ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц ЦНАСТРОЙКИ:
ГБПОУ РД "ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ИМЕНИ РАСУЛА ГАМЗАТОВА"
Мы учим учить!
368220 Республика Дагестан, г. Буйнакск,
ул. Дж. Кумухского, дом 85
Приемная директора (87237) 2-11-17
8-928-834-96-27
bpkgamzatov@mail.ru

ГБПОУ РД "ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ИМЕНИ РАСУЛА ГАМЗАТОВА"

Мы учим учить!
МЕНЮ

Выполнила:Юнусова Сапият Асадулаевна

Руководитель: Алиева Румилият Абуталибовна

Детские, юношеские игры и развлечения. Особенности их проведения у народов Дагестана (на примере Буйнакского района).

Аннотация

Данная работа ставит своей целью путем сопоставления детских, юношеских игр и развлечений народов Дагестана в целом, некоторых народностей Северного Кавказа и России выявить общее и отличительное в их проведении, показать, что игры и развлечения являются неотъемлемой частью национальной культуры.

Введение

Народные игры являются составной частью духовной культуры. Они во все времена выполняли весьма важные социальные функции, являясь частью досуга, давали возможность человеку отдохнуть от напряженной трудовой жизни, полностью отключиться от будничных дел и погрузиться на время в радостную атмосферу. Однако основная функция народных игр заключается в воспитании поколений.

Прежде всего, следует учитывать, что игра как средство общения, обучения и накопления жизненного опыта является сложным социокультурным феноменом.

Игра - величайшее чудо из чудес, которое на протяжении всей истории человеческого общества является отражением различных сторон жизни и культуры народов. Не случайно Г.Н.Волков в «Этнопедагогике» отмечает, что посредством игр детям прививалось уважение к существующему порядку вещей, народным обычаям, традициям.

«Народные игры, - пишет Ш.А.Мирзоев, - это отражение действительной жизни наших отцов, дедов и прадедов, это особый вид исторически сложившейся деятельности» Различные исторические, социально- экономические и географические условия жизни и деятельности привели к тому, что у каждого народа возникли свои сугубо национальные игры.

Игра - удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. Вместе с игрой в жизнь детей приходит искусство, прекрасное. Игра связана с песней, танцем, пляской, сказкой, загадками, скороговорками, речитативами, жеребьёвками и другими видами народного творчества как средствами народной педагогики. Игра - это материализация сказки-мечты, мифов-желаний, фантазий-сновидений, это - драматизация воспоминаний о начале жизненного пути человечества.

В целом же педагогическое содержание многочисленных традиционно самобытных игр более тридцати трех народностей Дагестана не было еще предметом глубокого изучения, практического применения в жизни народа.

Игра издавна привлекает к себе внимание собирателей фольклора, прогрессивных педагогов, этнографов, искусствоведов.

Заметный вклад в изучение, систематизацию детских, юношеских игр и развлечений народов Дагестана и Северного Кавказа внесли: М.А. Абдуллаев, Ф.А.Агапов («Очерки развития физической культуры в Дагестане» Махачкала: Дагучпедгиз, 1966 г.), Ш.А.Ахмедов («Дагестанские национальные игры» Махачкала: Дагиз, 1970 г.), М.А. Дибиррв(«Народные игры и спорт в Дагестане » Махачкала: Дагучпедгиз, 1968 г.) [3], С.Г.Гагиев («Осетинские национальные игры» Оржоникидзе, 1980 г.).

Богатый фольклорный материал игр для детей и юношей собран А.Ш.Аджиевым («Песни кумыков» (кумыкский язык) Дагкнигоиздат, 1991 г.) [4], С.Х.Хайбулаевым, Х.М.Халиловым, Р.И.Исаевой(«Кувшин мой с медом»(кумыкский язык) Дагучпедгиз, 1991) и другие.

В проанализированной мной литературе в основном даны описания и методика проведения детских, юношеских игр и развлечений, их воспитательный потенциал у народов Дагестана и некоторых народностей Северного Кавказа.

Таким образом, цель данной работы - выявление общих черт и отличительных особенностей детских, юношеских игр и развлечений у народов Дагестана в целом и некоторых народностей Северного Кавказа и России путем их исследования и сопоставления, введения игр в систему образования и воспитания.

Актуальность заключается в возрождении народных игр и их использование в учебно-воспитательном процессе.

