ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц ЦНАСТРОЙКИ:
ГБПОУ РД "ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ИМЕНИ РАСУЛА ГАМЗАТОВА"
Мы учим учить!
368220 Республика Дагестан, г. Буйнакск,
ул. Дж. Кумухского, дом 85
Приемная директора (87237) 2-11-17
8-928-834-96-27
bpkgamzatov@mail.ru

ГБПОУ РД "ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ИМЕНИ РАСУЛА ГАМЗАТОВА"

Мы учим учить!
МЕНЮ
Р. АЛИЕВА, преподаватель Буйнакского педагогического колледжа им. Расула Гамзатова, заслуженный учитель РД.

Родной язык – это духовные ценности

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» одним из главных принципов государственной политики в сфере образования в настоящее время является единство федерального, культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и их особенностей в условиях многонационального государства.

Духовные ценности, составляющие содержание национальных культур и региональных традиций, — это родной язык, мудрые жизненные устои наших предков, т.е. гуманные адаты, способы организации труда, художественные промыслы, украшающие жизнь людей, праздники, обряды, многожанровый фольклор горцев и многое другое.

Не случайно на первом месте среди составляющих содержание нашего наследия стоит родной язык. Ибо родной язык является специфической формой национальной культуры, несущей информацию из глубины веков. Еще К.Д. Ушинский обращал внимание на то, что родной язык есть самая живая связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое историческое целое. В языке народа сокрыты все его думы и чаяния, его характер, его стремления. И с уверенностью можно сказать, что народ, чьи дети не говорят на родном языке и не знают традиций, обычаев своих предков, не соприкасаются с художественными промыслами, обречен на постепенную духовную гибель. В этих условиях одной из важных проблем в обучении и воспитании является сохранение и развитие родных языков, культур, традиционных промыслов Дагестана.

Народы Северного Кавказа со времен окончания Кавказской войны беспрерывно подвергались русификации. По мнению видных ученых Российского Института национальных   проблем образования, процесс отчуждения подрастающего поколения нерусских народов России от родного языка и духовного наследия предков отнюдь не остановлен.

Этому и мы являемся свидетелями. Ведь в нашей многонациональной республике функционируют не только школы, где обучаются дети какой-то одной национальности, но и школы со смешанным нацио­нальным составом учащихся. Появление школ второго типа (их еще называют городскими и поселковыми) в Дагестане связано с тем, что на территории нашего горного края, начиная с древнейших времен, живут более тридцати этнических общностей.

Большое распространение эти школы получили в последние десятилетия, что связано с урбанизацией и миграцией населения. Именно в результате миграционных процессов многие населенные пункты из однонациональных превращаются в многонациональные.

Сам факт, что школы со смешанным национальным составом учащихся в республике получили большое распространение нужно признать явлением положительным, особенно с точки зрения решения национальных проблем. Действительно, совместное обучение детей разных национальностей в одной школе является одним из факторов сближения и единения народов, проживающих в республике.

Данные школы эту свою благородную миссию выполняли бы еще лучше, если бы не возникали проблемы другого плана. Одной из таких проблем является проблема обучения детей их родному языку.

В образовательных учреждениях с многонациональным составом учащихся, как и во всех педагогических колледжах, серьезной помехой в решении этой проблемы становится тот факт, что большинство детей не владеет или слабо владеет родным языком. Подавляющая масса городских школьников - дагестанцев и некоторые студенты не в состоянии произносить на родном языке святые слова «мать», «отец», «Родина», «горы» и т.д. В этом я не раз убеждалась в процессе работы учителем родного языка, как в колледже, так и в одной из городских школ Буйнакска, будучи на педпрактике со студентами.

Поэтому работу по обучению родному языку мы начинаем с разъяснения того, что овладение своим национальным языком любому человеку необходимо, чтобы не потерять духовные связи со своим народом, с национальной культурой.

В Буйнакском педколледже им.Р.Гамзатова для работы со студентами, не владеющими или не изучавшими родной язык в школе, нами составлена специальная программа. Основная задача программы - наряду с обучением, разговорной речи, научить студентов грамматике языка, письму, чтению и в более упрощенной форме всему, что изучает предмет родной язык как наука.

