Оборудование: балхарская керамика, изделия унцукульских, кубачинских мастеров, табасаранские коврики; книги об искусстве Дагестана, плакаты

Труды все славятся на мир!

У каждого свои ремесла

И взглядом добрым посмотри

Что мамы делают и сестра.

У каждого села свой стиль:

Кто шьет, кто мастерит, кто лечит.

На миг на руки посмотри

Поймешь - трудиться надо вечно!

И все народы Дагестана

Заслуживают похвалы

От образа трудов горянки

В России строятся мосты!

Ведущая 1:

- Этими замечательными строками, автором которых является наша талантливая однокурсница Магерамова Хасайбат, мы начинаем разговор о декоративно - прикладном искусстве Дагестана. Быт, ремесло, искусство - эти три понятия тесно переплелись между собой в жизни народа. Вспомнить хотя бы национальные костюмы - это же настоящие произведения искусства. А создавали их не художники модельеры, а обычные горянки, передающие свое умение из поколения в поколение. Веками накапливалось мастерство людей, занимающихся своим ремеслом. Сколько труда, терпения и таланта нужно вложить в собственное творение, чтобы оно запомнилось людям. Многие ремесла стали известными не только на родине, но и далеко за ее пределами. Горцы ценили труд, поэтизировали его в пословицах, песнях, загадках. Самые простые орудия труда становились предметом хитроумных и затейливых сравнений.

Ведущая 2:

- В каждом ремесле есть свои особые секреты, приемы. Чтобы овладеть ими мастеру приходится иногда трудиться много лет. «Золотые руки у того, кто обучился хорошо» - говорят в народе. Работа была смыслом жизни горцев. Человека ценили по его умению работать; держать данное слово. Лень, лицемерие, ложь подвергались обсуждению и презрению. Все самое лучшее и доброе, накопленное веками и облеченное в поэтические формы дагестанские народы донесли до своих потомков. Именно поэтому мы вновь и вновь обращаемся к фольклору, чтобы почерпнуть из него знания и опыт предшествующих поколений Это тот неиссякаемый родник, который питает жизнь горца, его творчество, его традиции.

 

Пусть жизнь нещадно коротка,

Но выше горьких сожалений

Рука, не терпящая лени,

В которой тяжесть молотка,

В которой - серп ил штурвал,

Перо, лекало иль зубило...

Ушел - как смену передал,

Чтоб мастерство бессмертно был

Ведущая 1:

- Жизнь горцев - это непрерывный труд. В горском хозяйстве все
делалось своими руками. Для примера можно обратиться к фольклору, в
частности, к пословицам и поговоркам. Вот некоторые из них:

•  «Не бойся работы, пусть работа боится тебя»

•  «Трудно начать работу, а начнешь - работа сама пойдет»

•  «Хорошая работа не стыдится людского глаза»

- А какие вы знаете дагестанские пословицы и поговорки, прославляющие труд, мастерство?

- Обратите внимание на нашу выставку. Здесь представлены такие виды декоративно - прикладного искусства, как ковроткачество, ювелирное искусство, керамика, резьба по дереву.

А начнем мы, пожалуй, с одного из наиболее древних и традиционных видов декоративно - прикладного искусства Дагестана -гончарного производства, (выходит 1 студентка и рассказывает)

- По свидетельству ученых - исследователей, начало этого производства в Дагестане относится к концу эпохи неолита - V тыс. лет до н.э. лезгинские аулы Кала и Испик по праву можно назвать в числе древних центров производства расписной поливной керамики. Об этом свидетельствуют сохранившиеся до наших дней великолепные по своим декоративным качествам кувшины, миски и особенно тарелки калинских и испиксиких мастеров.

Как свидетельствует история, производство керамики в селении Кала прекратилось в XV в после татаро - монгольского нашествия и дальше не возобновлялось. Но в то же время недалеко расположенном селении Испик были продолжены традиции изготовления керамики с подглазурной росписью.

Испик - традиционный центр производства керамической поливной посуды с подглазурной и наглазурной росписью. В основном здесь производилась керамическая посуда: миски, чашки, тарелки, водоносные кувшины.