Объектом исследования являются особенности проведения детских юношеских игр и развлечений у народов Дагестана.

Предметом исследования являются дагестанские народные детские и юношеские игры.

Задачи:

  1. Изучить, обобщить, систематизировать и проанализировать учебно-методическую литературу по исследуемой проблеме.
  2. Показать,   что  детские,   юношеские   игры   и  развлечения   являются   неотъемлемой  частью национальной культуры.
  3. Провести сопоставительный анализ особенностей игр народов Северного Кавказа и России.

Игра - уроки жизни, они учат ребенка общению с другими людьми.

Игры настолько значимы в человеческой судьбе, что по ним можно судить о личности, характере, интересах, склонностях, способностях, установках человека.

Для раскрытия цели и решения поставленной задачи пришлось опираться, главным образом, на фольклорный материал, на игры, описанные в трудах исследователей и на собственные изыскания в этом плане, собранные в основном в Буйнакском районе Республики Дагестан.

 

Глава I Детские, юношеские игры и развлечения. Особенности их проведения у народов Дагестана (на примере Буйнакского района).

1.1. Народные игры и развлечения и особенности их проведения.

Народные  игры - являются составной частью духовной культуры.  Они во все времена

выполняли весьма важные социальные функции, являясь частью досуга, давали возможность человеку отдохнуть от напряженной трудовой жизни, полностью отключиться от будничных дней и погрузиться на время в радостную атмосферу.

С учетом различных аспектов демонстрации народные игры Ш.А.Мирзоев предлагает условно разделить на несколько групп. По Г.Н.Волкову при организации и выборе игр необходимо учитывать многие факторы: возраст играющих, место для проведения игры, наличие инвентаря для игр.

Я же в данной работе сопоставила игры по возрасту: детские и подростковые; по полу: девичьи (женские) и мальчиковые (мужские), с целью выявления общих и отличительных особенностей в их проведении у различных народов Дагестана в целом, в частности жителей Буйнакского района, некоторых народностей Северного Кавказа и России.

Постараюсь показать, что детские игры и развлечения являются неотъемлемой частью национальной культуры и методы их использования в учебно-воспитательном процессе.

В Буйнакском районе нами зафиксировано около сорока бытовых игр преимущественно

детских и подростковых  .

Для начала рассмотрим мальчишеские детские и подростковые игры и развлечения.

У народов Дагестана и народностей Северного Кавказа широко были распространены настольные игры, способствовавшие развитию мышления.

В Дагестане и в Осетии были зафиксированы игры, напоминающие шахматы и шашки. Игры, имеющие много общего с игрой в шашки, есть и у аварцев, населяющих горные районы Дагестана под названием «Бери камушек» («Ч1имих 6oce») и у осетин «Кени». В игре принимают участие два человека. Как у народов Дагестана, так и у осетин на доске чертят квадрат, который делят прямыми линиями на равные клетки. Основное различие этих игр в том, что в «Бери камушек» играют по 30 фишек, в «Кенах» по 16, и игра ведется не по диагонали (как в шашках), а по вертикали и горизонтали. Данную игру, по моему мнению, можно использовать на уроках математики, для развития мышления, как было сказано выше.

Другой настольной игрой, встречающейся у народов Дагестана, в частности у    аварцев, является «Собери тройку». Подобная игра, встречающаяся и у осетин «Собери группу», не была зафиксирована в Буйнакском районе.

Может быть, это объясняется близостью границ и соприкосновения культур приграничных горных районов Дагестана и республик Северного Кавказа, а так же отдаленностью от них низменных и предгорных районов, в том числе и Буйнакского.

В  Буйнакском районе, как и в целом у народов Дагестана, не зафиксировано подобие осетинской настольной игры «Волк и овцы». Сама эта игра в Осетии была распространена, в основном,   в   горных   районах .   По-видимому,   свое   название   она   получила   в   связи   с распространенностью овцеводства и, как магический обряд оберега от напастей волков.

Среди народов Дагестана и России в целом широко распространены игры с использованием палки. По свидетельству М.А.Дибирова среди жителей селения Чох была распространена игра «Дигало», которая по своему содержанию и методике проведения идентична русской народной игре «Городки».

Распространение этой игры, вероятно, связано со службой многих чохинцев в царской армии, с внеслужебным общением с русскоязычным населением. В проанализированной нами литературе и материале, собранном в Буйнакском районе, подобие игры не получила распространения, хотя в Темир-Хан-Шуринском округе были военные гарнизоны.

