Квиралашвили Н.У., зам.дир. по производственной практике, Отличник образования РФ. Заслуженный учитель РД, учитель педагогики и психологии.

Совершенствование урока как основной формы учебных занятий в

сред­нем профессиональном учебном заведении.

В настоящее время в России идет становление новой системы образова­ния, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное со­держание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.

В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативно­сти, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведе­ний выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разра­ботка различных вариантов его содержания, использование возможностей со­временной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.

В этих условиях нам преподавателям, руководителю-технологу учебного процесса необходимо ориентироваться в широком спектре современных инно­вационных технологий.

Как не стоит на одном месте развитие общества, так не стоит на месте и образование и обучение. В образовании наблюдается тенденция спорного под­хода к традиционному уроку. Вековая мечта прогрессивных педагогов - дать ученику целостное представление о мире, научить его видеть все явления жиз­ни в их глубокой взаимосвязи, понимать логику развития живых процессов, связанных с существованием человеческого общества.

Эта мечта породила огромное количество нетрадиционных форм обуче­ния, так называемых нестандартных уроков: «Урок - семинар», «Урок - конфе­ренция», «Урок - викторина», «Урок - КВН», «Урок - деловая игра» и т.д. Появились бинарные уроки, когда в аудиторию приходит сразу два преподава­теля, например, истории - литературы, психологии - музыки, биологии - ИЗО и т.д. Интенсивно стали искать интеграции предметов. Сейчас преподавателей волнуют вопросы: Как учить без принуждения?, Как развивать у студентов ус­тойчивый интерес к знаниям и потребность в самостоятельном поиске?. Эти вопросы и заставляют искать пути обновления традиционного урока.

Традиционный урок имеет многовековую историю, и было бы неразумно отказаться от совершенствования его. Нельзя абсолютизировать урок. Иногда традиционный урок не дает простора творческой работе. Новые формы органи­зации учебной работы не отрицают опроса, закрепления, продумывания до­машнего задания. Напротив, они используют самое лучшее, ценное из традици­онного урока, расширяют его рамки. Нестандартные формы расширяют рамки урока, дают простор творческой мысли. Кстати такие приемы «работают» лишь у тех педагогов, которые обладают глубокими профессиональными знаниями, высокой эрудицией. Мне представляется несостоятельным утверждение, что на нестандартном уроке страдает содержательная сторона, приносимая в жертву форме. По-моему главное содержание, но и форма не безразлична, она должна служить содержанию. Разумеется, что обдумывая урок, нельзя представить себе целью достижение лишь внешнего эффекта.

Мы убедились в том, что, конечно, подготовить такие уроки трудно, тре­буется много времени, но результативность большая.

Современный урок диалогичен в том смысле, что обучающие и обучае­мые образуют единый ансамбль, в котором обе стороны заинтересованы в по­исках истины.

Важное место на нестандартных уроках занимает игра. Многие учителя считают, что играть не нужно, а учить серьезно. А разве игра - упражнение в занимательной форме, трудное интересное одновременно, - это не серьезное изучение предмета, где есть место сотрудничеству преподавателя и студента? Игры проводятся не для развлечения студентов, а для закрепления умений и навыков, обеспечивают лучшее запоминание и прочное усвоение знаний, вызы­вают интерес к уроку, делают умственную работу более продуктивной. Игра развивает воображение, инициативу, творчество студентов. Занимательность - средство сделать обучение доступным, помочь студентам понять суть явления. Таким образом, в течение урока у обучаемых не пропадает интерес к изучаемо­му, неослабляется активность.

Современный урок требует от преподавателя мыслить перспективно и за­ранее готовить студентов к пониманию наиболее сложных программных разде­лов. Это опережающее обучение, когда преподаватель, заранее знакомит сту­дентов с той или иной темой, постепенно подводя к усвоению трудного мате­риала.

Система в работе учителя: повторение, опрос проводят так, чтобы сту­дент сумел выделить главное в теме, существенное. При опросе привлечь сту­дентов - консультантов, которые выясняют, кто не выполнил задания, какие были затруднения. Студенты - рецензенты, внимательно слушая ответы своих однокурсников, выделяют ценное. Здесь, в такой системе работы педагога ярко прослеживается профессиональная направленность обучения.

Одной из важных сторон современного урока необходимо считать целе­вую установку преподавателя. На каждом уроке нужно ставить перед студента­ми задачу, сразу определяя, что они должны знать в конце урока. Наконец соз­дание атмосферы искренности, доброжелательности, раскованности, психоло­гического комфорта во взаимоотношениях преподаватель - студент

Преподаватели ПЦК педагогики и психологии давно пришли к выводу, что организация эффективного обучения возможна только при знании и умелом использовании разнообразных форм организации педагогического процесса. А методы обучения выступают в роли способа организациям процессов освоения учащимися новых знаний, формирования умений и навыков, развития психиче­ских функций и личностных качеств.

В практике работы наших преподавателей все большее мести занимают активные методы обучения. Их назначение - развитие творческих способно­стей, формирование самостоятельности, профессиональных умений будущих учителей и воспитателей. К активным методам, используемым в нашей работе относятся - парный взаимоопрос, деловые игры, коллективная работа, работа

небольшими группами, проблемные ситуации, ролевые и. театрализованные игры, использование схем-конспектов и многое другое.

Эти методы побуждают студентов к активной учебно-познавательной, мыслительной, практической и творческой деятельности, Они используются на разных этапах обучения: первичное овладение материалом, повторение и обобщение его, самостоятельная работа студентов.

Активные методы обучения предусматривают самостоятельность в рабо­те с первоисточниками, справочной литературой, выполнение разнообразных творческих заданий. Эти методы развивают познавательный интерес, стимули­руют поисковую деятельность к основам исследовательской деятельности.