Традиционными центрами гончарного производства Дагестана также являются селения Сулевкент и Джули, где изготовлялась глиняная посуда различных форм и размеров. Многие образцы керамических изделий сохранились в музеях и домашних коллекциях. По характеру производства самые ранние изделия сулевкентских мастеров украшались налепным узором в виде жгутиков, волнистых линий. На многих изделиях узор наносился методом процарапывания по сырой глине. Но с появлением гончарного круга глиняные изделия сулевкентские мастера стали украшать ангобной росписью красно -корично- коричневого цвета.

Дальнейшее развитие приема кистевой росписи испикских, сулевкентских мастеров в украшении глиняной посуды получило в неполивной художественной керамике лакского аула Балхар, который в настоящее время является единственным действующим центром традиционного гончарного промысла в Дагестане. Уникальные изделия лакских мастериц можно встретить в музеях республики и разных стран мира, а также в коллекциях городских жителей и в интерьерах общественных зданий, школах, детских садах.

Чтобы расписать гончарные балхарские изделия, мастерицы готовят из местной глины ангобный раствор нужных цветов (белый, желтый, охристо - красный). Наносят узор на поверхность изделия самодельной кисточкой. При этом некоторые элементы узоров рисуют концом кисти тонкими линиями, а листочки, цветочные головки, кружочки всей кистью с разной силой нажима, где в результате получаются отдельные свободно положенные мазки.

Ведущая 2:

- Одним из традиционных видов декоративно - прикладного искусства Дагестана является художественная обработка металла, непревзойденным центром которого является аул мастеров Кубани (выходит студентка и рассказывает)

- Истоки кубачинского искусства уходят в глубокую древность. По свидетельству исследователей и результатам археологических раскопок, установлено, что исторические корни художественной обработки металла в Дагестане уходят в медно - бронзовый век IV - III тыс. до н.э. особое место в искусстве кубачинцев занимало производство медночеканной посуды. В основном ассортимент этих изделий составляли большие водоносные кувшины водолеи, маленькие кувшины, различная кухоная утварь, а также большие медные подносы с крупным растительным арнаментом.

Наиболее ярко талант кубачинских мастеров проявился в художественной обработке металла. В первую очередь в производстве и декоративной отделке холодного и огнестрельного оружия: кинжалов, сабель, шашек, пистолетов, ружей. Амузгинские и харбукские кузнецы поставляли свою продукцию кубачинским мастерам для художественной отделки, которые славились высоким качеством технической обработки и совершенством художественного исполнения. Изделия кубачинских мастеров, богато отделанные серебром с чернью, глубокой гравировкой, позолотой, резной слоновой костью, золотой насечкой, эмалью с различными видами растительного орнамента,

имели большой спрос и сбыт не только в Дагестане, но и на Кавказе, в России и за рубежом.

Кубачинцы являются также непревзойденными мастерами в ювелирном искусстве. Так, еще в конце XIX - начале XX в легендарную славу обрели кубачинские мастера Омар Атта Гаджи Закарьяев, удостоенный 17 медалей; Гаджиабдула Ибрагимов, завоевавший 15 медалей на различных российских и международных выставках; эмальеры Бахмуд и Абдулла Тупчиевы; граверы Магомед Чамсудинов, Абдула Капалаев и др. все они являются выдающимися мастерами кубачинского искусства, создателями местной художественной культуры. Рассказы об их мастерстве, как легенды, доходят до нового поколения, способствуя дальнейшему развития сложившихся национальных художественных традиций.

В создании высокохудожественных изделий больших успехов достигли такие мастера, как заслуженные деятели искусств РСФСР, лауреаты Государственной премии им. И. Е. Репина Р.Алиханов, А.Абдурахманов, Г.Кишев, Г.- Б. Магомедов и Г. Чабкаев, заслуженный деятель искусств РСФСР, ДАССР и Северо - Осетинской АССР М.Кулиев и многие другие.