Повсеместно была распространена игра по вбиванию палок, с заостренными концами, в землю, напоминающие метание копья.

Как мне кажется, данная игра носила ритуальный характер, как забивание зверя перед охотой. Распространенное в первобытнообщинном строе, отражающее тот период в жизни народа, когда копьё было основным орудием борьбы и добывания пищи.

Среди жителей предгорных районов Дагестана, в частности Буйнакского, была распространена игра «Тураза» или «Тораза», суть которой состояла в выбивании треножной палки из круга. Выигрывала группа, выбившая большее количество раз «туразу» из круга. Можно предположить, что данная игра своими корнями уходит в глубокую древность и так же является отголоском охоты на зверя первобытных людей с помощью заостренной палки. Для дагестанского народа, равно как и для других народов, важна была быстрота, меткость, находчивость, как способ самообороны, защиты от иноземных захватчиков и внутренних врагов. Может поэтому, у народов Дагестана была • распространена игра   «Мяч и яма», у некоторых народностей Северного Кавказа «Деревянный

шар», а у жителей Буйнакского района, в частности селении Эрпели - «Чонкъ оюн», в селении Каранай, Апши, Чиркей- «Короткая палка»111.

Как и в игре «Мяч и яма», так и в «Деревянном шаре» каждый участник старается отбить шарик, брошенный в его ямку.

Если водящий бросает шарик в центральный круг и попадает, то игроки быстро перемещаются и меняют лунку, опустив в неё конец палки. Несколько иной характер носит игра, зафиксированная в селении Эрпели, Кадар, Карамахи. Так каждый игрок старается забросить в лунку соперников наибольшее количество раз деревянные мячи или орехи.

Большое распространение в Дагестане имела игра в альчики.

Любопытно, что в некоторых аулах Дагестана с альчиками было связано множество магических поверий. Так, в ауле Гонода считали, что альчик отводит дурной глаз, в Бежта считалось выбрасывать альчики грехом.

В лезгинском ауле Джаба в прошлом вешали на шею лошади альчик, считая что от этого, она делается быстроногой и выносливой. Игра в альчики имеет несколько вариантов.

Ближе друг другу варианты, распространенные среди аварцев, населяющих горные и предгорные районы Дагестана, жителей Буйнакского района в частности, и некоторых республик северного Кавказа.

Игра в альчики, имеющая место во всех селах Буйнакского района аналогична игре среди подростков горных районов Дагестана и некоторых народностей России.

Мною найдено полное соответствие даже в названиях сторон альчиков при игре. Нужно отметить, что в нее почти везде играли мальчики семи-четырнадцати лет и юноши, хотя М.Дибиров пишет, что некоторые из них были распространены преимущественно среди девочек и женщин. Данное обстоятельство не характерно для жителей Буйнакского района республики Дагестан. В литературе, проанализированной мной, не встречается «Игра в нож», имеющая место в селах Буйнакского района. Хотя названия конов в каждом селе разное, методика их проведения идентична. Можно предположить, что эта игра была распространена именно в этих сёлах, так как в Верхнем Казанище жил тухум Базалаев, известный всему миру, как изготовители булатных кинжалов. Видимо такой игрой учились владеть холодным оружием, а также готовили мальчиков к роли будущего защитника семьи, Родины, воспитывая в них патриотические чувства. Навык владения холодным оружием необходим в современной армии. Данную игру можно использовать на уроках начальной военной подготовки. Во всех селах Дагестана и некоторых республиках Северного Кавказа распространена «Игра в волчок». Играли в неё в основном зимой. В ней принимали участие и мальчики разных возрастных групп, что являлось благоприятной средой передачи юному поколению навыков игры, нравственных, эстетических традиций старшего поколения.

Среди народов России бытуют совместные игры, где участие принимают как мальчики, так и девочки. Одной разновидности развлечений являются игра в «Жмурки». В разных местах имеются свои особенности его проведения, отражающие национальный характер. Водящему завязывают глаза. Затем игроки по очереди начинают бить его по ладоням, вытянутым вперед. Водящий должен угадать, кто из игроков его ударяет. Если он угадывает, то тот, кто ударил, становиться водящим. Только в высокогорных селах не угадавший должен по заказу водящего либо станцевать, либо спеть песню. Все это способствовало сохранению обрядовой поэзии и ритуальных танцев.