Одной из основных проблем, стоящих на пути сохранения и развития родного языка, можно считать и проявление негативного отношения к его изучению в городских и поселковых школах со стороны руководителей школ (с чем сталкивалась практически), хотя этот предмет был включен в учебный план. Здесь уместно привести выдержку из циркулярного письма (№02-70) министра образования РД от 15 сентября 1997г. О том, что родной язык и литература, наряду с другими дисциплинами, должны изучаться в качестве самостоятельного предмета во всех классах общеобразовательных школ с русским языком обучения и наличие оценки по этим предметам в документе об окончании основной и полной средней школы также обязательно. А «наличие оценки». так и осталось на бумаге.

В период прохождения преддипломной практики мы,преподаватели педколледжа, часто сталкиваемся с тем, что уроки родного языка не во всех школах занимают полноправное место среди других дисциплин в школьном расписании, отсюда и слабые знания, воспитание «нежелания» учить и знать родной язык.

Слабые стороны в знаниях студентов-выпускников националь­ных школ нам, преподавателям педколледжа, дают право судить о том, что к преподаванию родных языков в некоторых сельских школах относятся как ко второстепенному предмету. В таких школах слабо используются имеющиеся возможности для улучшения изучения языков, усовершенствования методов и приемов их преподавания. У выпускников этих образовательных учреждений в начальный обучения в колледже отмечается плохое знание разбора предложений, частей речи, путаница в типах склонений, неумение стилистически верно строить предложения и составлять связный рассказ, они не знают произведения, включенные в программу для внеклассного чтения.

- У них отсутствуют элементарные знания по дагестанской литературе и по теории литературы.

Не секрет, что во многих городских семьях родители общаются с детьми только на русском языке. Зачастую они же не желают, чтобы их детей обучали в школе родному языку, объясняя это перегруженностью их изучением наряду с русским, английским языками, родного языка. Такое - «воспитание» - фактически отчуждение молодого поколения от родных духовных корней - нередко ведет к пренебрежительному отношению к дагестанской культуре, традициям, славному прошлому народа.

Здесь уместно привести слова выдающегося просвещенца - гуманиста и педагога - демократа дореволюционной России И.Я. Яковлева: «Русский язык не вместо родного, а вместе с родным». В одной из своих статей профессор Буржунов Г. отмечал, что именно родной язык является первым помощником в развитии национально-русского двуязычия.

Думаю, руководителям городских и поселковых образовательных учреждений, родителям стоит вести разъяснительную работу о необходимости изучения родного языка подрастающим поколением. Ведь знание языка родного этноса - нравственный патриотический долг каждого дагестанца. Как нельзя лучше об этом сказал профессор ДГПУ Абдуллаев А.А. (ст. «О языковой ситуации в Дагестане и ее перспективе», ж. «Народы Дагестана» № 5 2002г.):

«В многонациональных городах и поселках Дагестана успешно обучать детей родному языку можно и нужно в семье. Приоритетную роль в этом деле играет мать. При отсутствии заинтересованности ребенка и поддержки семьи даже под руководством талантливого учителя и при наличии хорошего учебника трудно достичь изучения ребенком родного языка».

Функциональная деятельность любого языка может или активизироваться, или затухать в зависимости от социально-политических и других факторов внеязыкового порядка. Нельзя не согласиться с Абдуллаевым, который пишет, что если «В экстралингвистических факторах не произойдут кардинальные изменения, /т.е. не будет трудоустроено сельское население, не будут созданы бытовые условия вроде газификации, не поднимется сельское хозяйство, то языки Дагестана, все, более сужаясь в своем употреблении, в результате оттока обитателей исконной Родины в иноязычные регионы, могут пойти по пути необратимой деградации, которая приведет их, в конечном счете, к исчезновению».

Культура, традиции, язык, черты национального характера и особенности национальной психологии, устная поэзия народа с раннего детства должны войти в кровь того, кто в свое время станет педагогом, передающим эти ценности подрастающему поколению.

Культурно-нравственные ценности родного народа подрастающему поколению следует передавать не как безжизненные реликвии славного прошлого, а как нравственно - этнический ориентир во всей их предстоящей взрослой жизни, что в дальнейшем поможет нам, учителям, решить проблему сохранения и развития родных языков, культур, традиционных промыслов народов Дагестана.