Одним из наиболее перспективных направлений развитие творческих способностей личности, столь необходимых современному специалисту, явля­ется проблемное обучение.

Суть проблемной интерпретации учебного материала состоит и том, что преподаватель не сообщает знаний в готовом виде, но ставит перед студентами проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения.

Проблемное обучение - не абсолютно новое явление, в педагогике, в прошлом с ним связаны известные имена - Сократ, Ж.Ж. Руссо, А.Дистервег, К.Д. Ушинский и др. "Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить" (А.Дистервег). Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно притупить его природное творческие способ­ности - "разучить" думать самостоятельно.

В отечественной педагогике известны 3 основных формы проблемного обучения. Все эти формы преподаватели педагогических дисциплин использу­ют в своей работе.

1. Проблемное изложение учебного материала в монологическом режиме лекции, либо в диалогическом режиме семинара. Проблемное изложение учеб­ного материала на лекции, когда преподаватель ставит проблемные вопросы, выстраивает проблемные задачи и сам их решает; учащийся лишь мысленно включается в процесс поиска решения. Например, в начале лекции "Система педагогических наук" ставится вопрос: "Почему появляются новые отрасли пе­дагогики?" Или, на уроке психологии по теме «Общения», перед изложением нового материала "Критика и самокритика", преподаватель спрашивает: «Нуж­но ли критиковать? Не приводит ли это к конфликтам?»

Часто на уроках педагогики студентам приходится искать ответы на про­блемные вопросы; «Зачем нужен государственный образовательный стан­дарт?», «Чем отличается определение методов воспитания с позиции автори­тарной и гуманистической педагогики?»

Так, изучая тему "Дидактические концепции" студенты ставятся в ситуа­цию выбора: «Если бы вы были министром образования, какую дидактическую систему выбрали бы и почему? Что взяли бы из традиционной системы обуче­ния?».

Изучая тему "Методы обучения" студенты работают в группах разрешая проблемы:

I.группа - Какие методы можно взять, чтобы желание студентов поговорить с соседом тоже работало на обучение?

II.группа - Попытайтесь определить какие методы - преподаватель может вы­брать в качестве основных, если он хочет организовать учебный процесс гуманистической ориентации?

III. группа - Почему на уроке нужно проводить игры? Можно ли весь процесс обучения превратить для студентов в сплошную игру?

2. Частично поисковая деятельность при выполнении эксперимента, в ла­бораторных работах, в ходе проблемных семинаров, эвристических бесед. Пре­подаватель продумывает систему проблемных вопросов, ответы на которые опираются на имеющуюся базу знаний, но при этом не содержатся в прежних знаниях. Преподаватель продумывает возможные косвенные подсказки и наво­дящие вопросы, он сан подытоживает главное, опираясь на ответы учеников.

3. Самостоятельная исследовательская деятельность когда студенты, формируют проблему и решают ее с последующим контролем преподавателя. Очень часто задания - исследования используются на уроках педагогики, пси­хологии и частных методик.

Например, на уроке по возрастной психологии студенты получают зада­ние выявить степень готовности детей к обучению в школе, или изучить осо­бенности развития логического мышления у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

На уроках психологии студенты проводят социометрический экспери­мент, который позволяет выявить у студентов потребность в общении в опре­деленными однокурсниками, симпатии ребят.

К этой же проблеме мы возвращаемся и на уроках педагогики, изучая те­му «Коллектив и личность». Дополнением к уже используемому социометриче­скому эксперименту, преподаватель проводит со студентами игру «Необитае­мый остров», позволяющую выявить лидера. К небольшим исследованиям мы прибегаем часто, предлагает студентам осуществить анализ самооценки, соста­вить программу самовоспитания, определить личную готовность к самовоспи­танию.

Изучая тему "Принципы воспитания" предлагаем составить свою систему принципов воспитания и обосновать их необходимость составить список лич­ностных качеств, которые необходимы учителю для эффективного взаимодей­ствия с учащимися и организации детского .коллектива. Затем предлагается сравнить этот список со списками других студентов, выделить 5-6 качеств, на важность которых указывает большинство. После этого следует обсуждение в группах, полученные результаты студенты аргументируют, отмечая, почему указанные качества - учащихся являются значимыми в организации детского коллектива.

Мы стараемся вовлекать студентов в проектирование будущей деятельно­сти, предлагая им задание следующего характера. Назовите возможные дела, которые могут помочь учителю в раскрытии интересов, увлечений, способно­стей:

а) младших школьников;

б) девочек  в  возрасте 10-12 лет;

в) мальчиков в возрасте 10-12 лет.

Продумать тематику этических бесед для детей, составить беседу для де­тей о Конвенции ООН «О правах ребенка».

Нами продумывается тематика проблемных семинаров: "Современная се­мья и ее кризис", "История вопросов поощрения и наказания", «Анализ воспи­тательного, образовательного, развивающего значения оценки знаний и оце­ночных суждений учителя».

«Проблема принципов обучения на современном этапе», где наряду с традиционными принципами обучения студенты изучают принципы Занкова Л.В. и Амонашвили Ш.А., находят зависимость принципов от задач и целей обучения.

Такие семинары развивают познавательную активность студентов, за­ставляя их находить в защиту своего мнения аргументы, доказательства, ис­пользовать полученные примеры, учат рецензировать ответы товарищей, вно­сить корректировки, давать советы: побуждают студентов находить не единст­венное решение, а несколько самостоятельно принятых.

Итак, будущее за новыми формами обучения, ибо новое смело пробивает себе дорогу и в нем содержаться рациональные зерна старого. Урок - творчест­во преподавателя, поэтому ему необходимо знать новинки учебно-методической литературы, культуры, он должен ежедневно повышать свой профессиональный уровень.