Данный этап не является характерным для игр, записанных в Буйнакском районе, хотя эта игра развивает у детей логику, интуицию, честность.

Для жителей Буйнакского района, как и для народов Дагестана и России в целом, были характерны словесные игры. К примеру, прятки. Повсеместно эта игра, развивающая память, проводится по одинаковым правилам, хотя считалки имеют свои особенности, характерные только для определенной местности или народа. Примером могут служить считалки, напечатанные в сборниках по устному народному творчеству, как народностей Дагестана, так и России.

В Буйнакском районе, среди детей 6-12 летнего возраста, проводится игра «Синее дерево, белое дерево» («Акъ Терек, гек терек»)\ Аналогичные игры среди мальчиков, и девочек проводятся у некоторых народностей Северного Кавказа, например «Разбей шеренгу», которые готовили детей находить общий язык с противоположным полом и проявлять личные симпатии, а также развитию силы, ловкости, целеустремленности.

Нужно отметить, что данную игру в центральной России, в частности среди казанских татар, играют только девочки. Предполагаем, что данное обстоятельство( то есть совместные игры) было связано с историческими условиями жизни дагестанского народа, который на протяжении всей истории подвергался нашествию иноземных захватчиков. Ведь в Дагестане чаще в борьбе принимали участие и девушки-горянки. Именно в игре их обучали совместным действиям; действиям обороны и защиты. В проанализированной мною литературе не встречаются описания чисто девичьих игр, характерных для жителей Дагестана, таких как «Качели», «Пекари», «Домики». По свидетельству Ш.А.Мирзоева девочки играли в ролевые игры с хозяйственно-бытовым содержанием, способствующим формированию у них с малых лет навыков ведения «домашнего» хозяйства. Рано включались в труд своих матерей; они помогали им в приготовлении пищи, нянчились с малышами; участвовали в чисто женских промыслах: заготовке ягод, орехов, кореньев; изготовление кукольного хозяйства, главным образом гардероба, служило школой обучения навыкам шитья. («Качели», «Пекари», «Домики».

 

В своей работе «Кумыки» С.Гаджиева пишет о том, что девочки, главным образом, играли в куклы, что является типичной, по нашему мнению, для народностей, населяющих земной шар. Видимо, данная игра связана с одной из социальных функций женщины - быть матерью и воспитателем детей. Почти во всех селах Буйнакского района зафиксирована игра «Пять камушек».

Аналогичная игра описана в труде Р.И.Исаевой. У некоторых народностей Кавказа, в частности осетин, это игра носит название «Игра в кремушки».

Если в Буйнакском и некоторых сёлах предгорной части Дагестана в неё играют
только девочки, то у осетин в неё играли, как девочки, так и мальчики. У некоторых
народностей        Северного    Кавказа    данная    игра    напоминает    игру    «Семь    камушек»,

способствующую развитию моторики рук, зафиксированную нами во всех селах Буйнакского района. В Южном Дагестане в селении Курах данная игра носит название «Т1пук кк1алар», то есть «Камешки пальчиков».

Среди девочек Буйнакского района так же бытует игра «Тебе и мне. Дай сюда!». В идентичную игру, только под названием «Носовой платою) играют девочки Республики Татарстан. Русская игра с теми же правилами называется «Дом горит-хозяин спит». Название игры же, описанной М.Дибировым «Шапка за спиной», говорит сама за себя.

Видимо в сёлах высокогорного Дагестана, она является развлечением для детей и подростков мужского пола. Хотя следует отметить, что основные правила игры везде носят одинаковый характер и способствуют физическому развитию. В последнее время как у многих народов Дагестана в целом, так и у жителей Буйнакского района, усилились новые тенденции в проведении детских, юношеских игр и развлечений.

Всё чаще в правила игры вводятся традиции, характерные для русскоязычного населения. Под влиянием различных культур уходят в прошлое игры, бытовавшие среди детей и подростков, характерные только для жителей отдельных сёл Дагестана.

К сожалению, новые игры, проводимые в детских садах и школах, постепенно вытесняют из детской и юношеской среды развлечения, бытовавшие среди дагестанцев в недалеком прошлом, способствовавшие воспитанию ловкости, силы, выносливости, внимания, ориентированности, формированию патриотических чувств, духовно-нравственных качеств личности.

