ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
ГБПОУ РД "ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ИМЕНИ РАСУЛА ГАМЗАТОВА"
Мы учим учить!
368220 Республика Дагестан, г. Буйнакск,
ул. Дж. Кумухского, дом 85
Приемная директора (87237) 2-11-17
Приемная комиссия +7-963-413-85-12
bpkgamzatov@mail.ru

ГБПОУ РД "ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ИМЕНИ РАСУЛА ГАМЗАТОВА"

Мы учим учить!
МЕНЮ

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

конкурсчтецов2

Конкурс чтецов по творчеству великого поэта Расула Гамзатова "Все для меня ты, поэзия, кроме покоя..."

25.09.2020

24 сентября 2020 года в «Профессионально-педагогическом колледже имени Расула Гамзатова» состоялся ежегодный конкурс чтецов стихотворений народного...

мероп.Беслан1

Беслан.Скорбим и помним.

21.09.2020

18 сентября в актовом зале колледжа прошло памятное мероприятие «Беслан. Скорбим и помним». Мероприятие было посвящено маленьким жителям Беслана,...

7ДР111

"Великий, первый, одаренный..."

09.09.2020

8 сентября в профессионально – педагогическом колледже им.Расула Гамзатова  прошла линейка, посвященная  97-летию знаменитого поэта Расула...

Сания

Помним и скорбим.

05.08.2020

2 августа 2020г. ушла из жизни наша коллега Махмудова Сания Ахмедовна, Ветеран педагогического труда, Отличник народного образования РД,...

Сценарий

литературного вечера, посвященного творчеству Расула Гамзатова.

Оборудование: портрет Р.Гамзатова, кадры соответствующие содержанию стихов

Эпиграф в форме инсценированной композиции по стихам Р.Гамзатова с национальными мотивами (народные промыслы Дагестана)

Открывается занавес. Звучит дагестанская мелодия

Чтение сопровождается действиями

С целым миром спорить я готов,

Я готов поклясться головою

В том, что есть глаза у всех цветов,

И они глядят на нас с тобою.

Смеемся или хмурим брови,

Для нас в любые времена

В раздумье , в поступке , в слове

Таинственность заключена

Когда коня седлает во дворе

В неблизкий путь собравшейся мужчина,

Его всегда встречает на заре

Горянка с полным до краев кувшином

Мать люльку качает в ауле,

А где-то под желтой луной

Свистят ненасытные пули ,

И вспять не вернуть ни одной

Но каждый своей параллелью

Мир чает: Придут времена,

Как женщина над колыбелью,

Склонится над ним тишина.

Мне кажется, порою что солдаты,

С кровавых не пришедшие полей,

НЕ в землю эту полегли когда то

А превратились в белых журавлей.

От слепой молвы бродячей

Нет у женщин талисмана,

Но клянусь душою зрячей:

НЕ найти в тебе изъяна.

Пусть любовь считает кто-то

Наваждением шайтана

Что ж? Тонка его работа ,

Если нет в тебе изъяна…

Подарки , дары, подношенья –

Идет ходуном голова .

Бесплатное к ним приложенье

Людских пожеланий слова

Кастрюля подарена Асе,

И сказано к месту вполне:

«Пускай не тоскует о мясе

Кастрюля на жарком огне!»

Есть в каждом ауле обычай,

И речка, своя и родник,

И даже особый отличный

От прочих селений язык.

Вот так и у девушки каждой ,

Что учится здесь, приглядись:

Свой день за плечами вчерашний ,

Судьба своя, чаянья , жизнь.

Звучит музыка

Голос из-за сцены (На экране кадры из жизни Р.Гамзатова)

Если в мире тысяча мужчин….

Если в мире тысяча мужчин

Снарядить тебе готова сватов,

Знай, что в этой тысяче мужчин

Нахожусь и я- Расул Гамзатов.

