Квиралашвили Н.У., зам.дир. по производственной практике, Отличник образования РФ. Заслуженный учитель РД, учитель педагогики и психологии.
Совершенствование урока как основной формы учебных занятий в
среднем профессиональном учебном заведении.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.
Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.
В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.
В этих условиях нам преподавателям, руководителю-технологу учебного процесса необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий.
Как не стоит на одном месте развитие общества, так не стоит на месте и образование и обучение. В образовании наблюдается тенденция спорного подхода к традиционному уроку. Вековая мечта прогрессивных педагогов - дать ученику целостное представление о мире, научить его видеть все явления жизни в их глубокой взаимосвязи, понимать логику развития живых процессов, связанных с существованием человеческого общества.
Эта мечта породила огромное количество нетрадиционных форм обучения, так называемых нестандартных уроков: «Урок - семинар», «Урок - конференция», «Урок - викторина», «Урок - КВН», «Урок - деловая игра» и т.д. Появились бинарные уроки, когда в аудиторию приходит сразу два преподавателя, например, истории - литературы, психологии - музыки, биологии - ИЗО и т.д. Интенсивно стали искать интеграции предметов. Сейчас преподавателей волнуют вопросы: Как учить без принуждения?, Как развивать у студентов устойчивый интерес к знаниям и потребность в самостоятельном поиске?. Эти вопросы и заставляют искать пути обновления традиционного урока.
Традиционный урок имеет многовековую историю, и было бы неразумно отказаться от совершенствования его. Нельзя абсолютизировать урок. Иногда традиционный урок не дает простора творческой работе. Новые формы организации учебной работы не отрицают опроса, закрепления, продумывания домашнего задания. Напротив, они используют самое лучшее, ценное из традиционного урока, расширяют его рамки. Нестандартные формы расширяют рамки урока, дают простор творческой мысли. Кстати такие приемы «работают» лишь у тех педагогов, которые обладают глубокими профессиональными знаниями, высокой эрудицией. Мне представляется несостоятельным утверждение, что на нестандартном уроке страдает содержательная сторона, приносимая в жертву форме. По-моему главное содержание, но и форма не безразлична, она должна служить содержанию. Разумеется, что обдумывая урок, нельзя представить себе целью достижение лишь внешнего эффекта.
Мы убедились в том, что, конечно, подготовить такие уроки трудно, требуется много времени, но результативность большая.
Современный урок диалогичен в том смысле, что обучающие и обучаемые образуют единый ансамбль, в котором обе стороны заинтересованы в поисках истины.
Важное место на нестандартных уроках занимает игра. Многие учителя считают, что играть не нужно, а учить серьезно. А разве игра - упражнение в занимательной форме, трудное интересное одновременно, - это не серьезное изучение предмета, где есть место сотрудничеству преподавателя и студента? Игры проводятся не для развлечения студентов, а для закрепления умений и навыков, обеспечивают лучшее запоминание и прочное усвоение знаний, вызывают интерес к уроку, делают умственную работу более продуктивной. Игра развивает воображение, инициативу, творчество студентов. Занимательность - средство сделать обучение доступным, помочь студентам понять суть явления. Таким образом, в течение урока у обучаемых не пропадает интерес к изучаемому, неослабляется активность.
Современный урок требует от преподавателя мыслить перспективно и заранее готовить студентов к пониманию наиболее сложных программных разделов. Это опережающее обучение, когда преподаватель, заранее знакомит студентов с той или иной темой, постепенно подводя к усвоению трудного материала.
Система в работе учителя: повторение, опрос проводят так, чтобы студент сумел выделить главное в теме, существенное. При опросе привлечь студентов - консультантов, которые выясняют, кто не выполнил задания, какие были затруднения. Студенты - рецензенты, внимательно слушая ответы своих однокурсников, выделяют ценное. Здесь, в такой системе работы педагога ярко прослеживается профессиональная направленность обучения.
Одной из важных сторон современного урока необходимо считать целевую установку преподавателя. На каждом уроке нужно ставить перед студентами задачу, сразу определяя, что они должны знать в конце урока. Наконец создание атмосферы искренности, доброжелательности, раскованности, психологического комфорта во взаимоотношениях преподаватель - студент
Преподаватели ПЦК педагогики и психологии давно пришли к выводу, что организация эффективного обучения возможна только при знании и умелом использовании разнообразных форм организации педагогического процесса. А методы обучения выступают в роли способа организациям процессов освоения учащимися новых знаний, формирования умений и навыков, развития психических функций и личностных качеств.
В практике работы наших преподавателей все большее мести занимают активные методы обучения. Их назначение - развитие творческих способностей, формирование самостоятельности, профессиональных умений будущих учителей и воспитателей. К активным методам, используемым в нашей работе относятся - парный взаимоопрос, деловые игры, коллективная работа, работа
небольшими группами, проблемные ситуации, ролевые и. театрализованные игры, использование схем-конспектов и многое другое.
Эти методы побуждают студентов к активной учебно-познавательной, мыслительной, практической и творческой деятельности, Они используются на разных этапах обучения: первичное овладение материалом, повторение и обобщение его, самостоятельная работа студентов.
Активные методы обучения предусматривают самостоятельность в работе с первоисточниками, справочной литературой, выполнение разнообразных творческих заданий. Эти методы развивают познавательный интерес, стимулируют поисковую деятельность к основам исследовательской деятельности.
Одним из наиболее перспективных направлений развитие творческих способностей личности, столь необходимых современному специалисту, является проблемное обучение.
