ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
ГБПОУ РД "ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ИМЕНИ РАСУЛА ГАМЗАТОВА"
Мы учим учить!
368220 Республика Дагестан, г. Буйнакск,
ул. Дж. Кумухского, дом 85
Приемная директора (87237) 2-11-17
Приемная комиссия +7-963-413-85-12
bpkgamzatov@mail.ru

ГБПОУ РД "ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ИМЕНИ РАСУЛА ГАМЗАТОВА"

Мы учим учить!
МЕНЮ

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

7ДР111

"Великий, первый, одаренный..."

09.09.2020

8 сентября в профессионально – педагогическом колледже им.Расула Гамзатова  прошла линейка, посвященная  97-летию знаменитого поэта Расула...

Сания

Помним и скорбим.

05.08.2020

2 августа 2020г. ушла из жизни наша коллега Махмудова Сания Ахмедовна, Ветеран педагогического труда, Отличник народного образования РД,...

WhatsApp Image 2020 07 14 at 20.04.04

Выпускники выразили благодарность

15.07.2020

Огромную благодарность от лица студентов 4 кп "А" хотелось бы выразить всем  замечательным преподавателям профессионально-педагогического ...

вручение липлома6

В ППК им. Р. Гамзатова прошло вручение дипломов выпускникам

04.07.2020

03 июля 2020 года в ППК им. Р. Гамзатова состоялась торжественная церемония вручения дипломов выпускникам колледжа очной и заочной форм обучения....

Цель: Показать новаторство драматургии А.П. Чеховав пьесе «Вишневый сад».

Ход урока:

Слово учителя. «Вишневый сад» - последнее свое произведение А.П. Чехов писал, превозмогая болезнь, стараясь не замечать изнуряющего кашля. Несмотря на предчувствие конца, писатель создал произведение, проникнутое глубоким оптимизмом, верой в то, что человечество идет к высшей правде. В прекрасных словах: «Вся Россия - наш сад» выражена мысль, близкая к идее рассказа «Крыжовник». Не о вишневом саде, не о собственном поместье нужно мечтать человеку, он должен думать о благе родины и стремиться сделать ей прекрасное.

Чехов начал драматургическую деятельность в пору упадка русского театра. Равнодушие к общественным идеалам, охватившее в связи с политической реакцией 80-90-х годов XIX в. значительную часть русского общества, отразилось на театральном репертуаре. Зритель зачастую искал в театральных спектаклях лишь острых положений, внешних эффектов, занимательности. А.П. Чехов не мог потакать ему.

Ни острого сюжета, ни сложной, запутанной интриги, ни необычных ситуаций - ничего этого в пьесах А.П. Чехова нет. В них изображаются не какие-нибудь исключительные события, а обычное, повседневное состояние человека.

Давайте побудем в роли исследователей и установим, в чем новаторский характер драматургии Чехова. По ходу работы составляйте план изложения материала. Итак, вспомним сюжет пьесы «Вишневый сад». Перед нами бедная событиями будничная жизнь. Раневская возвращается в свое имение. Встреча с близкими людьми, грустные и взволнованные разговоры за чашкой кофе, воспоминания о прошлом, планы на будущее, житейские заботы. А в то время, помимо воли героев, решается их судьба, судьба вишневого сада, разоряется родовое гнездо. Все буднично, привычно. Можно ли было создать эффективные, впечатляющие сцены?

Студент - Да, можно, например, жизнь Раневской в Париже, встреча с ярославской бабушкой, аукцион.

Все это проходит за сценой, но живет в сознании читателя, зрителя. А.П. Чехов стремится к изображению обыденности в жизни людей. Посмотрим, каков характер драматического конфликта у Чехова. Охарактеризуйте взаимоотношения Раневской с Лопахиным, Лопахина и Трофимова, т.е. людей, в отношениях которых можно было бы ожидать непримиримости, резких столкновений.

Студент - Лопахин благоговит перед Раневской («Хотелось бы только, чтобы вы мне верили по-прежнему, чтобы ваши удивительные, трогательные глаза глядели на меня, как прежде!»), дает ей взаймы, советует, как спасти имение («Хороший она человек, легкий, простой»).

Раневская расположена к Лопахину, не прочь выдать за него Варю. Трофимов уважает Лопахина («У тебя тонкие нежные пальцы, как у артиста, у тебя тонкая нежная душа... Все-таки я тебя люблю»). Лопахин предлагает Трофимову помощь.

А тем временем неумолимо приближается развязка - продажа имения вишневого сада - это лейтмотив пьесы:

•  действие - Вишневый сад продается за долги.

•  действие - 22 августа будет продаваться вишневый сад.

•  действие - вишневый сад продан. Приходите смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по деревьям.

•  действие - Вдали слышен стук топора.

Мы видим в пьесе конфликт не между действующими лицами, а между желаниями героев и реальностью. А какое место в пьесе занимает любовная интрига?

Студент - Небольшое. Не она движет сюжет. Главное - конфликт человека с жизнью. И это ощущают даже те, кто живет обеспеченно, целеустремленно (Лопахин «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь»).

Раскрывая идейное содержание произведения, Чехов заставляет

всматриваться в характеры, поведение людей, вслушиваться в их речи, понимать героев. Помогает этому психологический подтекст. (Студенты зачитывают примеры из текста. Приведенные отрывки подчеркивают паразитизм, бездумность, легкомыслие дворянства, в частности, беспомощность, никчемность Гаева).

Нельзя по-настоящему почувствовать «Грозу», «Бесприданнищу», если останешься безразличным к волжским пейзажам. Какую роль играет пейзаж в чеховской драме?

Студент - Лирическое отношение Чехова к родине и природе, боль за разрушение ее красоты составляют подводное течение пьесы (Варя: «Уже взошло солнце, не холодно... Какие чудесные деревья» Боже мой, воздух! Скворцы поют!», Любовь Андреевна «О, сад мой! Весь, весь белый! После темной ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, силы небесные не покинули тебя...»).

Какую роль выполняют ремарки, паузы?

Студент - Они передают переживания героев, движения их чувств. Ремарки врастают в ткань произведения (в первом действии их свыше ста). Паузы придают значительность только что сказанному, углубляя, обостряя восприятие, заставляя переоценить смысл сказанного, помогают угадать недосказанное, облегчают переход от одной темы к другой.

(Студенты приводят примеры).

Все вместе взятое подтекст, обилие ремарок, пауз, характер пейзажа -составляет психологизм комедии. Приведите примеры, которые подтвердили бы вывод, что для пьесы характерен лиризм.

(Студенты зачитывают цитаты)

Для раскрытия идейного содержания произведения важны слуховые эффекты, придающие символический смысл отдельным деталям и картинам. Найдите их в тексте.

Такая организация урока дает возможность активизировать студентов, обеспечить их серьезное отношение к чтению произведения, воспитывает умение анализировать его. У студентов появляется раскованность, они отрываются от учебника, учатся выделять главное из сказанного учителем и товарищами (запись выводов). Естественно, этот урок включается в систему ему подобных, ведь, если не учить приемам такой работы постоянно, успеха не будет.

© ППК им. Р. Гамзатова. Сайт создан 2008 г. Все права защищены.
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru