчет их приезда. Одним словом, когда его за ухо вели домой,   о его похождениях  было известно всё.

И вот Расул предстал  перед судом отца.

-Что это? -  спросил отец, как  будто спокойно.

- Это колени – ответил Расул.

- Колени – то колени, но почему они на виду?  Расскажи-ка, где  ты  порвал  штаны?

- В школе … зацепил  за гвоздь…

- Как, как… повтори….

- За гвоздь.

- Где?

-  В школе.

Отец ударил его  по щеке  ладонью.

- Скажи  теперь, как ты штаны порвал?

Расул молчал. Отец ударил его второй раз.

- Если сейчас  же не  расскажешь   все как было, ударю плетью.  Расул знал, что такое плеть  с окаменевшим  узелком  на конце.    Страх  перед ней заставил рассказать   все злоключения  по порядку, начиная с утра. Суд окончился.  Три  дня  Расул  ходил  сам не свой. На третий  день   отец усадил его  рядом, погладил  по голове  и спросил:

-  Ты  знаешь, за что  я тебя побил?

- За то, что играл на деньги, - ответил Расул.

- Нет, не за это.  Кто в детстве  не играл на деньги. И я играл, и твои  старшие братья играли.

- За то, что порвал штаны.

- Нет, и не за  штаны.  Ты ведь не девчонка,  чтобы ходить все время  по  тропочке.

- За то,  что не пошел в школу.

-Конечно, это твоя большая ошибка, - сказал  отец,   но побил я  тебя, сын,  за твою ложь. Ложь -  это страшный сорняк на поле  твоей души.  Если его   вовремя не вырвать с корнем, он заполнит все поле так, что негде будет прорасти  доброму семени. Если ты солжешь   еще раз,  я тебя убью.

Много лет спустя  Расул рассказал эту историю  своему другу. «Как? – воскликнул тот, -   ты до сих пор не забыл  эту  маленькую  ничтожную  ложь?» Расул ответил: « Ложь есть  ложь,  а правда  есть правда. Они не могут быть  ни большими, ни маленькими».

(просмотр фрагмента из фильма о Расуле Гамзатове)

Студентка: «Как при тебе, отец,  хитросплетенья

Покрыли мир, и зло вершит свой путь,

Берет неправда  землю в окруженье,

Несправедливость  не дает  вздохнуть!

 

Зачем  весь век свой, с подлостью сражаясь,

Искал ты  сокровенные  слова?

Она ко мне приходит, похваляясь:

«Нет твоего отца, а я жива!»

 

Она как  в дни  былые многолика

И каждый раз,  избрав одно лицо,

Бесцеремонно  к людям в дверь стучится.

Закроют дверь – она глядит в окно!

 

Орленка порождает  лишь орлица,

Лишь ворон   может ворона родить,

Скажи, отец,  не лучше ли смириться,

В борьбе неравной  руки  опустить?

 

И слышится  мне  голос  в отдаленье:

«Ты рук своих не опускай, сынок,

В борьбе нельзя бояться пораженья,

Орел,  родить я ворона не мог.

 

Куратор: Шли годы. Поэт окончил  Аранинскую  среднюю школу, поступил  учиться в Буйнакское  педагогическое   училище, «вечным студентом» которого он  себя   называл. После   учебы  работал  учителем, затем  журналистом.  Расул рано достиг  творческой  и душевной   зрелости. Она далась ему нелегко – ценою больших, глубоких, подчас горьких  переживаний.  На войне с фашистской Германией   он потерял двух братьев, а через несколько лет пережил смерть отца.

Студентка: «Уж 20 лет, как  двое  братьев  милых

Погибли   в неизвестном мне  краю,

И 20 лет, во сне   и  на могилах,

Я -  третий брат – стою  и слезы лью.

Весь мир исколесив, сумел  понять я:

В любом краю  земли, в любой стране

Все  люди  мира -  тоже третьи  братья

Погибших  и пропавших на войне»

Студентка: Мне кажется порою, что джигиты,

С кровавых не пришедшие полей

Не в землю нашу полегли когда – то,

А  превратились в белых журавлей.

