Преподаватель литературы Дагирова У.Ш.
Тема: "Предложение"
Цели:
1. Закрепить теоретические знания и практические навыки распознавания синтаксических единиц в тексте;
2. дать понятие о патриотизме через свободную лексическую тему «Человек и личность»;
3. дать элементарные знания в области научной лингвистики по теме.
Оборудование: Опорный схема-конспект, тексты «Судьба и совесть»
(Яковлев М.) и «Два светильника» (Р. Гамзатов) Стихи О. Мандельштама, А.С. Пушкина.
План урока
• Экспресс - опрос.
• Повторение теоретического материала по схеме-конспекту.
• Словарная работа.
• Анализ текста «Судьба и совесть».
• Анализ текста «Два светильника».
• Минута высокой поэзии, (стихотворение О. Мандельштама).
• Сочиняем стихи.
• Итог урока.
Экспресс-опрос.
1. Раздел грамма гики, изучающий словоизменения и грамматические разряды.
(Морфология).
• Совокупность правил правописания изучает (Орфография).
• Наименьшая значимая часть слова (Морфема).
• «Я делу отдаюсь сполна, я заменяю имена» (местоимения).
• Оно любит счет, (числительное).
• «Давно живу я в мире этом, даю названия предметам» (существительное).
• Часть речи причастная глаголу в образе прилагательного» (В. Даль причастие)
• Он действует, страдает, спрягается, может быть возвратным и невозвратным (глагол).
• Часть речи, которая выражает настроение (междометие).
• Виды служебных морфем, (словоизменительные и словообразовательные)
• Словообразовательный аффикс, не имеющий значения, но выполняющий соединительную функцию в слове... (интерфикс)
• Самая крупная сегментная фонетическая единица (фонетическая фраза).
• Суперсегментные единицы ( ударение и интонация)
• Признаки словосочетания...
Тема практического занятия «Предложение».
ПЛАН
• Общее понятие о предложении. Содержание и форма предложения.
• Типы предложений по цели высказывания.
• Эмоциональная окраска высказывания.
• Общее понятие о предложении (рассказать по схеме).
• Схему «Типы предложений по цели высказывания» начертить на доске и расшифровать.
Выводы:
Основными признаками предложения являются:
• грамматическая форма в виде грамматической основы;
• предикативное значение, выражаемое грамматическими средствами;
• интонация, имеющая завершенность;
• свободное лексическое наполнение.
Придумать предложения различных типов и записать в тетрадях; доказать, что это предложение.
Словарная работа
Модальность - оценка реальности действия (выражается формами глагольного наклонения и интонации).
Темпоральность - отношение высказывания к моменту речи - опирается на глагольные
формы времени.
Персональность - синтаксическое лицо
(термины употреблять при характеристике предложений).
Бескорыстно, достоинство, духовный (мир), патриотизм, позиция, справедливость, обретенная истина;
пресс-конференция, прославлять, суждено - выяснить значения слов.
Чтение текста «Судьба и совесть»
• Почему текст называется «Судьба и совесть»?
• Как раскрывается главная тема текста?
• Выделить в данных предложениях предикативную основу.
а) Ученый защищал не только силой создаваемого им термоядерного оружия, но и
силой разума.
Ученый защищал - предикативное значение выражено изъявительным наклонением глагола в прошедшем времени, в 3 лице. Содержанием является событие.
б) Чему же учит нас эта нелегкая судьба?
в) Он видел свою цель и задачу в возвышении страны, народа, достоинства личности:
Схемный диктант
• Он был великим ученым и гражданином
• Ушел из жизни Человек, а человечество потеряло личность.
• Он был рожден всем лучшим, что нам оставила великая русская интеллигенция.
1. .
2. , а .
3. , что
Анализ предложений по цели высказывания и эмоциональной окраски.
«Два светильника» Р. Гамзатова
• Почему текст так называется?
• Какое сравнение использует корреспондент, говоря о языках?