Из вышеизложенного следует, что детские, юношеские игры и развлечения у народов Дагестана в целом, Буйнакского района в частности, имеют много общего и отличительного с играми некоторых народностей Северного Кавказа и России, что они являются неотъемлемой частью национальной культуры и несут в себе огромный воспитательный потенциал.

Заключение

Таким образом, проведенный анализ показывает, что у народов Дагестана, как впрочем, у многих народов страны и мира, существует достаточно целостная, стройная и в тоже время многовариантная, гибкая педагогика народной игры. Она располагает своим собственным объектом и предметом, своими целями, задачами, идеалами, своими принципами и идеями, системой методов, путей и средств, своей структурой, содержанием, организованными формами, имеющими громадное воспитательно-образовательное значение.

Теоретический, практический анализ и обобщение литературных данных позволяет сделать следующие выводы:

  1. Детские, юношеские игры и развлечения как у народов Дагестана в целом, Буйнакского района в частности, условно можно разделить: на мужские и девичьи (женские);
  2. В отличие от игр и развлечений, характерных для высокогорных районов Дагестана, в частности и жителям Юждага, о чем мы говорим в основной части работы и некоторых республик Северного Кавказа, в Буйнакском районе не зафиксированы настольные игры такие как «Бери камушек», «Собери тройку», «Собери группу».
  3. Правила и количество играющих в игры и развлечения, записанные в Буйнакском районе, в основном, совпадают с правилами и количеством игроков, проанализированных игр жителей Дагестана, некоторых сел Северного Кавказа. К примеру, игры - «Альчики», «Камешки». Данные игры помогают развитию чувства коллективизма.
  4. Правила некоторых игр Буйнакского района идентичны правилам игр жителей центральной России, в частности, детским играм казанских татар.
  5. Нужно отметить, что на условия проведения некоторых игр и развлечений оказали свое влияние рельефные, географические условия, особенности быта народов, близость и взаимовлияние культур.
  6. Детские, юношеские игры и развлечения, проводимые в Дагестане, а в частности, в Буйнакском районе, являются частью духовной общедагестанской культуры и частью духовной культуры каждого народа в отдельности.

Традиционные народные игры Дагестанцев являются неотъемлемой частью национальной культуры и носят в себе огромный воспитательный потенциал: Широкое изучение особенностей игровой деятельности позволит возродить часть духовной культуры дагестанского народа, обогатить национальную культуру и привить детям необходимые нравственные, трудовые и физические качества:

а. служат развитию мышления;

б. развивают чувство коллективизма, что не менее важно в учебно-воспитательном процессе;;

в. способствуют развитию у детей таких качеств, как ловкость, концентрация внимания,
меткость;

г. вырабатывают быстроту действий, находчивость, внимание, умение рассчитать свои силы,
чувство меры.

д. формируют патриотические чувства,  помогают в подготовке юношей к службе в рядах
Российской Армии;

е. игры являются благоприятной средой передачи    юному поколению навыков игры, нравственных,
эстетических традиций старшего поколения;

ж. способствуют сохранению обрядовой поэзии ритуальных танцев, развивают логику, интуицию;

з. совместные игры готовят детей находить общий язык с противоположным; полом и проявлять
личные симпатии, служат развитию целеустремленности.

и.   Ролевые игры с хозяйственно-бытовым содержанием подготавливают девочек к выполнению

одной из социальных функций женщины - быть матерью, воспитателем детей, к.   такие игры, как «Семь камушке», игра в «Альчик» способствуют развитию моторики рук.

К сожалению, под влиянием различных культур и проведением новых игр и развлечений в детских садах и школах уходят в прошлое игры, бытовавшие среди дагестанцев в недалеком прошлом и содержащий в себе огромный воспитательный потенциал.

Данная проблема требует более глубокого изучения. Хотя имеются сборники с описанием некоторых традиционных народных игр, бытующих среди дагестанцев, нет учебного пособия по использованию данного вида величайшего чуда из чудес народной игры.