Если пленены тобой давно

Сто мужчин,

Чья кровь несется с гулом,

Разглядеть меж них не мудрено

Горца, нареченного Расулом

Если десять влюблены в тебя

Истинных мужей-

Огня не спрятав,

Среди них, ликуя и скорбя,

Нахожусь и я – Расул Гамзатов.

Если без ума всего один

От тебя, не склонная к посулам,

Знай, что с облачных вершин

Горец, именуемы й Расулом.

Если не влюблен в тебя никто

И грустней ты сумрачных закатов ,

Значит, на базальтовом плато

Погребен в горах Расул Гамзатов

Ведущий: Махмудова С.А. Наш педагогический колледж имеет честь носить имя Р.Гамзатова. Это ко многому обязывает, и мы традиционно каждый год проводим месячники, посвященные творчеству нашего великого земляка. Знать его поэзию - это значить учиться. Учиться любить Родину, Дагестан, его людей, обычаи, природу, историю…

Расул Гамзатов - не только поэт, он- Учитель. И каждый из нас должен помнить об этом. Творчество поэта обширно во всех отношениях, он создал замечательные произведения самых различных жанров: стихотворения, поэмы, сонеты, эпиграммы, послания, афористические надписи, философские эссе…

Столь же широка тематика его творчества. Расул Гамзатов воспел страну гор, ее обычаи, природу, людей, героическую историю .

Большое место в его стихах занимают стихи о матери, об отце и братьях.

Стихотворение об отце

( читает Салахутдинов М., студент 3сп «А» курса)

Шагая к людям собственной тропою,

Не замыкаясь в тесный круг семьи ,

Делил отец мой , родина, с тобою

И горести, и радости твои.

Казалось ,

Становился он моложе,

Когда взбирался на вершины гор.

Любил он море, но ему дороже моря

Был земной простор

Не потому ль , что хлеб родится в поле

И вьются тропы к холмикам могил,

Познавший цену радости и боли,

Твою, отчизна , землю он любил!

Еще он птиц любил под небесами,

И облака , и ливня великий гром

Я на тебя смотрю его глазами

И думаю о будущем твоим

Нет мой отец не мог с тобой расстаться

И у минут последних на краю

Он завещал мне все свое богатство

Любовь к тебе нетленную свою!

Ведущий: Судьба Расула Гамзатова - судьба его народа. Это он подчеркивает в стихах

Стихотворение «В дни цветения и в дни листопада ….

(Читает Ибнухаджарова А, ст. 4 «З» курса) )

В дни цветенья и в дни листопада

В мире, склонном к надеждам благим,

Мне отдельного счастья не надо,

Недоступного людям другим.

Мне не надо отдельного неба,

Чья заря подсветила росу,

Мне не надо отдельного хлеба

И отдельной охоты в лесу.

От других я ничем не отличный,

И не надо, коль слягу опять,

Мне отдельной палаты больничной

И лекарств, что другим не достать.

Там, где ходят стихи, как когда-то,

Наподобие чаш круговых,

Вы любите меня не предвзято,

Вы судите меня, как других.

И хочу, чтобы долю делили,

Как в бою мы, солдатам под стать.

Не в отдельной, а в братской могиле

Я готов после смерти лежать.

(Перевод Я. Козловского)

Ведущий: Р.Гамзатов глубоко переживал, если ему приходилось встречаться с негативными явлениями в нашей жизни . Он никогда не закрывал глаза и смело писал об многих отрицательных сторонах в жизни общества.

Стихотворение «Посредственность»

(Читает Салахудинова Б.ст. 4 «В» курса)

Посредственность

Я не люблю посредственность судьбы,

Хотя так много серости на свете .

Спешит склонить услужливые лбы

В ту сторону, откуда дует ветер.

Бывает спор меж небом и землей —

И гром, и град, и молний пантомима...

И меж друзьями может грянуть бой,

Лишь серость, как всегда, невозмутим.