 

Они до сей поры с времен тех дальних

Летят и подают нам голоса.

Не потому ль так часто и печально

Мы замолкаем, глядя в небеса.

 

Сейчас я вижу: над землей чужою

В тумане предвечернем журавли

Летят своим определенным строем,

Как по полям людьми они брели.

 

Они летят, свершают путь свой длинный

И выкликают чьи – то имена.

Не потому ли с кличем журавлиным

От века речь аварская сходна?..

 

Летит,  летит по небу  клин  усталый, -

Мои друзья  былые  и родня.

И в их строю есть промежуток малый  -

Быть может, это  место для меня!

 

Настанет день, и с журавлиной стаей

Я поплыву в такой же  сизой  мгле,

Из-под небес   по - птичьи  окликая

Всех вас, кого оставил на земле.

 

Куратор:  Однако унынию не было места  в этой жизнелюбивой душе  поэта,  умевшей  даже сквозь   слезы   радоваться, восхвалять и восхищаться.  Все его стихи искрят   любовью к жизни   и неиссякаемым  юмором.

В  1946 году   он поступил в Литературный институт  имени М.Горького.  И сейчас уже  трудно  представить, что по причине  своей малограмотности  он мог  и не поступить.  Широко  известен  случай, когда Р.Гамзатову  представили его вступительную работу, в которой  было много ошибок, а он ответил,  что синей пастой писал и, следовательно, это не его работа.

Трудно представить себе, что он мог  так  и не  узнать  первых своих  переводчиков – Якова Козловского и Наума Гребнева, а ведь с ними он познакомился  именно в Литературном институте. Его переводчики – это его друзья. Бережно и любовно  они отнеслись   к гамзатовским строкам, тонким и изящным  как дагестанская   резьба  по металлу.

 

Сообщения студентов о творчестве Расула Гамзатова

1 студентка: За годы учебы  в институте  он издает несколько  сборников  на русском языке: «Земля моя», «Песни гор». А в качестве  дипломной работы   была представлена  большая  лиро-эпическая поэма «Год моего рождения», которая  в 1951 г.   была удостоена  Сталинской премии.  Всеобщее признание   окрылило  его. За короткое время  он создает несколько   поэтических сборников: «Слово  о старшем брате», «В горах мое сердце», «Горянка», «Высокие  звезды» и др.

2 студентка: Известно, что  не у всех  книги   становятся   ступенями   восхождения.  Но Гамзатов  - редкое исключение: дистанция  от первого сборника   «Горячая любовь  и жгучая ненависть»  до одной из последних книг «О бурных днях Кавказа» - это подъем по крутому   и скользкому склону. Его сборники «Берегите матерей», «Четки  лет», «Две шали», «Последняя цена», «Остров женщин» становились событием   в разноязычной литературе.

3 студентка: Благодаря Р.Гамзатову, его переводческой деятельности, аварский   читатель   на родном языке узнал  А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Т.Шевченко, В.Маяковского и др.  известных советских  поэтов. За эти и другие заслуги   Гамзатов удостоен  премии Джавахарлала Неру. В 1983г.  в Риме,  на конкурсе   между лучшими  поэтами  всего мира - «Поэзия  20 века» - он получил  звание  «Первый  поэт  20 века»

Творчество Р.Гамзатова   вобрало в себя  талант, мудрость и мироощущение  народов Дагестана  и всего Кавказа. За свое творчество   он был награжден  орденом апостола  Андрея Первозванного, который ему вручил  В.Путин.

4 студентка: У Гамзатова  есть чудесные циклы  стихов  о Болгарии,  отличные строки о России, Грузии, Азербайджане. За последние годы   поэт побывал  почти в 20 странах. Но где бы он ни был, какие бы не пересекал меридианы, в сердце поэта всегда была Родина. И Индию, где драконы охраняют  дворцы, и тысячелетние  стены  Рима, и Елисейские поля  Парижа, и туманный Лондон видел поэт, но всегда думал  о родной земле. Везде он оставался  дагестанцем, и аварский язык  оставался  для него самым  лучшим.