Список используемой литературы

  1. A.M. Аджиев «Устное народное творчество кумыков»: Махачкала, 2002.
  2. P.M. Абдуллаев «Игры народов Дагестана»: Махачкала, 2002.
  3. Г.Н. Волков «Этнопедагогика»: М., Academa, 2000.
  4. С.Г. Гагиев «Осетинские национальные игры»: издательство «ИР», Орджоникидзе, 1980.
  5. С.Ш. Гаджиева «Кумыки», М., 1961.
  6. Детский фольклор (татарский язык, состав лентяй Наки Исанбет), Казань, 1984.
  7. М.А. Дибиров «Народные игры и спорт в Дагестане»: Махачкала, Дагучпедгиз,     1968.
  8. B.C.  Кукушкин, А.В.Болдырева-Вараксина «Педагогика начального  образования»:  М.  -Ростов-на-Дону, «Март», 2005.
  9. Ш.А. Мирзоев «Народная педагогика Дагестана»: Махачкала, Дагучпедгиз, 1992.
  10. Ш.А.  Мирзоев  «Культура и традиции  народов Дагестана» (учебник для 4-го  класса), Махачкала,2005.
  11. Р. Магомедов «Обычаи, традиции народов Дагестана»: Махачкала.
  12. «Песни кумыков» (кумыкский язык, составленный A.M. Аджиев), Дагкнигоиздат, 1991.
  13. «Кувшин мой с медом» (кумыкский язык, составленный Р.И. Исаева).

Перечень и описания игр, собранных в Буйнакском районе РД.

  1. «Хрестоматия по детской литературе»: М., «Просвещение», 1988.
  2. Т.Г. Саидов «Уроки культуры и традиций народов Дагестана в 4 классе»: Махачкала, «Дагучпедгиз», 2002.
  3. X. Халилов «Устное народное творчество лакцев»: Махачкала, 2002.
  4. Д.Б. Эльконин «Психология игры»: М., «Педагогика», 1978.

 

Перечень и описание игр, записанных в Буйнакском районе РД.

Форма описания игр заимствована у Дибирова М. из книги «Народные игры и спорт в Дагестане». Перевод наш. Возраст рассказчиков колеблется от 40 до 88 лет.

«Молла гьарай» («Будьте осторожны»)

Цель игры: Развитие таких качеств как быстрота реакций, мужество, внимательность, ловкость и т.д.

Методика организации игры. Игра проводится во дворе, на площадке. Количество игроков от 10 до 20 человек.

Методика проведения игры. Ребята вечером собираются на годекане. Они выбирают двух капитанов, а остальных делят на две команды. Члены одной команды жмурятся и из второй команды остается наблюдатель за командой, которая ищет. Этот мальчик ходит и говорит эти слова:

Правила и методические указания к игре.

  1. Игроки должны прятаться в самых темных, укромных местах.
  2. Команды затем меняются ролями.
  3. Игра записана в селение Ишкарты, Буйнакского района у Дааева Идриса(67 лет) Она должна быть командной.
    1. В неё играли поимущественно мальчики.

«Игра в альчики».

Цель игры: Развитие ловкости, внимательности, сосредоточенности, взаимовыручки, сообразительности.

Методика организации игры. Игра проводится во дворе, на площадке, в спортзале.

Количество игроков от 2 до 5-7 человек.

Методика проведения игры. Мальчики собираются играть в альчики. Они проводят длинную черту, на которой строят свои альчики. У каждого должно быть по четыре альчика. Они по очереди бросают свои альчики. Выигрывает тот, кто выбивает за черту большее количество альчиков.

Правила и методические указания к игре.

1. Каждая сторона альчика имеет своё название:

Аялар Къоллар Тишлер Аркъалар

2.     Игра записана в селение Эрпели у Алиева Абдурашида (86л.), Чанкурбе у Габитова
Магомеда (52г.), Буйнакского района. Она должна быть командной.

3.   В неё играли преимущественно мальчики.

 

2 «Сыйырны къуйругьу» («Коровий хвост»).

Цель игры: Рассчитана на развития у детей чувства юмора, ориентированность. Методика организации игры. Игра проводится во дворе, на площадке, в спортзале. Количество игроков от 10 до 15 человек.

Методика проведения игры. На стене или заборе дети рисуют корову без хвоста. Потом, один из ребят с завязанными глазами прикрепляет хвост к корове. Этот хвост из материала на кнопке. Кто правильно прикрепит хвост к корове, тот и побеждает. Правила и методические указания к игре.

  1. Игра записана в селение Верхний-Каранай, Буйнакского района у Абдулхаликова Г. (76л.), Н - Дженгутай у Солтанмурадова А. (47л.)
  2. В неё играют девочки и мальчики в возрасте от 7 до 12 лет.