Посредственных чиновников толпа,

Как век назад толкается у трона.

И катится, как под гору арба,

Поклон подобострастный за поклоном.

Посредственных поэтов череда

Спещит гуськом на творческую спевку,

И Муза, умирая от стыда,

Выходит на панель продажной девкой.

Заполонила серость все кругом,

И от нее не скрыться, как ни странно.

Захлопнешь дверь,

забьешь гвоздями дом —

Таращится она с телеэкрана.

Жужжит реклама, как веретено,

Назойлива, хотя всегда убога.

Она успешно выжила давно

С экранов наших Пушкина и Блока.

Посредственность без меры, без конца

Заполнила высокие трибуны,

И микрофоны, заглушив сердца,

Гремят сегодня громче горских бубнов.

Ведущий: Истинный патриот, Расул Гамзатов так воспел природу Дагестана , что о нашем крае услышал весь мир. Именно через призму великого творчества поэта в самых разных странах люди увидели Дагестан во всем его национальном и культурном многообразии. Любви к родному краю и его людям можно учиться на творчестве Р.Гамзатова

Песня «По горным дорогам»

исполняет Мусаева Аймесей, студентка 2 «Г» курса

Стихотворения:

а) «И люблю малиновый рассвет я…»

(читает студентка 4 «Б» курса Шамсудинова Б.)

И люблю малиновый рассвет я,

И люблю молитвенный закат,

И люблю медовый первоцвет я,

И люблю багровый листопад.

И люблю не дома, а на воле,

В чистом поле, на хмельной траве, Задремать и пролежать, доколе

Не склонится месяц к голове.

Без зурны могу и без чунгура

Наслаждаться музыкою я,

Иначе так часто ни к чему бы Приходить мне на берег ручья.

Я без крова обошелся б даже,

Мне не надо в жизни ничего.

Только б горы, скалы их и кряжи

Были возле сердца моего.

б) «Молитва» (на русском и английском языке) (читают сестры Зайнутдиновы, студентки 4 «Г» курса )

Молитва

Когда поднимешься к вершинам синим,

Где достают рукою небосвод,

Когда услышишь, как река в теснине

Который век все ту же песнь поет.

Когда увидишь: в небе кружит птица,

А по изгибам гор ползут стада,

Родной земле захочешь ты молиться,

Хоть не молился в жизни никогда.

Когда за далью моря корабельный

Увидишь ты, как солнце шар поблек,

И будто в лампе десятилинейной

Прикрутит вечер блеклый фитилек.

Когда увидишь: солнце в море тонет

И режет солнце пополам вода,

Ты склонишься в молитвенном поклоне,

Хоть ты и не молился никогда.

Увидишь, ты как пожилые люди,

Сидят свои седины теребя,

Как женщина ребенка кормит грудью,

И в сотый раз все потрясет тебя.

И все, что на земле, что в небе синем,

Захочешь ты постичь , и вот тогда

Застынешь, и молитва горлом хлынет,

Хоть ты молитв не слышал никогда!

Ведущий: Традиции, обычаи дагестанцев ярко и емко показаны поэтом.

Инсценировка стихотворения «Старые горцы»

(Магомедова Н. – студентка 4 «З» курса, группа мальчиков)

СТАРЫЕ ГОРЦЫ

Они в горах живут высоко,

С времен пророка ли, бог весть,

И выше всех вершин Востока

Считают собственную честь.

И никому не сбить их с толка,

Такая зоркость им дана,

Что на любого глянут только —

И уж видна его цена.

И перед боем горцам старым

От века ясно наперед,

Кто выстоит, подобно скалам,

Кто на колени упадет.

И ложь почувствуют тотчас же,

Из чьих бы уст она ни шла;

Какой бы хитрой, и тончайшей, И золоченой ни была.

Они горды не от гордыни,

И знаю: им секрет открыт,

О чем в обуглившейся сини

Звезда с звездою говорит.