 

Студентка:  Всегда во сне  нелепо   все и странно.

Приснилась мне сегодня смерть моя.

В полдневный жар  в долине Дагестана

С свинцом в груди  лежал недвижим я.

 

Звенит река, бежит неукротимо,

Забытый и ненужный никому

Я распластался  на земле родимой

Пред тем, как стать землею самому…

 

И чтобы плакать над моей могилой

О том, что я погиб во цвете лет,

Ни матери, ни друга нет, ни милой…

Чего уж там - и плакальщицы нет.

 

Так  я лежал и умирал  в бессилье

И вдруг услышал, как невдалеке

Два человека шли и говорили

На милом мне аварском языке.

 

В полдневный жар  в долине Дагестана

Я умирал, а люди речь вели

О хитрости какого-то Гасана,

О выходках  какого-то Али.

 

И смутно слыша  звук родимой речи,

Я оживал, и наступил тот миг,

Когда я понял, что меня излечит

Не врач, не знахарь, а родной язык.

 

Кого-то  исцеляет  от болезней

Другой язык, но мне на нем не петь,

И если завтра мой язык   исчезнет,

То я готов сегодня умереть.

 

Я за него  всегда  душой болею,

Пусть говорят,  что беден мой язык,

Пусть не звучит  с трибуны Ассамблеи,

Но, мне родной, он для  меня  велик.

 

И чтоб понять Махмуда мой наследник

Ужели прочитает перевод?

Ужели я писатель из последних,

Кто по-аварски пишет и поет?..

 

Мне дорог край цветущий и свободный,

От Балтики до Сахалина весь.

Я за него погибну где угодно,

Но пусть меня зароют в землю здесь!

 

Чтоб у плиты  могильной,  близ аула

Аварцы вспоминали иногда

Аварским словом земляка Расула –

Преемника Гамзата  из Цада.

 

Сценка: «Аварская мать» (из книги "Мой Дагестан")

 

Расул Гамзатов:  Однажды в Париже  я встретил  художника-дагестанца. Вскоре после революции  он уехал в Италию учиться,  женился на итальянке  и не вернулся домой.  Привыкший к законам гор, дагестанец   трудно приживался  на своей новой родине. Он  колесил  по земле, останавливался   в блестящих   столицах  чужедальних стран, но куда бы ни поехал он, везде с ним была его тоска. Мне захотелось посмотреть  на эту тоску, воплощенную  в краски, и я попросил, чтобы художник   показал мне   свои картины.

Художник: Эта картина называется «Тоска по Родине». На картине изображена  итальянка  в старинном аварском наряде. Она у горного  родника  с кувшином. Печально нахохлился  на склоне  горы  каменный аварский аул.  Вершины гор окутал туман. Туман – это слезы  гор. Когда склоны   окутывает туман, по морщинам гор стекают светлые капли. Туман – это я.  На другой картине я изобразил  птицу, сидящую  на кусте  колючего терновника. А куст растет  среди  голых камней. Птица поет, а из окна сакли  на нее глядит  печальная горянка. Это по мотивам  старинной аварской  легенды.

Р.Гамзатов: Какой легенды?

Художник: Птицу поймали  и посадили в клетку.  Оказавшись в плену,  птица день и ночь   твердила: «Родина, родина, родина…» Точь-в-точь как  все  эти годы  твержу я… Хозяин птицы подумал: «Что же у нее за родина такая? Наверное, это  какая-нибудь  райская, цветущая страна, где райские  деревья и птицы.  Дай-ка выпущу я птицу  на волю  и посмотрю, куда она полетит. Она  мне покажет дорогу в ту  необыкновенную  страну. Он открыл клетку  и птица выпорхнула. Она отлетела на 10 шагов и опустилась на куст терновника, растущий среди голых камней. В ветвях  этого куста было ее гнездо… На свою  Родину я тоже смотрю из  окна своей клетки.