 

«Бичакъ оюн» («Ифа в нож»).

Цель игры: Учит детей обращению с ножом, развивает ловкость внимательность, осторожность, меткость, координацию движений.

Методика организации игры. Игра проводится во дворе, на площадке. Количество игроков не меньше двух.

Методика проведенгш игры. Разравнивают площадку, если это необходимо. По очереди каждый из играющих броском с плеча, головы, от ушей, пальцев рук, кистей и т.д. должен воткнуть нож в землю. Выигрывает тот, кто без промаха и ошибок проходит все коны игры. Победивший (бывает только один) должен зубами вытащить вбитый в землю колышек. Причем колышек вгоняют в землю, оставляя на верхней части кусок размером 1/3 мизинца.

Правила и методические указания к игре.

  1. Игра записана в селение Эрпели у Абакарова Абакара(68 лет), в селение Нижний-Казанище у Абукаева Исмаила.(56 лет), в Верхнем-Казанище у Казаналипова Ахмеда (71 год)
  2. Играют в неё только мальчики в возрасте от 10 до 16 лет. Бывали случаи, когда в неё играли и взрослые мужчины.

 

«Чонкъ огон» («Ямка»).

Цель игры: Развивать ловкость, внимательность, координацию движений, умение рассчитать силы, чувство меры.

Методика организации игры. Игра проводится на площадке.

Методика проведения игры. Берутся орехи (в селение Эрпели) или деревянные шарики (чаще в селение Верхний-Каранай), роют лунку. Ударом палки шарики или орехи нужно загнать в лунку противника. Выигрывает тот, кто закинул в лунку соседа наибольшее количество шаров или орехов. Правила и методические указания к игре.

1.   Игра записана в селение Эрпели, Буглен и Верхний-Каранай у Хадисова Г.(61 г.), Магомедова А.(64г.), Ахмедова К. (70л.).

Обязательно у каждого игрока должны быть палки длиной 70-90 см. 3.    Если    игрок   загнал    шарик    в   ямку,   то    ему   дается    следующая    попытка.    В случае неудачи игрок прерывает игру.

 

«Килянтав» (не переводится).

Цель игры: Развивает силу, быстроту, внимательность, сосредоточенность и т.д. Методика организации игры. Игра проводится во дворе, на площадке, в спортзале. Методика проведения игры. У каждого из игроков в руках имеется палка длиной 60-80 см. и деревяшка в форме цилиндра, размером 10-15 см. Один из игроков подбрасывает деревяшку вверх, а другой бьет по ней так, чтобы отлетела на определенное расстояние. С

места подачи отмеривают шага до места падения деревяшки. Выигрывает тот, кто дальше всех отобьет её.

Правила и методические указания к игре.

1.    Игра записана в селение Верхний-Дженгутай, Аркас, Нижний-Дженгутай (везде правила игры одни и те же) у Зиявутдинова М.(75л.), Казиева Н.(72г.), Расулова М. (70л.).

  1. В неё играют юноши.
  2. Деревяшка носит название «Килянтав». Игрок, бьющий по килянтаву-накули.

 

«Тораза» («Треножная палка»).

Цель игры: Развивает силу, концентрацию внимания, характер, выносливость, терпение.

Методика организации игры. Игра проводится во дворе, на площадке. Количество игроков не меньше двух.

Методика проведения игры. На земле чертится крут. В середине круга устанавливается треножная палка - тораза. В руках у игроков прямые палки длиной 1 -1,5м. Играющие должны выбить из. круга торазу. Выигрывает тот, кто наибольшее количество раз выбьет торазу из круга.

Правила и методические указания к игре

  1. Игра записана в селение Ишкарты, Эрпели Буйнакского района у Камалутдинова А-М. ( 80л.), Алиева Абдурашида (88л.).
  2. В неё играют юноши, подростки от 14 до 17 лет. Иногда в неё играли и взрослые мужчины.

 

«Атылып минип» («Перепрыжки»).

Цель игры: Развивает быстроту реакций, дух соперничества, чувство коллективизма, ответственности.

Методика организации игры. Игра проводится во дворе, на площадке, в спортзале.