Они горды не от гордыни.

Путь уступая их коню,

Я, в гору еду ли, с горы ли,

Пред ними голову клоню.

Ведущий: В творчестве Р.Гамзатова выделяется редкий жанр надписей:

Это своего рода поэтическое открытие автора, так как аналогов в мировой поэзии мало. Афористичные, философские, юмористические надписи на дверях и воротах, на могильных камнях, на часах, на кинжалах и светильниках, на кубачинских, балхарских, унцукульских изделиях, на книгах и колыбелях, на седлах, на пандуре отличаются дагестанским национальным колоритом и тонко показывают традиции нашего народа. Это поистине миниатюрная энциклопедия Дагестана.

(Надписи , читает Магомедова А., студентка 2 «Б» курса )

Надписи на воротах

« Входи, прохожий, отворяй ворота.

Я не спрошу откуда, чей ты, кто ты?»

«Стучите ночью и средь бела дня:

Стук гостя – это песня для меня»

«Ни в ранний час, ни в поздний час

В дверь не стучать , друзья,

И сердце отперто для вас

И дверь моя»

Надписи на придорожных камнях:

«Чтоб владеть кинжалом, помни, друг

Голова куда нужнее рук»

«Для дружеской руки -

Вот рукоять моя.

Для вражеской груди –

Сталь острия!»

Надписи на винных рогах:

«Порой не знает даже бог

Того, что слышал винный рог»

Надписи на очагах и каминах:

«Куда бы ни был брошен судьбой,

Его тепло ты унесешь с собой»

«Тепло родного очага теплей,

Чем просто жар горящих в нем углей»

Надписи на скалах:

«Любовь джигита, мужество орла

Не спрашивают высока ль скала»

Надписи на книгах:

«Страница здесь похожа на окно:

Открывшему увидеть мир дано

«Книга – зеркало для мудреца,

В ней видны черты его лица»

«И верный друг и гость случайный,

Она тебя поднимет ввысь,

Мир озарит, откроет тайны,-

Ты только слушать согласись»

Надписи на знаменах:

«Мужчина, будь достоин

В руке его держать

Ведь если сабля-воин,

То знамя – это рать»

«Падут джигиты на полях,

А знамя не падет:

Его древко в своих руках

Сжимает весь народ» .

«В Ахвахе» (инсценировка» Исполняют Ибнухаджарова А., студентка

4 «З» курса , Чупалаев Ш. 4 «Е» , Салахутдинов М. 3 спец.

Абдуллаев М., 4 «Ж»

В АХВАХЕ

Другу Мусе Магомедову

Чтоб сердце билось учащенно,

Давай отправимся в Ахвах,

Узнаем, молоды ль еще мы

Иль отгуляли в женихах?

Тряхнем - ка юностью в Ахвахе

И вновь, как там заведено, Свои забросим мы папахи

К одной из девушек в окно.

И станет сразу нам понятно,

В кого девчонка влюблена:

Чья шапка вылетит обратно,

К тому девчонка холодна.

...Я вспоминаю месяц тонкий,

Поры весенней вечера

И о любви лихие толки,

Все это было не вчера.

В тот давний год подростком ставший, Не сверстников в ауле я,

А тех, кто был немного старше, Старался залучить в друзья.

Не потому ли очутился С парнями во дворе одном,

Где раньше срока отличился,

И не раскаиваюсь в том.

Листва шуршала, словно пена,

Светила тонкая луна,

Мы долго слушали, как пела

Горянка, сидя у окна.

Про солнце пела, и про звезды,

И про того, кто сердцу мил.

Пусть он спешит, пока не поздно,

Пока другой не полюбил.

Что стала трепетнее птахи

Моя душа — не мудрено,

А парни скинули папахи

И стали целиться в окно.

Здесь не нужна была сноровка,

Я. словно жребий: да иль нет,—

Как равный кепку бросил ловко За их папахами вослед.