Р.Гамзатов:  Почему же вы не хотите возвратиться?

Художник: Поздно. В свое   время я  увез с родной земли  свое молодое жаркое сердце, могу ли я  возвратить  ей свои  старые кости.

Р.Гамзатов: Приехав  из Парижа домой, я разыскал   родственников художника. К моему удивлению    оказалась жива его мать.  С грустью слушали  родные,  собравшиеся  в сакле, мой рассказ  об их сыне, покинувшем  родину. Они были  рады, что  он  все-таки  жив.

Автор: Вдруг мать спросила:

Мать: Вы разговаривали  по-аварски?

Р.Гамзатов: Нет, мы говорили через переводчика. Я по-русски, а твой сын по-французски.

Автор: Мать накинула платок  на голову,  как накидывают, когда услышат, что сын умер.  По крыше сакли стучал дождь. Мы сидели в Аварии. На другом конце земли  в  Париже тоже, может  быть,  слушал  дождь блудный сын  Дагестана.  После долгого молчания  мать сказала:

Мать: Ты ошибся, Расул. Мой  сын  давно умер. Это был не мой сын. Мой сын  не мог забыть языка,   которому научила  его я - аварская мать.

Куратор: Три заветные темы  было в творчестве  Р.Гамзатова.  И одна из них: «Родина, родной язык, родной народ».  С таким же трепетом писал    Расул о женщинах  и матерях, идеалами которых   для него были его мать  - Хандулай и жена – Патимат.

«В женщине, скажи, какой черте

Придаешь особое значенье?

Женщина во всем на высоте,

Принимаю все без исключенья.

Спрашивают: более всего

Что тебе,  скажи,   в мужчине нравится?

Украшает мужество его

И любовью к женщине он славится.

(звучит песня  «Матери» в исполнении И.Кобзона)

Студентка: Изрек пророк: « Нет бога, кроме  Бога!»

Я говорю: «Нет мамы, кроме мамы!..»

Никто меня не встретит  у порога,

Где сходятся  тропинки, словно шрамы.

Вхожу  и вижу  четки, на которых

Она в разлуке, сидя одиноко,

Считала ночи, черные как порох,

И белы дни, летящие с востока.

Кто разожжет  теперь огонь в камине,

Чтобы зимой  согрелся я с дороги?

Кто мне, любя, грехи опустит ныне

И за меня   помолится в дороге.

Я в руки взял Коран, тисненный  строго,

Пред ним склонились  грозные имамы

Он говорит: «Нет Бога, кроме Бога!»

Я говорю: «Нет мамы, кроме мамы!»

Куратор: В.Терешкова – известный  летчик-космонавт  -  говорила: «Расул всегда  удивляет нас, женщин,  беспредельной любовью и уважением».  Он призывал всех: «Берегите женщин! Берегите  матерей!» У Расула особое отношение  к нам, поэтому мы любим его».

«Если  в мире  тысяча  мужчин

Снарядить к тебе  готовы сватов,

Знай, что в этой  тысяче мужчин

Нахожусь и я – Расул Гамзатов.

 

Если  пленены  тобой давно

Сто мужчин, чья  кровь несется  с гулом,

Разглядеть  меж них не мудрено

Горца,  нареченного Расулом.

 

Если  10 влюблены  в тебя

Истинных мужей, огня  не спрятав,

Среди них, ликуя и скорбя,

Нахожусь и я – Расул Гамзатов.

 

Если без  ума всего один

От тебя, не  склонная   к посулам,

Знай, что это  с облачных вершин

Горец, именуемый Расулом...