Гоцатль - один из традиционных центров художественной обработки металла, где мастера изготовляют ювелирные изделия из серебра, меди, мельхиора. В процессе труда гоцатлинские мастера, как и кубачинские выполняют различные операции: плавку, ковку, слесарное дело, гравировку, черчение, шлифовку и полировку. Отличается работа гоцатлинских мастеров своим орнаментом. В аварском орнаменте мастера в основном придерживаются исполнения нескольких мотивов, например, «жураб - накъиш», который представляет собой набор декоративных цветов, листьев, расположенных в строгой последовательности по поверхности изделия. Также часто мастера пользуются и другими мотивами орнамента, как «кахаб - накъиш» и «череб - накъиш». Для декорирования женских украшений мастера используют симметричный узор «дамган».

Ассортимент гоцатлинских мастеров включает в себя: женские украшения, настольные сервизы, декоративные вазы, блюда и т.д. Гоцатлинские мастера в своей работе используют различные технические приемы декоративного украшения изделий чеканку, гравировку, филигрань и чернь. Известные мастера м. Абакаров, М. Абдурахманов, М. Мухудинов, Б. Гимбатов, М. Джамалутдинов, и др. достигли высокого профессионального мастерства в своих творческих работах.

Вершиной творчества народного художника России М. Джамалутдинова стали уникальные филигранные изделия (кувшины, декоративные вазы, серьги, браслеты, кулоны). Новаторские открытия мастера в технике и технологии филиграни достигли изящества форм и виртуозности владения в создании сказочных сплетений ажурных узоров из золотой нити. Около тысячи изделий сотворено чудотворными руками мастера, которые удостаивались высших наград и дипломов международных, всесоюзных, российских и зональных выставок. Многие из них украшают музеи крупнейших городов России, республики и частные коллекции.

Ведущая 1:

- Одним из наиболее распространенных и древнейших видов декоративно - прикладного искусства Дагестана является ручное ковроткачество. На территории республики нет такого уголка, где бы не

ткали различные виды ковровых изделий. Но особенно прославились мастерством исполнения, красотой узоров и цветовых сочетаний высокохудожественные ковры лезгинских и табасаранских мастериц, (выходят студентки и рассказывают)

- Искусство ковроделия складывалось в Дагестане на протяжении многих веков. Сведения ученых - исследователей и результаты археологических раскопок показывают, что жители Дагестана еще в эпоху бронзы занимались прядением и ткачеством. Обнаруженные во многих женских погребениях каменные, глиняные, костяные пряслицы подтверждают это. В могильниках периода II тыс. до н.э. встречаются фрагменты различных изделий домашнего обихода, сотканных на ткацком станке из шерстяной или растительной пряжи.

Итак, среди лезгин ковроткачество было распространено в селениях Кюринского и Самурского округов: Ахты, Ми крах, Магарамкент, Имамкуликент, Курах, Кабир, Касумкент, Ашага - Стал, Орта - Стал, Юхари - Стал, Куг, Чиликар, Куркент и др. Известными центрами ворсового, безворсового ковроткачества табасаранцев являются селения Хучни, Аркит, Ерси, Хив, Кандык, Межгюль, Ляхля и др. Ворсовые и особенно безворсовые ковры производились и в селениях горной Аварии: Хунзах, Тлярата, Кутлаб, Батлаич, Хада, Харахи, Карата, Гергебиль, Гоцатль и др. в даргинских селениях производились в основном войлочные изделия и шерстяные полосатые паласы. Это селения Леваши, Гасанкент, Верхние Мулебки и др. В кумыкских селениях Буглен, Верхнее и Нижнее Казанище наиболее развито было производство войлочных ковров «арбабаш». Узорчатые шерстяные паласы, двусторонние паласы «дум» также вырабатывались кумыкскими мастерицами в селениях Каякент, Гели, Дургели, Параул. В лакских селениях Балхар, Кумух, Кули особенно были развиты узорчатые гладкие паласы. В районах Южного и горного Дагестана также было распространено изготовление малых ковровых изделий. Это хурджины, наседельники, переметные сумы «топраки» и оригинальные вязаные чулки и обувь.