Казалось, не дышал я вовсе,

Когда папахи по одной,

Как будто из закута овцы,

Выскакивали под луной.

И кепка с козырьком, похожим

На перебитое крыло,

Когда упала наземь тоже,

Я понял — мне не повезло.

А девушка из состраданья

Сказала:

«Мальчик, погоди.

Пришел ты рано на свиданье,

Попозже, милый, приходи».

Дрожа от горя, как от страха,

Ушел я — раненый юнец.

А кто-то за своей папахой

В окно распахнутое лез.

Промчались годы, словно воды,

Не раз листвы кружили прах.

Как через горы, через годы

Приехал снова я в Ахвах.

Невесты горские...

Я пал ли

На поле времени для них?

Со мной другие парни были,

И я был старше остальных.

Все как тогда: и песня та же,

И шелест листьев в тишине.

И вижу,

показалось даже,

Я ту же девушку в окне.

Когда пошли папахи в дело,

О счастье девушку моля,

В окно раскрытое влетела

И шляпа модная моя.

Тема матери.

Ведущий: Мать-вечная тема поэзии. Невозможно даже представить, сколько прекрасных слов сказано об этом.

Но Р.Гамзатов нашел новые, необыкновенные слова. Он не побоялся в выборе темы повторяться. И оказалось, что его гимн матери зазвучал в общем резонансе мировой лирики.

Кадры из видеофильма : Мать, семья, Р.Гамзатов с дочерьми и женой.

В мире, который становится неизбежно все более рационалистическим, человек невольно начинает стесняться своих чувств, глубочайшего, безоглядного их выражения. Может быть мы стесняемся показаться наивными или сентиментальными? Р.Гамзатов не стесняется признаться в любви к матери, к женщине, к жизни. И мы благодарны ему за это!

Стихотворение «Мать» на кумыкском языке

(читает студентка 3 «Б» курса Хасанханова Эльмира)

Песня о матери (Поет Омаров Г.А., преподаватель музыки)

Стихотворение «Мать» на аварском языке

(читает студентка 4 «В» курса Салахудинова Б.)

Ведущий: Вечная тема литературы - любовь. Р.Гамзатов был счастлив в любви . Очень много прекрасных строк посвящено им жене Патимат.

Малоизвестные страницы любви открыла в поэзии Р.Гамзатова преподаватель русского языка и литературы Абдулатипова Нина Владимировна.

«Рассказ о Шахри»

стихотворение

«Аттестат любви»

О том, как писалась это поэма .

Это было в 1953 году. Из задуманного Р.Гамзатов осуществил только пятую часть , решив остальное дописать позже, он уехал по срочным делам. Но приступить к поэме не позволили новые стихи . Поэт вручил читателям главы из этой поэмы как свидетельство юной и пылкой любви . Р.Гамзатов признается , что тогда у него не хватило духу поведать о своей любви до конца. «Если сумею, то расскажу. Если не сумею, другие расскажут, как знать…Вот этим другим и дарю я начало своей незавершенной поэмы. И только две просьбы есть у меня к ним: больного всегда навещайте вовремя, ибо потом не посетите его никогда. Начатую поэму не прерывайте на середине, ибо она так и останется недописанной»

Поэт увидел Шахри в Цада , на базаре , он очарован был ее красотой и красивыми песнями. Но чудное мгновение длилось недолго: Шахри с мамой Кусум ушли в Ахвах, где они жили. Расул не знал , какой найти предлог , чтобы увидеть любимую .

Но он вспомнил, что в Ахвахе живет его однокурсник из педучилища Омар. Расул пешком прошел 40 км. тернистого пути . Встреча состоялась . А что произошло дальше, вы узнаете, прочитав поэму «Аттестат любви»

Шахри, Шахри…

Опять перед глазами …

Что ей сказать? В груди горит огонь.