Однако наиболее  интересна   в творчестве Р.Гамзатова тема жизни.   Познал  Расул и уловки века,  и неверность людскую, и коварство   близких людей. Поэтому, размышляя над   трагедиями  Махмуда    и Эльдарилава, он вглядывается   в свою судьбу:

«Пью чашу  жизни я,  того не зная,

Что, может быть, отравлена она…»

Все больше стихов – раздумий, подытоживающих  жизненный путь, от  которых  веет   мудростью   и опытом.  Вспоминал рано  поседевший  поэт,   как считал  он  лучшими друзьями тех,  кто хвалил  его первые  стишки, выпорхнувшие  со страниц аварских газет, и подозревал в подлости и зависти тех, кто посмел покритиковать их. Бывало все,  и необходимы были годы,  десятилетия  постижения  и узнавания жизни:

Ты, время,  вступаешь со мной   врукопашную

Пытаешь  прозреньем, караешь презреньем,

Сегодня клеймишь за ошибки вчерашние

И  крепости рушишь – мои заблуждения.

 

Кто знал, что окажутся  истины зыбкими,

Чего  же  смеешься  ты, мстя  и карая?

Ведь я  ошибался  твоими ошибками,

Восторженно слово твое повторяя.

 

Студентка: Знай, мой друг,  вражде  и дружбе цену

И судом поспешным  не греши.

Гнев на друга,  может быть,   мгновенный,

Изливать покуда не спеши.

 

Может друг твой   сам поторопился

И тебя обидел невзначай.

Провинился друг  и  повинился,

Ты ему греха не поминай.

 

Люди,  мы  стареем   и ветшаем,

И с  теченьем  наших лет и дней

Легче мы  своих  друзей  теряем,

Обретаем их куда  трудней.

 

Если верный конь,  поранив ногу,

Спотыкнулся, а потом опять,

Не вини его - вини дорогу,

И коня  не торопись  менять.

 

Люди, я прошу вас, ради бога,

Не стесняйтесь  доброты своей.

На земле друзей не так уж много

Опасайтесь потерять друзей.

Куратор: Таланты, как известно, с душевным трепетом  думают о своей главной  книге,  которую они напишут. О такой  же мечтал, наверное,  и Гамзатов. Но мне  кажется, что  у него  неглавных книг нет.  Иначе, как объяснить письма, приходившие к Расулу со всех концов мира.

Студенты читают письма:

1) Жительница г. Свердловска, К.И. Сыркова, пишет Р.Гамзатову: «Уважаемый Расул Гамзатович! Извините,  что немощная, ослепшая, многое повидавшая  на своем  веку женщина решила написать и отнять  ваше  драгоценное время.  Не знаю, как поделиться  с Вами  своим  состоянием  вечно  кровоточащей   раны сердца.  Она неизлечима с того дня, как  после   окончания ВОв  не вернулись три моих сына.  Но исцеляющим для меня стало Ваше стихотворение «Журавли».

Летит, летит по небу клин усталый,

Летит в тумане на исходе дня,

И в том строю  есть промежуток малый,

Быть  может,  это место для меня…

А это место оставлено   сыновьями  для меня, дорогой  Расул.  Мать должна  быть рядом  с сыновьями. А вы   живите и процветайте, на радость и утешение таким же как я, обыкновенным  матерям. Живите  долго, чтобы высказать  нашу боль и радость».

 

2) «Мне  радостно,  что я могу  назваться  вашей современницей. Большое спасибо Вам  за поэмы, образы матерей, женщин. Имя  «Мать» -   свято для нас  всех. Мать, родившая такого сына, как  вы, можно считать  счастливой. Счастлива  страна,   в которой вырос  такой сын, как вы.  Какие проникновенные  слова  о матери  вы пишете!

Есть 3 заветных песни у людей,

И в них людское горе и веселье.

Одна из песен всех других светлей -

Ее слагает мать над колыбелью.

Вторая - тоже  песня матерей:

Рукою гладя щеки ледяные,

Ее поют  гробом сыновей…

А третья песня – песни остальные.

Я тоже очень люблю свою мать. Она мой  жизненный  друг и  советчик. Хотя моя мама была молода, она не  вышла замуж и целиком посвятила себя мне. Пишу, чтобы вы знали, что есть ценители вашего таланта.  Спасибо за все. Лидия Асриян г.Киев.

