Омаров Б.О., директор Буйнакского педагогического колледжа им.Расула Гамзатова, преподаватель математики, Заслуженный учитель РД и РФ, Почетный работник СПО РФ, академик Академии педагогических наук.

 

Учитель – главная фигура в формировании и развитии мышления учащихся.

 

Изменения, которые произошли за последнее годы в об­ществе, коснулись и системы образования, они не могут не повлечь за собой необходимость совершенствования профес­сиональной подготовки учителя, особенно в области методи­ки обучения математике начальных классах, где закладыва­ются первичные навыки рассуждений, реализующих разви­вающие функции обучения.

Методико-математические основы изучения матема­тики, с одной стороны, и методико-процессуальные основы развивающего обучения математике, - с другой, должны быть раскрыты студентом педколледжа, создавая им условия для:

- формирования у них исследовательских умений в про­фессиональной деятельности;

-  организации эффективной самостоятельной работы.

Основными путями решения поставленных задач являют­ся:

1) теоретическая подготовка студентов, которая осущест­вляется на занятиях по «Методики преподавания математи­ки», с одной стороны, а так же

2) теоретико-практическая подготовка, с другой, реализуя результативность такой под­готовки во время педагогической практики.

При этом мы ис­ходим из личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию, что и является надеждой основой для самореа­лизации и самосовершенствования студентов. В центре вни­мания нами ставится личность студента, создавая ему усло­вия для максимальной реализации его способностей, интере­сов и возможностей, поскольку в профессиональной деятель­ности студента главным компонентом служит его самостоя­тельная работа.

Проблема организации самостоятельной работы в процессе обучения существовала всегда, и немало работ посвящено этой теме. В настоящее время эта проблема приобрела еще особую остроту из-за современных требований к качеству выпускников, к их подготовленности в профессиональной

деятельности для реализации развивающей функции обуче­ния. Поэтому поиск путей организации самостоятельной ра­боты студентов, собирающихся для работы в сельской школе Республики Дагестан с различными специфическими особен­ностями на местах, актуален как никогда. Нами рассматрива­лись такие направления, как:

-     поисковые (эвристические) и творческие самостоя­тельные работы, которые дают наибольший результат с точки зрения развития учащихся, в частности, изме­нение текста сюжетной задачи различных вариантах, меняя не только цифровые данные, но и вид задачи, включая похожую, обратную, составляя проблемные задачи, задачи с недостающими данными, задачи на оптимальное решение, задачи по данной формуле (модели);

-     поисковые самостоятельные работы с целью опреде­ления вариативных решений для одного и того же от­вета, куда входят: примеры с числовыми данными, числовые равенства и неравенства, ориентированные на ложь, или же на истину, и задачи, решения кото­рых приводятся к одной и той же модели.

В такой методике у студентов развиваются навыки аналитико-синтетических рассуждений, способности к варьиро­ванию способов рассуждений, переориентация установки с получения готовых знаний на усвоение способов добывания знаний, меняется отношение к теории базовых знаний - по дисциплинам, повышается уровень владения этой теорией. Приведем лишь один пример. Задачи на движение в проти­воположных направлениях занимают довольно большой объем в программе по математике для начальной школы, и на основе решения этих задач рождается числовая формула (модель): S = (V1 + У2) t, где V1 и V2 - скорости движущих­ся предметов в противоположных направлениях, t - время их движения, S - путь. На основе этой модели решаются многие задачи, где речь идет не об автобусах, самолетах, поездах и т.д., а о процессах совместных действий двух лиц, групп (печатания рукописей, совместное выполнение работы, наполнение бассейна, стадиона и т.д.). У студента в процессе появляется целый задачник, содержащие разнооб­разные варианты реализации одной и той же модели, вклю­чая и цифровой материал, отражающий реальные факты из мира детей.

Таким образом, при подготовки учителя к своей профес­сиональной деятельности с максимальной отдачей разреша­ется противоречие существующее между возвращением ро­ли стандартизации и технологизации образовательных сис­тем и усилением в них роли учителя, от которого требуется гуманитарности, открытости и педагогической строгости. При этом результат обучения определяется не столько учебником, сколько самим учителем, его профессионализ­мом, методами обучения. В таких условиях со студентами можно реализовать ряд принципов: принцип устремленно­сти к поисковой деятельности, принцип самообогащения, принцип монограмотности, принцип непредрешенности ис­тинны, принцип существования внутреннего диалога. По­иск средств при реализации этих принципов это и есть под­готовка студентов педколледжа для осуществления разви­вающей функции обучения математике.

Виды вопросов, основные примеры, правила, и их стили­стика относятся к необходимой части информации, которая не только помогает строить вопросы, находить ответы, но и позволяет организовать дискуссию, вести обсуждение на­меченной вопросом проблемы. Стратегические моменты определяют роль и место вопроса системе общих методиче­ских умений учителя. В частности, эвристические методы преподавания положительно влияют на обучения составле­нию задач, вопросов, выдвижения гипотезы.

Таким образом, работа преподавателя педагогического колледжа в обозначенном направлении сможет повысить уровень подготовленности будущего учителя начальной школы для реализации развивающей функции при обуче­нии математике.