Ковровое искусство дагестанских народов многообразно и богато. По характеру узоров и технике исполнения все ковры можно разделить на три основные группы: ворсовые, безворсовые и войлочные. В Южном Дагестане сосредоточены основные центры ворсового ковроделия, в традиционных мотивах которых мы встречаем геометризированные изображения растений, животных, человека, орудий труда и т.д. Все эти узоры - многообразный мир символов - язык коврового искусства, посредством которого народные мастерицы отображают окружающий мир, природу, передают свои чувства, настроения.

Изображение на коврах фигур животных и людей раньше имело магический смысл, связанный с древними культами и обрядами. Но постепенно он утратился, и узоры стали носить лишь декоративный характер.

Вторую группу составляют безворсовые ковры - это великолепные лезгинские гладкие ковры «сумахи», аварские «давагины», кумыкские «думы», табасаранские и лакские «паласы» и многочисленные ковровые изделия небольших размеров: хурджины, чувалы, ленты для кувшинов.

Прекрасными образцами безворсовых ковров мастериц Южного Дагестана являются гладкие односторонние ковры - «сумахи». По мнению исследователей, название этого ковра происходит от одноименного селения Шемахи в Северном Азербайджане. Между тем лезгины эти ковры называют по - другому - «гам» (множественное «гам ар»)

Цветовое решение «сумахов» старинного образца включало около 24 цветов и оттенков, где преобладали теплые цвета: красно - коричневые, охристо - золотистые. Общая цветовая гамма решалась в сдержанных тонах. А в современных коврах преобладает колорит холодных сине -голубых тонов в сочетании с красно - коричневыми, вишнево — красными и красными цветами. Традиционными для «сумахов» являются темно - красный, темно - синий цвета фона.

Безворсовые двусторонние ковры «давагины» изготавливают в аварских селениях. Характерным для них является использование большого количества свободного поля синего и темно - голубого цвета, на котором строится сложный симметричный орнамент «рукзал». Эти ковры декоративны и прекрасно дополняют интерьер жилища горцев.

К традиционным видам безворсовых ковров относятся и замечательные ковры «дум» кумыкских мастериц. Как отмечает большой знаток, исследователь дагестанских безворсовых ковров Э.Н. Ташлицкая, кумыкский ковер «дум» имеет много вариантов композиционного строения , и название типов ковра складывалось в зависимости от того, где их производили (Казанищенский оюв, Кумторкалинский оюв, Какашурниский оюв, Каякентский оюв и др.) Цветовое решение «думов» такое же, как и других ковров Дагестана, т.е. красно - синее. При этом используются различные оттенки, где преобладают терракотовые - для красного цвета, а для синего - более мягкие тона.

Завершают группу безворсовых ковров паласы (простые и узорчатые). Узорчатые паласы изготовлялись лезгинскими, табасаранскими, лакскими, кумыкскими, аварскими и даргинскими мастерицами. Эти изделия имели разнообразные вариации композиционной трактовки. Здесь встречаются композиции, и состоящие из нескольких широких орнаментальных фризов (полос), которые обрамляются более узкими полосами с мелким узором. А узор широких полос строится из крупных медальонов трапециевидных форм, поверхность которых разрабатывается с помощью различных геометрических элементов: треугольников, крестиков, ромбиков. Цветовое решение композиции строится на ритмическом сочетании гармоничных цветов: белого, черного, оттенков красного, коричневого, оранжевого, фиолетового и др.

В третью группу дагестанских ковров входят войлочные ковры. Их изготовлением в основном занимались аварцы, лакцы, даргинцы, кумыки и ногайцы. Кроме узорных войлоков вваленной техники, широко известны прорезные узорные войлоки «арбабаш». Они изготовляются из нескольких войлоков, окрашенных в различные цвета: черный, белый, красный, серый, синий. Войлок накладывается один на другой, и по заранее намеченному орнаменту вырезается узор. Затем вырезные узоры вшиваются в войлок другого цвета, и в конечном счете получается несколько арбабашей с одинаковым рисунком, но разные по цвету. Шов между узорами закрывается белой тесьмой. Узор таких ковров имеет основу стилизованного растительного орнамента, который строится на контрастном сочетании цвета фона и узора, усиливающегося от белой контурной линии тесьмы.