Методика проведения игры. Играют две команды. Игроки каждой команды становятся в шеренги. Впереди шеренг чертится линия - начала кона. На расстоянии 50 -100 шагов отмечается финиш. По команде, первые игроки выбегают на 4-5 шагов и становятся там спиной к прыгунам, наклонив туловище вперед, опираясь руками на согнутое колено. Следующий игрок с разбегу прыгает

через стоящего игрока, касаясь его шины руками. Пробежав несколько шагов, становится так же. Так игра продолжается до тех пор, пока одна из команд не достигнет финиша.

Правила и методические указания к игре.

1.    Игра записана в селение Нижний-Дженгутай у Солтанмурадова А. (68л.),
аналогичная игра записана в селение Эрпели, КаранайДСадар у Алиева А., Багомаева
С.(48 лет) в нее играют только мальчики.

2.    Количество игроков не ограничено, обязательным условием является одинаковое
число игроков.

 

«Сокъур тэке» («Слепой предводитель»). Цель игры: Способствует развитию интуиции, честности, логике. Методика организации игры. Игра проводится во дворе, на площадке.

Методика проведения игры. Одному из игроков завязывают глаза. Затем участники игры по очереди начинают бить его по ладоням вытянутых вперед рук. Игрок с завязанными глазами должен угадать, кто из игроков ударяет. Если он угадывает, то тот, кто ударил, становится водящим.

Правила и методические указания к игре.

  1. Игра записана в селение Халимбекаул у Мамаева А. (49л.)
  2. Играют в неё в основном подростки и юноши.
  3. При игре подсказывать водящему нельзя.

 

«Жинжиракъ» («Волчок»).

Цель игры: Помогает развить ловкость, концентрацию внимания, так как на льду

труднее рассчитать удар.

Методика организации игры. Игра проводиться во дворе, на льду.

Методика проведения игры. Принцип игры во всех селах Дагестана один и тот же. Одинаковые правила этой игры у некоторых народностей Северного Кавказа. Волчки на ровной площадке, чаще на льду, приводят в действие рывком руки. Ударами хлыста увеличивают скорость вращения волчка. Выигрывает тот, чей волчок прокрутится дольше всех.

Правила и методические указания к игре. Играют в неё только юноши.

 

«Акъ терек, гёк терек» («Разбей шеренгу»).

Цель игры: Является подражание отношениям взрослых, развивает силу, целеустремленность, учит находить общий язык с противоположным полом. Методика организации игры. Игра проводится во дворе, на площадке, в спортзале.

Методика проведения игры. В игре принимают участие две команды. Дети, держась за руки, становятся в две шеренги. Игроки одной команды хором произносят:

«Акъ терек, гёк терек, бизден сизге ким герек?» («Белое дерево, синее дерево, кого к вам прислать?»). Противники называют имя одного из другой команды. Тот с разбега должен «порвать»

цепь другой команды. Если ему это удастся, он забирает к себе в шеренгу одного игрока, если нет -сам остаётся в этой шеренге. Правша и методические указания к игре.

  1. Игра записана в селение Агачкала, Буйнакского района у Алибекова У. (34г.). В игре участвует и мальчики и девочки от 6 до 12 лет.
  2. Игра продолжается до тех пор, пока одна из команд не перетянет к себе наибольшее количество игроков.

Таким образом, в играх и развлечениях детей имеются известное противоречие. С одной стороны, их игра по своему реальному содержанию является простым, повторяющимся действием с предметами, а с другой стороны, в ней как будто бы есть и роль, и воображаемая ситуация, которые не оказывают влияния на производимые ребенком действия, не становятся тем основным содержанием, каким мы его видим у старших детей.

Рассматривать игру со стороны потребностной ребенка, то она не есть форма осуществления вытесненных желаний, и не форма навязчивого воспроизведения условий, при которых возникло вытеснение, и не форма осуществления остаточных изначально детских желаний. Игра есть один из основных путей становления высших форм специфически человеческих потребностей. Игра направлена в будущее, а не в прошлое.

Содержание

Введение........................................................................................................................ 1-2

Глава I Детские, юношеские игры и развлечения. Особенности их проведения

у народов Дагестана (на примере Буйнакского района)....................................... ..3-7

1.1. Народные игры и развлечения и особенности их проведения...................... .3-7

Заключение……………………………………………………….......………………..8-9

Список используемой литературы........................................................................ 10

Приложение

Перечень и описание игр, записанных в Буйнакском районе................................. 1-5

© 2024. ППК им. Р. Гамзатова. Сайт создан 2008 г. Все права защищены..