Когда то я не выдержал экзамен,

Споткнувшись на дороге, будто конь.

Шахри, Шахри – таинственное имя,

Арабских сказок тонкий аромат …

На свете не найти его любимей,

Как дорог мне насмешливый твой взгляд.

Прощай, Шахри…

Я завтра уезжаю

Дождь кончится и ясный день взойдет

Прощай , Ахвах…

Моя тоска растает,

Как будто снег под мартовским дождем

Прости, Шахри…

Ахвахская орлица,

Как ты парила в танце , трепеща…

Он по ночам мне долго будет сниться!

Будь счастлива навеки

И прощай!

Ведущий: Расул Гамзатов умел дружить, умел ценить друзей, дорожить ими. Широко известны стихи и песня «Берегите друзей»

Грустью наполнено стихотворение , посвященное памяти друга

Стихотворение «Слезинка» (читает студентка Госенханова П.

ст. 4 «Б» курса )

Ты ли, слезинка, поможешь мне в горе?

Ты ли блеснешь и рассеешь беду?

Горца, меня, для чего ты позоришь,

Что ты блестишь у людей на виду?

Тот, чьи глаза мы сегодня закрыли,

Видел и горе, и холод, и зной,

Но никогда его очи в бессилье

Не застилало твоей пеленой.

Тихо в ответ мне шепнула слезинка:

«Если стыдишься, себя ты не мучь.

Людям скажи, что блеснула дождинка,

Малая капля, упавшая с туч».

Тема войны

1. Лейла Кадиева и Мадина Кудаева студенты 2 «Д» курса

песня «Журавли»

(1ый куплет, без музыки)

2. История «Журавлей»

Ведущий: Это стихотворение Р.Гамзатовым написан в 1965г. в г.Хиросиме (в Японии).

Расул Гамзатов пишет, что увидел в Хиросиме проекты памятника простой японской девочки с журавликом в руках . Узнав ее историю он испытал глубокое волнение которое вылилось, потом в стихи.

Девочка лежала в госпитале и в надежде на выздоровлении она должна была вырезать из бумаги 1000 белых журавликов , но не успела, скончалась.

Однажды у памятника девочки с журавликом он увидел впечатляющее зрелище: 1000 женщин в трауре.

Случилось так, что когда Р.стоял в толпе человеческого горя в небе вдруг появились настоящие журавли, говорили, что они прилетели из Сибири. Журавли из нашей Родины в Японском небе. В этот день Расул получил телеграмму из дома, о смерти матери. Ему пришлось немедленно вылететь домой. По дороге домой он думал о матери, о журавлях, о девочке с журавликом, о миллионах не вернувшихся с войны.

Р.Гамзатов говорил: «Раньше мне не приходилось писать о журавлях, хотя еще в детстве с плоской крыши своей сакли, я следил за их полетом. Но моими любимыми птицами были орлы и голуби. О них я писал без устали. Но в этот раз меня позвали журавли. Друг Расула Н.Гребнев перевел это стихотворение на русский язык .

Случилось так, что однажды известный певец Марк Бернес позвонил Р.Гамзатову из Москвы в Махачкалу. И спели песню Журавли.

«Я растерялся и не мог в ответ ничего сказать.

Бернес спросил меня: «Расул, ты не будешь против, если я слово «джигиты» заменю словом «солдаты»?

Мне казалось, что слово «джигиты» придает стихотворению национальную окраску. Но услышав песню, понял, сто слово «солдаты» вносит в нее новый смысл, делает ее не столько дагестанской, сколько общечеловеческой.

