ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц ЦНАСТРОЙКИ:
ГБПОУ РД "ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ИМЕНИ РАСУЛА ГАМЗАТОВА"
Мы учим учить!
368220 Республика Дагестан, г. Буйнакск,
ул. Дж. Кумухского, дом 85
Приемная директора (87237) 2-11-17
8-928-834-96-27
bpkgamzatov@mail.ru

ГБПОУ РД "ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ИМЕНИ РАСУЛА ГАМЗАТОВА"

Мы учим учить!
МЕНЮ

Четверостишия

Бывает очень тяжело, когда
Уменье есть, но силы нет для дела.
Бывает очень тяжело, когда
Ты неумел, хоть силе нет предела.

О ПОЭТЕ

За большую поэзию

Есть у златокузнецов моей горной страны средство, которое называется «казаб». При помощи казаба они легко могут отличить настоящее золото от фальшивого, как бы оно ни блестело.
И у наших читателей есть такое чувство, которое я бы сравнил с казабом золотых дел мастеров. Какими замысловатыми узорами ни было бы украшено сочинение, читатель своим чутьем сразу отгадает, где настоящая поэзия и где поэт начинает хитрить.
Это — наши, это — для нас, говорит наш народ, когда читает хорошие стихи. Поэт достигает своей цели только тогда, когда, склоняясь над его произведением, читатель думает: «Здесь мои мысли, мои чувства, моя любовь, мой язык, моя жизнь, здесь я сам».
Насколько поэт верно, широко, глубоко, красиво, образно, смело воспринимает, охватывает, отображает и воспевает жизнь, — на мой взгляд, это и должно быть мерилом настоящей поэзии. Именно такую поэзию народ воспринимает как свою собственную.
Я помню, один мой земляк, вернувшийся из армии, читал мне «Василия Теркина» А. Твардовского и уверял, будто эту поэму написал его фронтовой друг. А о Твардовском он тогда и не знал. Вот вам факт, когда настоящее поэтическое произведение становится истинно народным.
Как бы созданными самим народом стали «Знамя бригады» Аркадия Кулешова, «Киров с нами», «Я прошел над Алазанью…», «Баллада о гвоздях» Николая Тихонова, песни и стихи Михаила Исаковского, стихи об Индии Мирзо Турсун-заде, «Ты помнишь, Алеша…», «Жди меня…», некоторые стихи из книги «Друзья и враги» Константина Симонова и многие другие произведения наших поэтов. «О времени и о себе»… Да, о времени и о себе — так можно было назвать лучшие сборники произведений наших поэтов.
Время — это быстро скачущий конь, и задача настоящего поэта — поймать за гриву коня и крепко сесть в седло современности, быть глашатаем эпохи, и именно такими были и есть лучшие поэты мира. Поэзия призвана быть пульсом жизни народа, барометром его мыслей и дел, чувств и борьбы. Разговор о сегодняшней поэзии, на мой взгляд, необходимо вести с этой позиции.
Последние годы в области поэзии были урожайными. В десятках издательств, на страницах журналов, альманахов и в газетах на всех языках появляются тысячи поэтических произведений. Появляются и новые имена поэтов.
На первый взгляд, увидев все это, можно подумать, что поэт уже не является редкостью, что поэтическое искусство становится таким же массовым явлением, как спорт или художественная самодеятельность.
В связи с организацией Союза писателей Российской Федерации стали выдвигаться многие почему-то «ранее неизвестные» таланты. Их произведения почти все написаны о сегодняшнем дне, о наших современниках. Как будто все правильно, все хорошо и все гладко, и нет оснований для какого-нибудь волнения.
И действительно, у нас за последние годы появилось много хорошего, оригинального, талантливого, своеобразного и даже иногда значительного в поэзии. Я вовсе не хочу этого отрицать.
А между тем в этой груде стихов и поэм только немногие произведения блестят настоящим золотом.
Однообразие, повторение друг друга, самих себя, серость, главное — отсутствие волнения и порой безграмотность — вот что характерно для многих поэтических произведений последних лет.
Правда, есть и другие поэтические произведения, написанные порой зрелыми мастерами. Но как бы мастерски они ни были написаны, широкие круги читателей их не знают и не принимают, потому что в них не отражены мысли и чаяния народа, его чувства и думы. Эти стихи остались, как те родники, которые находятся в горах, куда нет дорог и где не бывает людей. Какими бы чистыми эти родники ни были, от них людям нет никакой пользы. На них наши читатели смотрят так же, как смотрит крестьянин-горец на ханский дворец. Они друг для друга чужие, они друг друга не поймут.
Много разных поэтов у нас. Но их произведения не всегда вызывают отклики в сердцах миллионов. И не удивительно, что в последнее время часто о нашей поэзии с беспокойством стали писать газеты и журналы. Об этом же говорят и наши читатели.
Наша поэзия жизнеспособна, и ей обеспечено бессмертие, поскольку в ней отражено бессмертие нашего народа-созидателя. Забывая, что талант — это редкость, стали поспешно принимать так называемых способных людей в члены Союза писателей. Журналы, альманахи часто заполнялись скучными, риторичными стихами под предлогом, что они написаны на современную тему. Этим мы снижаем не только поэзию, но и большую тему, которая является душой поэзии,— тему современности.
