Омаров Б.О., директор Буйнакского педагогического колледжа им.Расула Гамзатова, преподаватель математики, Заслуженный учитель РД и РФ, Почетный работник СПО РФ, академик Академии педагогических наук.
Учитель – главная фигура в формировании и развитии мышления учащихся.
Изменения, которые произошли за последнее годы в обществе, коснулись и системы образования, они не могут не повлечь за собой необходимость совершенствования профессиональной подготовки учителя, особенно в области методики обучения математике начальных классах, где закладываются первичные навыки рассуждений, реализующих развивающие функции обучения.
Методико-математические основы изучения математики, с одной стороны, и методико-процессуальные основы развивающего обучения математике, - с другой, должны быть раскрыты студентом педколледжа, создавая им условия для:
- формирования у них исследовательских умений в профессиональной деятельности;
- организации эффективной самостоятельной работы.
Основными путями решения поставленных задач являются:
1) теоретическая подготовка студентов, которая осуществляется на занятиях по «Методики преподавания математики», с одной стороны, а так же
2) теоретико-практическая подготовка, с другой, реализуя результативность такой подготовки во время педагогической практики.
При этом мы исходим из личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию, что и является надеждой основой для самореализации и самосовершенствования студентов. В центре внимания нами ставится личность студента, создавая ему условия для максимальной реализации его способностей, интересов и возможностей, поскольку в профессиональной деятельности студента главным компонентом служит его самостоятельная работа.
Проблема организации самостоятельной работы в процессе обучения существовала всегда, и немало работ посвящено этой теме. В настоящее время эта проблема приобрела еще особую остроту из-за современных требований к качеству выпускников, к их подготовленности в профессиональной
деятельности для реализации развивающей функции обучения. Поэтому поиск путей организации самостоятельной работы студентов, собирающихся для работы в сельской школе Республики Дагестан с различными специфическими особенностями на местах, актуален как никогда. Нами рассматривались такие направления, как:
- поисковые (эвристические) и творческие самостоятельные работы, которые дают наибольший результат с точки зрения развития учащихся, в частности, изменение текста сюжетной задачи различных вариантах, меняя не только цифровые данные, но и вид задачи, включая похожую, обратную, составляя проблемные задачи, задачи с недостающими данными, задачи на оптимальное решение, задачи по данной формуле (модели);
- поисковые самостоятельные работы с целью определения вариативных решений для одного и того же ответа, куда входят: примеры с числовыми данными, числовые равенства и неравенства, ориентированные на ложь, или же на истину, и задачи, решения которых приводятся к одной и той же модели.
В такой методике у студентов развиваются навыки аналитико-синтетических рассуждений, способности к варьированию способов рассуждений, переориентация установки с получения готовых знаний на усвоение способов добывания знаний, меняется отношение к теории базовых знаний - по дисциплинам, повышается уровень владения этой теорией. Приведем лишь один пример. Задачи на движение в противоположных направлениях занимают довольно большой объем в программе по математике для начальной школы, и на основе решения этих задач рождается числовая формула (модель): S = (V1 + У2) t, где V1 и V2 - скорости движущихся предметов в противоположных направлениях, t - время их движения, S - путь. На основе этой модели решаются многие задачи, где речь идет не об автобусах, самолетах, поездах и т.д., а о процессах совместных действий двух лиц, групп (печатания рукописей, совместное выполнение работы, наполнение бассейна, стадиона и т.д.). У студента в процессе появляется целый задачник, содержащие разнообразные варианты реализации одной и той же модели, включая и цифровой материал, отражающий реальные факты из мира детей.
Таким образом, при подготовки учителя к своей профессиональной деятельности с максимальной отдачей разрешается противоречие существующее между возвращением роли стандартизации и технологизации образовательных систем и усилением в них роли учителя, от которого требуется гуманитарности, открытости и педагогической строгости. При этом результат обучения определяется не столько учебником, сколько самим учителем, его профессионализмом, методами обучения. В таких условиях со студентами можно реализовать ряд принципов: принцип устремленности к поисковой деятельности, принцип самообогащения, принцип монограмотности, принцип непредрешенности истинны, принцип существования внутреннего диалога. Поиск средств при реализации этих принципов это и есть подготовка студентов педколледжа для осуществления развивающей функции обучения математике.
Виды вопросов, основные примеры, правила, и их стилистика относятся к необходимой части информации, которая не только помогает строить вопросы, находить ответы, но и позволяет организовать дискуссию, вести обсуждение намеченной вопросом проблемы. Стратегические моменты определяют роль и место вопроса системе общих методических умений учителя. В частности, эвристические методы преподавания положительно влияют на обучения составлению задач, вопросов, выдвижения гипотезы.
Таким образом, работа преподавателя педагогического колледжа в обозначенном направлении сможет повысить уровень подготовленности будущего учителя начальной школы для реализации развивающей функции при обучении математике.