Цветовое решение войлочных ковров основывается на контрасте фона (белый, серый, коричневый, черный) и цвета шнура или тесьмы (голубой, оранжевый, желтый, малиновый, белый, черный), которым выкладывается узор.

Все ковровые изделия народов Дагестана широко используются в быту и оригинально выглядят в украшении интерьеров. Орнамент и колорит ковровых изделий отражают особенности национальной культуры, быта, окружающей природы через восприятие мастерицы.

Ведущая 2:

- Еще одним поистине замечательным промыслом является художественная обработка дерева, к которому относится и унцукульская насечка. Истоки промысла, по преданию горцев, уходят в сравнительно недавнее прошлое - 17 - 18 вв, когда в высокогорном аварском ауле Унцукуль сложился своеобразный промысел по художественной обработке дерева, (выходят студентки и рассказывают) Унцукульские мастера разработали такие особые способы обработки дерева, как насечка металлом (мельхиор, медь, серебро), с помощью которого и создается узор на изделиях различной формы.

Сегодня точно не установлено, кто первым начал инкрустировать деревянные изделия металлическими узорами. Из мастеров дореволюционного периода известно лишь имя Юсупа Магомедова, которого хорошо знали и в России, и за границей. Со своими изделиями

он уезжал во Францию, Англию, Турция и Америку, где реализовывал их. В ассортимент изделий этого периода входили трости, курительные трубки, табакерки. Материалом служило кизиловое и абрикосовое дерево. В качестве украшающего материала использовали медь, мельхиор, латунь, серебро.

Особое развитие промысел получил в начале XX века, когда в 1926 году мастера объединились в артель. В 1937 году на международной выставке в Париже экспонировались работы унцукульских мастеров М. Кебедова, М.Гасанова и других. За участие в выставке М. Кебедов и его товарищи получили золотую медаль и Диплом первой степени.

В разные годы традиционным ремеслом занимались лучшие мастера: М. Кебедов, Анчил Магомед, Мартал Магомед, Г. Гереев, М.Ибрагимов, Г.Таймасханов, И.Абдулаев, М.-А.Газимагомедов, Г. Газимагомедов и др.

Впоследствии ассортимент изделий значительно расширился: подсвечники, пудреницы, браслеты, бусы, серьги, ожерелья, солонки, декоративные тарелки, вазы и т.д. Подобно кубачинцам, унцукульские мастера шире стали использовать формы традиционных предметов быта: ступок для чеснока, мерок для муки и зерна, солонок, ковшей и больших блюд.

Особое место в развитии унцукульского искусства занимает лауреат Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина Идрис Абдуллаев. Его творчеству принадлежат самые разнообразные изделия: декоративные вазы «Унцукуль», «Дагестан», «Весна», декоративные блюда «Шамиль», «Эрса», «Махач» и другие предметы. Мастер впервые создал декоративные вазы и тарелки, на которых автор по -новому трактует узор в удачном сочетании композиций различных древних орнаментов.

Унцукульское искусство имеет древний орнамент, который насчитывает около тридцати основных видов. Все они представляют собой геометрические рисунки, выполненные дорожкой из пластинок, заключенных с двух сторон проволочной нитью.

Ведущая 1:

- Народное искусство Дагестана на протяжении многих веков выработало богатые своеобразные художественные традиции, которые и ныне лежат в основе таких видов декоративно - прикладного искусства, как ковроткачество, художественная обработка металла, гончарное производство, художественная обработка дерева и др. Произведения народных мастеров сегодня можно встретить не только в музеях, но и в быту, в интерьерах общественных зданий, в школах, т. е. человек живет непосредственно в этой среде, получая радость от общения с прекрасным.

Ведущая 2:

- О Дагестане сложено не только множество стихов, но и песен. И в завершении нашего классного часа мы хотим подарить вам песню о родном крае в исполнении нашей однокурсницы.