Определенный опыт в этом плане накоплен преподавателями нашего педколледжа, где преподавание предметов родной язык, культура Дагестана ведется, как нам кажется, на должном уровне. Родной язык и культуру Дагестана преподают специалисты, имеющие высшее образование, среди которых (6 преподавателей высшей категории,   в том числе5 Заслуженный учитель школ РД, трое имеют нагрудные знаки «Почетный работник профобразования РФ», 4 - отличника образования РД.), авторы книг, учебников для школ /Абдулатипов А.А., Гаджиев А.О., Фаталиева П.Г./

В колледже «имеются хорошо оснащенные учебные кабинеты по родному языку и литературе, культуре и традициям народов Дагестана. Наша учебная база полностью укомплектована новыми учебниками, наглядными пособиями таблицами, дидактическим материалом.

Для более глубокого изучения языка, литературы, истории, культуры народов Дагестана открыты группы, где изучаются такие дисциплины, как методика преподавания языка и литературы в старших классах, устное народное творчество, культура речи, диалектология, введен новый предмет «История культуры родного народа».  Работа в этих группах ведется  по рабочим программам, составленными преподавателями колледжа и прорецензированными профессорско-преподавательским составом вузов и научных сотрудников института педагогики им. А.Тахо-Годи. Функционируют на родных языках кружок «Очаг» /П.Г. Фаталиева/, драмстудия Торный родник» (Муртузалиева У.М.), широко пропагандирующие знание родного языка, литературы.

Привитию интереса к языку, культуре, традициям родного края, народным промыслам способствует внеклассная работа. Кроме конкурсов, классных часов, открытых уроков, недель родного языка и литературы в колледже за последние несколько лет проведен ряд общеучилищных зрелищных мероприятий: «Праздник дагестанских ремесел», «Дагестан - наш общий дом», «В мире горской сказки», «С Днем Навруза» с охватом всех учебных групп, приглашением республиканского Дома творчества, работников Министерства образования РД, института педагогики им. Тахо-Годи. Все это записано на видеокассеты, которые используются при изучении тех или иных тем. Встречи с учеными - языковедами, исследователями в области культуры народов Дагестана и народных промыслов находят отражение, как в местной, так и в республиканских средствах массовой информации. Ежегодно наши студенты участвуют и становятся победителями научно-практической конференции среди молодежи и школьников «Шаг в будущее». Двое принимали участие во Всероссийской конференции, а один, Ибрагимов Арип, стал обладателем диплома 1-степени (руководитель Алиева Р.А.), студенты принимают участие в конкурсе «Каков ты, будущий учитель?» и небезуспешно.

О конкурсах и олимпиадах. Отрадно отметить, что для решения проблемы сохранения, развития родных языков, культур, традиционных промыслов в последние годы возобновлена практика проведения республиканских олимпиад по родным языкам и республиканского конкурса «Лучший учитель родного языка».  Для развития родного языка, культуры, традиционных промыслов среди населения необходимо тесно сотрудничать со средствами массовой информации. В недавнем прошлом по телевидению шла передача «Родное слово», где воспитатели детских садов, учителя школ со своими подопечными проводили уроки родного языка, использовали жанры детского фольклора, сказки, легенды, сказания, которые представляют собой своеобразные учебники подготовки детей к жизни, передают им богатый социально-духовный опыт народа. Предлагаем по дагестанскому телевидению для детей вести передачу «Учу родной язык», в республиканской печати на родном и русском языках широко пропагандировать опыт учителей родного языка, культуры, традиций и традиционных промыслов.

От знания и владения родным языком любой гражданин, специалист ничего не потеряет, наоборот, приобретает необходимый уровень грамотного общения и выполнения жизненных, служебных и коллективных потребностей. Это поможет ему лучше знать, понимать историю своего народа, его культуру и национальные ценности.

Молочным языком называют аварцы родной язык, языком матери - кумыки, даргинцы, лакцы. Сохраним же языки, передающие духовные ценности каждого народа грядущим поколениям. И как сказал великий поэт с мировым именем Расул Гамзатов: «И если завтра мой язык исчезнет, То я готов сегодня умереть».

© 2024. ППК им. Р. Гамзатова. Сайт создан 2008 г. Все права защищены..