Суть проблемной интерпретации учебного материала состоит и том, что преподаватель не сообщает знаний в готовом виде, но ставит перед студентами проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения.
Проблемное обучение - не абсолютно новое явление, в педагогике, в прошлом с ним связаны известные имена - Сократ, Ж.Ж. Руссо, А.Дистервег, К.Д. Ушинский и др. "Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить" (А.Дистервег). Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно притупить его природное творческие способности - "разучить" думать самостоятельно.
В отечественной педагогике известны 3 основных формы проблемного обучения. Все эти формы преподаватели педагогических дисциплин используют в своей работе.
1. Проблемное изложение учебного материала в монологическом режиме лекции, либо в диалогическом режиме семинара. Проблемное изложение учебного материала на лекции, когда преподаватель ставит проблемные вопросы, выстраивает проблемные задачи и сам их решает; учащийся лишь мысленно включается в процесс поиска решения. Например, в начале лекции "Система педагогических наук" ставится вопрос: "Почему появляются новые отрасли педагогики?" Или, на уроке психологии по теме «Общения», перед изложением нового материала "Критика и самокритика", преподаватель спрашивает: «Нужно ли критиковать? Не приводит ли это к конфликтам?»
Часто на уроках педагогики студентам приходится искать ответы на проблемные вопросы; «Зачем нужен государственный образовательный стандарт?», «Чем отличается определение методов воспитания с позиции авторитарной и гуманистической педагогики?»
Так, изучая тему "Дидактические концепции" студенты ставятся в ситуацию выбора: «Если бы вы были министром образования, какую дидактическую систему выбрали бы и почему? Что взяли бы из традиционной системы обучения?».
Изучая тему "Методы обучения" студенты работают в группах разрешая проблемы:
I.группа - Какие методы можно взять, чтобы желание студентов поговорить с соседом тоже работало на обучение?
II.группа - Попытайтесь определить какие методы - преподаватель может выбрать в качестве основных, если он хочет организовать учебный процесс гуманистической ориентации?
III. группа - Почему на уроке нужно проводить игры? Можно ли весь процесс обучения превратить для студентов в сплошную игру?
2. Частично поисковая деятельность при выполнении эксперимента, в лабораторных работах, в ходе проблемных семинаров, эвристических бесед. Преподаватель продумывает систему проблемных вопросов, ответы на которые опираются на имеющуюся базу знаний, но при этом не содержатся в прежних знаниях. Преподаватель продумывает возможные косвенные подсказки и наводящие вопросы, он сан подытоживает главное, опираясь на ответы учеников.
3. Самостоятельная исследовательская деятельность когда студенты, формируют проблему и решают ее с последующим контролем преподавателя. Очень часто задания - исследования используются на уроках педагогики, психологии и частных методик.
Например, на уроке по возрастной психологии студенты получают задание выявить степень готовности детей к обучению в школе, или изучить особенности развития логического мышления у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
На уроках психологии студенты проводят социометрический эксперимент, который позволяет выявить у студентов потребность в общении в определенными однокурсниками, симпатии ребят.
К этой же проблеме мы возвращаемся и на уроках педагогики, изучая тему «Коллектив и личность». Дополнением к уже используемому социометрическому эксперименту, преподаватель проводит со студентами игру «Необитаемый остров», позволяющую выявить лидера. К небольшим исследованиям мы прибегаем часто, предлагает студентам осуществить анализ самооценки, составить программу самовоспитания, определить личную готовность к самовоспитанию.
Изучая тему "Принципы воспитания" предлагаем составить свою систему принципов воспитания и обосновать их необходимость составить список личностных качеств, которые необходимы учителю для эффективного взаимодействия с учащимися и организации детского .коллектива. Затем предлагается сравнить этот список со списками других студентов, выделить 5-6 качеств, на важность которых указывает большинство. После этого следует обсуждение в группах, полученные результаты студенты аргументируют, отмечая, почему указанные качества - учащихся являются значимыми в организации детского коллектива.
Мы стараемся вовлекать студентов в проектирование будущей деятельности, предлагая им задание следующего характера. Назовите возможные дела, которые могут помочь учителю в раскрытии интересов, увлечений, способностей:
а) младших школьников;
б) девочек в возрасте 10-12 лет;
в) мальчиков в возрасте 10-12 лет.
Продумать тематику этических бесед для детей, составить беседу для детей о Конвенции ООН «О правах ребенка».
Нами продумывается тематика проблемных семинаров: "Современная семья и ее кризис", "История вопросов поощрения и наказания", «Анализ воспитательного, образовательного, развивающего значения оценки знаний и оценочных суждений учителя».
«Проблема принципов обучения на современном этапе», где наряду с традиционными принципами обучения студенты изучают принципы Занкова Л.В. и Амонашвили Ш.А., находят зависимость принципов от задач и целей обучения.
Такие семинары развивают познавательную активность студентов, заставляя их находить в защиту своего мнения аргументы, доказательства, использовать полученные примеры, учат рецензировать ответы товарищей, вносить корректировки, давать советы: побуждают студентов находить не единственное решение, а несколько самостоятельно принятых.
Итак, будущее за новыми формами обучения, ибо новое смело пробивает себе дорогу и в нем содержаться рациональные зерна старого. Урок - творчество преподавателя, поэтому ему необходимо знать новинки учебно-методической литературы, культуры, он должен ежедневно повышать свой профессиональный уровень.