• Какое сравнение использует Р. Гамзатов, отвечая корреспондентам? Распространите предложения:
Светильник зажжен (повествовательное предл.)
Светильник погаснет, погаснет жизнь (побудительное предл.).
Песня убивает? (вопросительное предл.)
Минута высокой поэзии
О. Мандельштам «Дано мне тело - что мне делать с ним...»
«Музыка твоих шагов...»
Найдите эмоционально - окрашенные предложения.
Какие предложения по цели высказывания использовал О. Мандельштам? С какой целью?
Сочиняем стихи
• Душа моя; Павел,
• Держись моих правил;
• Люби то-то и то-то.
• Не делай того-то.
• Кажись, это ясно.
• Прощай, мой прекрасный!
А.С. Пушкин в альбом Павлу Вяземскому.
Д/з. Написать мини- сочинение- рассуждение.
«Патриот, кто это?
«Как я понимаю патриотизм».
Осип Мандельштам
Дана мне тело - что мне делать с ним, Таким единым и таким моим?
За радость тихую дышать и жить Кого, скажите. Мне благодарить?
Я и садовник, я же и цветок, В темнице мира я не одинок.
На стекла вечности уже легло Мое дыхание, мое тепло.
Запечатлеется на нем узор, Неузнаваемый с недавних пор.
Пускай мгновения стекает муть -Узора милого не зачеркнуть. 1909г.
Музыка твоих шагов
В тишине лесных снегов,
И, как медленная тень, Ты сошла в морозный день.
Глубока как ночь, зима, Снег висит как бахрома.
Ворон на своем суку Много видел на веку.
А встающая волна Набегающего сна
Вдохновенно разобьет Молодой и тонкий лед,
Тонкий лед моей души - Созревающий в тиши. 1909г.
Два светильника
Р а с у л. Языки - не папахи и не сигареты. Язык не враждует с языком. Песня не убивает песню. От того, что в Дагестан пришел Пушкин, Махмуд не должен покидать родные края. Если хороший друг пожал твою руку, рука твоя не исчезнет в его руке. Она станет только теплее и крепче. Языки - не сигареты, а светильники жизни. У меня два светильника . Один освещал мне путь из окна отцовской сакли. Он был зажжен моей мамой, чтобы я не заблудился. Если этот светильник погаснет, действительно погаснет и моя жизнь. Она погрузится во тьму, если даже я физически не умру. Второй светильник зажжен моей великой страной, моей большой Родиной, Россией, чтобы я не запутался по дороге в большой мир. Без него моя жизнь будет темна и ничтожна.
(Р.Гамзатов) .
Судьба и совесть.
Великий ученый и гражданин - таким останется в памяти людей Андрей Дмитриевич Сахаров , имени которого суждено стать в летописи нашей страны рядом с именами самых достойных представителей отечественной интеллигенции .
А.Д. Сахаров защищал страну не только силой создаваемого им термоядерного оружия, но и силой разума, своего обостренного нравственного чувства.
Кажется непостижимым, что в одном человеке неразделимо слились мощь теоретика, размышления о глубинах Космоса и атомного ядра, о том, что несут они человеку и что сам человек ждет от этих загадочных глубин. И думы о нелегкой судьбе своего народа, общей цивилизации в драматически меняющемся мире - размышления, вылившиеся в мужество Поступка, мужество Позиции.
Чему же учит нас эта нелегкая судьба?
Патриотизму, который цель и задачу свою видит в возвышении страны, народа, достоинства личности. Ответственности каждого за само течение Истории. Способности видеть свое конкретное дело в целостном сплаве всего движения цивилизации, оценивать его критериями высшей общечеловеческой значимости. Верности своему нравственному чувству, своим убеждениям, итогам собственных духовных исканий, добытых муками разума . И мужеству бороться, порой в одиночку, порой с наивной распахнутостью, но упрямо и бескорыстно за справедливость обретенной истины, что и движет вперед человека и человечество.
Ушел из жизни Человек, а человечество потеряло Личность
(А.Яковлев, народный депутат СССР)