Я понимаю, о современности писать трудно. Современностью определяется зрелость, мастерство, наблюдательность, вдумчивость, самобытность, то есть ум и талант поэта.
Итак, о современности. Если ярко и поэтично, не повторяя других, поэт напишет о своем времени, о своих современниках, в этом я вижу подлинное новаторство советской поэзии. Писать о современности — это значит всегда быть с народом, вместе с ним радоваться, гордиться, восторгаться, возмущаться, любить и искать, дерзать, находить и опять искать. Писать о современности — это значит, быть на передовой линии огня, не зная отдыха, трудиться.
В поэзии не было и не должно быть легких путей. Их надо закрывать. Некоторые критики и поэты, цитируя Владимира Маяковского: «А мне в действительности единственное надо — чтоб больше поэтов хороших и разных», — часто поступают именно так. Они, не учитывая степень таланта того или иного поэта, силу воздействия на читателей тех или иных произведений, занимаются бесконечным чтением длинного списка разных поэтов. И в этом списке встречаются фамилии таких сочинителей, с чьими произведениями сами авторы критических статей не успели хорошо ознакомиться.
Некоторые думают: чем длиннее список пишущих, тем богаче и красочнее становится поэзия. Я уверен, что, когда Маяковский говорил о многих хороших и разных поэтах, прежде всего он имел в виду качество поэтического произведения, его идейное и художественное совершенство. Я думаю, в высказывании Маяковского нам необходимо ударение сделать сначала на слове «хороших», чтобы именно это слово стало для нас мерилом поэтического таланта и верности поэта современной жизни народа.
Мы все любим разных и хороших, истинно народных поэтов всех веков и всех народов. Мы все любим таких разных и хороших поэтов современности, как Твардовский, Тихонов, Исаковский, Рыльский и многие другие.
Но нужно ли под видом консолидации в число «хороших и разных» включать без всякого разбора, как некоторые это делают, слабых и посредственных поэтов.
Некоторые поэты свою непопулярность в народе объясняют тем, что их произведения слабо пропагандируют и недостаточно разъясняют. Так не могут, по-моему, рассуждать настоящие, большие поэты, если они верят вкусу и пониманию наших читателей. Читатель хорошо знает без объяснений, где соловьи и где попугаи. Читатель видит и знает, кто глубоко борозду берет. Даже поглядев, как вбит в стену гвоздь, умеет народ отличать мастера от неуча.
Между тем появление кустарей в поэзии некоторые стали рассматривать как закономерное явление. Они не только оправдывают это, но и поощряют, считают чуть ли не горьковской традицией.
Когда мы трясем большое плодородное дерево, вместе со зрелыми плодами на землю падают и гнилые яблоки. На дереве остаются еще незрелые, еще зеленые плоды. Не надо их все в один мешок собирать. Надо собирать только зрелые, отбрасывать гнилые и подождать пока придет зрелость к зеленым плодам. Не надо предлагать читателям попробовать несъедобное.
Поэты призваны помочь нашему народу создать на земле самую красивую и счастливую жизнь. Для этого поэт должен стать настоящим мастером своего дела.
Не зная жизни нашего народа, поэт напишет ложь, а ложь никогда не станет хорошим произведением. А между тем некоторые рассуждают так: это прозаику надо хорошо и подробно знать жизнь, а поэтам достаточно иметь вдохновение, талант, поэтическое чувство. Этим можно объяснить отсутствие у нас — за редким исключением — больших поэтических картин из жизни нашего народа и обилие декларативных и риторических стихов.
Многие поэты привыкли легко говорить о том, чего они не знают. Сватают девушку, еще не увидев ее.
Поэт должен стать верным сыном своего народа. Но чтобы быть верным сыном своего народа, надо хорошо знать труд и жизнь народа. Однако, к сожалению, у многих талантливых поэтов слишком рано и часто иссякают творческие силы, потому что у них не было и нет богатой трудовой биографии. Они часто со школьной скамьи, из аудитории института приходят в поэзию, в Союз писателей и жизнь народа видят только в месяцы творческих командировок. Они не умели землю пахать, коня оседлать, урожай на полях убирать, и потому их произведения не находят отклика у читателей.
Рано засыхают такие цветы, если даже они очень красивы. Говорят, голос настоящего поэта в полную мощь звучит и становится слышным миллионам в период исторических событий, во времена больших подъемов в жизни народа. Мы живем именно в такое время. Советские поэты — свидетели и участники больших исторических событий. Мы — певцы новой эпохи, новых отношений, новых людей. Мы говорим о поэзии: «Ты — крылья в полете моем, ты — оружие в борьбе, все для меня ты, поэзия, кроме покоя». На нашу долю, на долю советских писателей, выпало большое счастье быть вдохновенными певцами самой лучшей эпохи человечества. В великое время живем мы, и это время зовет нас достойным образом, мастерски отражать и воспевать нашу эпоху, воспевать наш народ и его героические дела.
© 2024. ППК им. Р. Гамзатова. Сайт создан 2008 г. Все права защищены..