Математический турнир
План:
I. Вступительное слово учителя.
- Викторина.
- Занимательная математика.
- Кто больше?
- Реши меня.
- Черный ящик.
- Реши кроссворд.
- Конкурс рисунков.
- История математики.
- Подведение итогов.
Ход урока
I.Вступительное слово учителя.
Дорогие друзья! Нас привела сюда общая любовь к математике. Математика не исчерпаем многогранна, ее особенности разнообразны и привлекательны.
Приглашаем на экскурсию в мир чисел. Может быть, с его помощью, хотя бы в малой степени удастся передать ощущения чар математики, которые испытывают те, кто избрал ее своей специальностью.
Правила игры: Игра состоит из восьми этапов (название приведены в ячейках таблицы). В каждом секторе две задачи по каждой одной для каждой команды.
Викторина |
Занимательная математика |
Кто больше? |
Реши меня |
Черный ящик |
Реши кроссворд |
Конкурс рисунков |
История математики |
Вопросы для I команды:
- Сколько получится десятков, если два десятка умножить на два десятка? (40 десятков)
- Сумма, каких трех чисел равна их произведению? (1,2,3)
- Какую часть часа составляет 20 мин? (1/3)
- Чему равна сумма углов квадрата? (3600)
- Число, обращающее уравнение в верное равенство? (корень уравнения)
- Прибор для измерения углов. (транспортир)
- Периметр квадрата равен 20 см. какова его площадь? (25см2)
- В классе 33 ученика. 24 из них выписывают журнал «Веселые картинки», а 14 – «Мурзилку». Сколько учащихся выписывают оба журнала? (5)
- Наука, изучающая свойство фигур на плоскости (планиметрия)
10. К натуральному числу справа приписали три нуля. Во сколько раз увеличилось число? (1000)
Вопросы для II команды:
- Во сколько раз 1 час больше 15 мин? (в 4 раза)
- Чему равны углы ромба, если одна из его диагоналей равна стороне ромба? (60, 120)
- Чему равен угол в квадрате? ()
- Наука, изучающая свойства фигур в пространстве. (стереометрия)
- Как называется знак корня? (радикал)
- Площадь квадрата равна 36 см. Каков его периметр? (24 см.)
- Отрезок, соединяющий две точки окружности. (Хорда)
- 3 курицы за три дня снесли 3 яйца. Сколько яиц снесу 12 куриц за 12 дней? (48 яиц)
- Разделите 100 на половину. (50)
10. К однозначному числу, большему нуля приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличилось число? (11)
III. Занимательная математика.
- Как с помощью 7 и 8 и математического знака записать число большее 7, но меньшее 8.
- Напишите число 100 пятью единицами, а затем пятью пятерками.
- Цилиндрический бак наполнен водой полностью. Как отлить ровно половину воды, не пользуясь никакой другой посудой и никакими измерительными приборами.
Учтите, случай редкий:
Сидела белка на сосне,
На самой средней ветке.
Потом вскочила вверх на пять,
Потом спустилась на семь.
(Вы все должны запомнить
Как на уроке в классе)
Затем проворно белка вновь
Вскочила на четыре.
Потом еще на девять –
И… уселась на вершине.
Сидит и смотрит с высоты
На пни, березки и кусты.
А сколько веток у сосны,
Мы с вами вычислить должны (22).
IV. Кто больше?За три мин. Составьте как можно больше слов из букв данного математического термина.
- Арифметика (ферма, фирма, метка, река, тема, кит, миф и т.д.)
- Тригонометрия (мера, метр, гиря, метро, ринг, тритон, номер и т.д.)
Уравнение имеет корень x1=8. Найдите x2 и b. (x2=3, b= -11)
VI. Черный ящик
- Этот предмет очень полезен, он устраняет неточности, делает работу более аккуратной. Имеет различные формы, цвета, даже запахи. Но в основном бело-серого цвета, форма – параллелепипед, размеры – небольшие. (Ластик).
- Этот предмет – незаменимый помощник, но если знаешь, как им пользоваться. В основном используется маленькие по размерам модели с небольшим числом стандартных функций. Но бывают более функциональные модели, или его встраивают в другие предметы – например, часы, органайзер и т.д. (микрокалькулятор)
VII. Реши кроссворд
Пока команды угадывают кроссворд конкурс болельщиков.
1.Сумма, каких двух натуральных чисел равна их произведению?
2.Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противолежащей стороны.
3.Мера веса драгоценных камней.
4.Самая большая хорда в круге.
5.Сумма длин всех сторон многоугольника.
6.Наименьшее простое число.
7.Прибор для построения окружности.
8.Величина развернутого угла.
VIII. Конкурс рисунков.
Изобразите смешную фигуру по данным; время - 3 мин.
1.Составьте фигуры из двух лучей, угла , равнобедренного остроугольного треугольника, окружности и двух отрезков.
2.Составьте фигуру из квадрата, прямоугольника, равнобедренного тупоугольного треугольника и прямых углов.
IX. История математики.
Вопросы по истории математики.
- Назовите имя древне греческого математика, нашедшего приближенное значение для числа π, равное 22/7. (Архимед).
- Назовите автора четырехзначных таблиц.
- В какой стране Древнего мира широко использовали в строительной практике треугольник со сторонами 3,4 и 5?
- От имени, какого среднеазиатского математика произошло слово «алгоритм»? (Аль-Хорезми).
- Для чего нужно решето Эратосфена?
- О каких числах идет речь в высказывании: «Сумма двух имуществ есть имущество. Сумма двух долгов есть долг»?
- Назовите знаменитого французского математика, который ввел в алгебру буквенные коэффициенты? (Вист).
- Назовите создателя первого русского учебника по математике. (Магницкий)
- Кто из русских писателей окончил физико-математический факультет университета? а)Лермонтов б) Грибоедов в) Гоголь г) Гоголь.
- Кто является автором картины «Устный счет в сельской школе»? а) Маковский б) Репин в) Рачинский г) Богданов-Бельский
X. Подведение итогов
Кроссворд
1.Многоугольник
2.Четырехугольник
3.Четырехзначное число
4.Старинная русская мера длин
5.Соотношение между числами
6.Геометрическая фигура
7.Группа цифр в записи числа
8.Математическое действие
9.Отрезок координатного луча
Составила: преподаватель математики
Ибрагимова Жанна Закировна