3) «Четыре года и 2 месяца прошло с тех пор, с того страшного дня, когда мы потеряли  единственного сына. Все  эти годы  я тяжело болела. Была прикована  к постели. Сегодня   я могу писать  Вам - это для меня  большое счастье, т.к.  с того момента, как вы откликнулись   на мое горе, я мысленно с Вами.  Вы такой великий человек, с такими незаурядными  способностями, которого любит   вся наша страна, все  прогрессивное человечество. Вы, несмотря на Вашу занятость, не оставили   без внимания   письмо самой обычной женщины, и прислали поэму «Разговор с отцом» с Вашим автографом.  Это прекрасная поэма, которую я  выучила наизусть…

Спасибо Вам, всеми   любимый Расул Гамзатович!   Спасибо Вам, что вы живете на земле!  Я и мои дочери желают Вам, вашим родным  и близким  быть всегда здоровыми, светлыми и красивыми, как цветы мая!  С уважением, Ваша поклонница. Ставрополь 1982г.

 

4) «Расул Гамзатович!  Оберегатель всех матерей мира!  С превеликим удовольствием  прочла Вашу книгу «Остров женщин».  Не могу не выразить   Вам  сердечной  благодарности, примите  ее от старой женщины, матери,  читающей  и собирающей   ваши произведения.  Кланяюсь Вам  и искренне  благодарю  за это. Дай  бог Вам  здоровья, чтобы многие годы  радовать всех  почитателей Вашей поэзии. Спасибо матери  за такого сына.» Анна Гаркушенко, г.Ташкент.

Куратор: (Ознакомление  с выставкой книг.  Особо отметить книги, изданные  на иностранных и родном языках.) Расул Гамзатов был человеком  необыкновенной души  с обостренным  чувством совести и чести,  при этом очень скромный и не зазнающийся. Звания и ордена не испортили его. А его  творчество раскрывает   перед нами его душу.

В Москве,  в концертном зале  имени  Чайковского в 1980г. состоялся  вечер поэзии, после   которого  поэты   отвечали на записки из зала.  В адрес Расула   поступило  много записок.  Некоторые из них   мы сейчас озвучим.

Сценка «Интервью с Расулом Гамзатовым»

Куратор: Расул Гамзатович, когда вы  пишете  стихи?

Расул Гамзатов: Нет времени, когда  я их  не пишу: и летом,  и зимой, и на цветущей поляне, и когда  осенний ветер   сдувает с деревьев   золотые листья. Осень будит меня   ото сна, бросает  в костер любви.

Куратор: Бывает   ли  у поэта  учитель?

Р.Гамзатов: Главным учителем поэта  является сама жизнь и то, с какой любовью, страстью  он относится к ней. Учителем поэта является  он сам.  Его совесть  подсказывает, как писать, куда идти.

Куратор: Что такое  многолетняя жизнь по-вашему?

Р.Гамзатов: Главное,  не сколько лет прожить на свете, а как прожить, и думать, какую ты пользу принес миру, обществу.

Куратор: Откуда  вы  черпаете темы для таких чудесных  стихов?

Р.Гамзатов:  Для писателя главной  темой является   тема Родины. Если не было бы неба,  не было бы и орла, без родины писатель -  разве он писатель?

Куратор: Вы уверены во всем, что пишете?

Р.Гамзатов: Если  бы не был  уверен, я не писал  бы.  Человек  должен  быть уверен   в своих силах.

Куратор: Гордитесь ли вы  столь многими званиями,  орденами?

Р.Гамзатов: Я горжусь тем,  что  Родина оценивает  мой труд,  что он  не остается без  внимания.

Куратор: Несут, несут друзей земные смерчи,

Не по моей и не по их вине

Нас с каждым днем  все меньше, меньше, меньше,

И я стою   с собой наедине.

И, если путь  чуть больший мне отпущен,

Их в памяти хранить даю  обет,

Надеясь непременно, что  в грядущем

Когда-то тоже  вспомнят обо мне.