3. Стихотворение «Журавли»

Ведущий: Расул стал для Дагестана знамением свыше, вестником новой эпохи, созданной самим Расулом, но пережившей поэта и не закончившейся после его смерти. Поэзия Гамзатова будет жить, пока жив Дагестан. Он пророчески написал об этом в стихотворении « Я памятник воздвиг себя из песен». Тема эта не нова в поэзии. Первым было стихотворение древнеримского поэта Горация, в русской поэзии вольный перевод его сделал Державин. Всем известен «Памятник» Пушкина. Р.Гамзатов продолжил эту традицию, но внес в стихотворение национальный колорит, отразил в нем черты времени.

Стихотворение «Я памятник себе воздвиг из песен..»

(читает студентка 3 «А» курса Каниева Равия)

Памятник

Я памятник себе воздвиг из песен

-Он не высок, тот камень на плато,

Но если горный край мой не исчезнет,

То не разрушит памятник никто.

Ни ветер, что в горах по-волчьи воет,

Ни дождь, ни нег, ни августовский зной.

При жизни горы были мне судьбою,

Когда умру, я стану их судьбой.

Поддерживать огонь мой не устанут,

И в честь мою еще немало лет

Младенцев нарекать горянки станут

В надежде, что появится поэт.

И мое имя, как речную гальку,

Не отшлифует времени поток.

И со стихов моих не снимут кальку,

Ведь тайна их останется меж строк.

Когда уйду от вас дорогой дальней

В тот край, откуда возвращенья нет,

То журавли, летящие печально,

Напоминать вам будут обо мне.

Я разным был, как время было разным

-Как угол - острым, гладким - как овал...

И все же никогда холодный разум

Огня души моей не затмевал.

Однажды мной зажженная лампада

Еще согреет сердце не одно,

И только упрекать меня не надо

В том, что мне было свыше не дано.

Я в жизни не геройствовал лукаво,

Но с подлостью я честно воевал

И горской лирой мировую славу

Аулу неизвестному снискал.

Пусть гордый финн не вспомнит мое имя,

Не упомянет пусть меня калмык.

Но горцы будут с песнями моими

Веками жить, храня родной язык.

На карте, что поэзией зовется,

Мой остров не исчезнет в грозной мгле.

И будут петь меня, пока поется

Хоть одному аварцу на земле

Ведущий:

Он воспевал героев своего времени, возвращал из небытия героев прошедших веков и доказывал , что можно жить в этом мире так, чтобы не было стыдно за свои дела и поступки. Гамзатов своим жизненным примером показал всем , как много может достичь один человек, орудия которого – поэтическое слово.

3 ноября 2003 года поэт занял место в журавлином клине бессмертия. Восемь десятилетий своей жизни на земле он сумел использовать сполна. Он создал столько великих творений , что современникам потомкам нужны еще долгие годы, чтобы осмыслить и оценить это бесценное наследие.

В зале и на сцене гаснет свет. Горит свеча.

Ведущий Махмудова С.А. , преподаватель русского языка и литературы читает стихотворение «Завещание»

Ночей и дней все нарастает бег,

В Путь Млечный перейдет тропа земная.

Что завещать мне людям, белый снег,

Что завещать им, лошадь вороная?

Что в дар оставить: к милости призыв?

Иль зов к отмщенью, кровника достойный ,

Чтоб говорили: видел сны покойный,

Под голову оружие положив?

Мы негодуем, мучаемся , любим,

Я сам себе и раб и государь,

И, уходя, что мне оставить людям,

Связуя воедино новь и старь?

Родов ли зависть, схожую с проклятьем

Вражду племен, коварство ли владык,

Что должен я в наследство передать им,

Покуда мой не онемел язык?

И, проникавший в роковые страсти,

Настанет час, я упаду с седла ,

Где нет числа канатоходцам власти,

Канат высок, но низменны дела

Горит светильник, что зажжен когда-то

Моим отцом вблизи ночных отар

И вместе со стихами – сын Гамзата

Его я горцам оставляю в дар.

Ведущий: Слово предоставляется директору колледжа Омарову Б.О.

© ППК им. Р. Гамзатова. Сайт создан 2008 г. Все права защищены.
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru