ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
ГБПОУ РД "ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ИМЕНИ РАСУЛА ГАМЗАТОВА"
Мы учим учить!
368220 Республика Дагестан, г. Буйнакск,
ул. Дж. Кумухского, дом 85
Приемная директора (87237) 2-11-17
Приемная комиссия +7-963-413-85-12
bpkgamzatov@mail.ru

ГБПОУ РД "ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ИМЕНИ РАСУЛА ГАМЗАТОВА"

Мы учим учить!
МЕНЮ

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

конкурсчтецов2

Конкурс чтецов по творчеству великого поэта Расула Гамзатова "Все для меня ты, поэзия, кроме покоя..."

25.09.2020

24 сентября 2020 года в «Профессионально-педагогическом колледже имени Расула Гамзатова» состоялся ежегодный конкурс чтецов стихотворений народного...

мероп.Беслан1

Беслан.Скорбим и помним.

21.09.2020

18 сентября в актовом зале колледжа прошло памятное мероприятие «Беслан. Скорбим и помним». Мероприятие было посвящено маленьким жителям Беслана,...

7ДР111

"Великий, первый, одаренный..."

09.09.2020

8 сентября в профессионально – педагогическом колледже им.Расула Гамзатова  прошла линейка, посвященная  97-летию знаменитого поэта Расула...

Сания

Помним и скорбим.

05.08.2020

2 августа 2020г. ушла из жизни наша коллега Махмудова Сания Ахмедовна, Ветеран педагогического труда, Отличник народного образования РД,...


Магомедова С.Г., Хузайматова Д.К.
Цель: Воспитать в студентах правильное понятие о чести, совести, намусе,
воспитать уважение к старшим, своим родителям.
Научить студентов ценить свою (дагестанскую) культуру, традиции, обычаи.

Форма проведения: дискуссия

Оборудование: телевизор, магнитофон,DVD, диск с записью интервью и сюжетом из детского дома г.Буйнакска, жёлтые и синие карточки, листы с правилами ведения дискуссии/


На фоне даг. мелодии и титров с изображением гор, рек, сёл Дагестана звучит стихотворение Фазу Алиевой «Законы гор». 
( читают 3
студентки )

I
В горах моих родных
Не писаны законы,
Во все века
Никто их не писал,
Никто из них томов
Не составлял –
Натуры горцев
К этому не склонны,
Но если в очаге
У одного лишь горца
Еще хранится искорка огня,
Она из ночи в ночь,
День изо дня
Из очага в очаг передается.
И если в сундуке
У одного лишь горца
Еще хранится горсточка муки,
Ее на все хватает очаги,
И в каждом доме свежий хлеб печется.
И если юношу
В дорогу провожают,
На проводы выходит
Весь аул,
А если кто в ауле захворает,
Покоя не находит весь аул.
II
Не станут никогда
В одном конце аула
Справлять рожденье,
Свадьбу затевать,
Когда умершего оплакивает мать
И вся родня в другом конце аула;
И если свадьба у кого-нибудь из горцев,
Увидишь дым лишь из одной трубы:
Аул, дневные завершив труды,
У жениха,
В его дому сойдется,
И ни в одном окне
Ты не увидишь света,
Когда родной аул кого-нибудь,
Скорбя, в последний провожает путь,-
Ведь нету горя
Большего, чем это.
И если совершит
Джигит поступок грязный,
То весь аул тогда судья ему
И если стать героем одному
Удастся, у всего аула праздник.
Не за столом тут друга выбирают,
А в час, когда заявится беда.
В почтительном молчании всегда
Здесь молодые старикам внимают
III
Мне не оставили,
Томов в наследство предки,
В которых бы прочла законы гор,
Но лишь о них заходит разговор,
Я вижу вас,
Соседи и соседки,
Я вижу жар из очага-
Из руки в руки,
И вижу, как идет мука-
Из рук и в руки,
И с хмелем свадебный сосуд-
Из рук и в руки,
И как умершего несут –
Соседей руки.
Душа у горца - меч,
Когда враги придут.
Когда друзья придут
Душа его – ковер,
Вот каковы законы наших гор,
Они не в книгах,
А в самой природе.
Законы гор, не включены в тома,
Их каждый раз диктует кровь сама.

Хузайматова Д.К.: Дагестан – своеобразный и уникальный в цивилизационном отношении регион, где на протяжении многих веков вырабатывались вои духовные ценности, формировалась своя система воспитания подрастающего поколения. Эта система, основанная на традициях и адатах, существующая тысячелетия, выступает средоточием духовной жизни Дагестана; здесь раскрываются особенности нашего общества, его характер, нравы, психология.
Магомедова С.Г.: Каждая цивилизация вырабатывает свой идеал человека и требует, чтобы на него ориентировалось воспитание растущей личности.
И сегодня мы собрались обсудить к каким идеалам стремится сегодняшняя молодежь, какие у нее ценности, как она чтит заветы предков и чтит ли вообще?
Хузайматова Д.К.: Хотелось бы сказать, что наш классный час сегодня пройдет в несколько необычной форме – в форме дискуссии. Дискуссия – это коллективное обсуждение спорного вопроса, проходящее в борьбе мнений с целью поиска его оптимального решения. Это ни в коем случае не базар, и не спор. Мы хотели бы ознакомить вас с правилами ведения дискуссии, которых вы должны придерживаться.
1. Я критикую идеи, а не людей
2. Моя цель не в том чтобы «победить», а в том, чтобы прийти к наилучшему решению
3. Я выслушиваю соображения каждого, даже если с ним не согласен.
4. Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему.
5. Я изменяю свою точку зрения, когда факты дают для этого основания.

Магомедова С.Г.: На наш классный час сегодня мы пригласили уважаемых гостей. Это преподаватели нашего колледжа: Микаил Магомедович Дугричилов, Антонина Романовна Подгорная, Румилият Абуталибовна, Закарьяева Раисат Идрисовна, а также гости из разных городов Дагестана. Мне хотелось бы, чтобы вы поприветствовали их и отмечу, что они тоже примут участие в дискуссии.
Хузайматова Д.К.: Сегодня мы поговорим о трех аспектах нравственности человека: это уважение старшим, взаимоотношения между молодыми людьми и проблема отношения современной молодежи к древним обычаям и традициям.
Мне хотелось бы, чтобы вы сейчас проголосовали. Поднимите, пожалуйста, желтую карточку те, кто считает, что проблема в отношении к старшим у нас в Дагестане существует сегодня, а те, кто считают, что такой проблемы нет, поднимите синюю карточку. (Подсчет). Спасибо.
Магомедова С.Г.: А для начала мы предлагаем посмотреть небольшой сюжет.

<Видеосюжет - интервью>

Вы прослушали мнение нескольких людей и хотелось бы узнать у вас – почему в Дагестане – республике с такими богатыми обычаями, с понятиями о чести, совести, намусе, которые передавались из поколения в поколение, о нынешней молодежи складывается больше негативное мнение, нежели положительное? Действительно ли это так, как они говорят?
Или, может быть, упрекая молодежь всем скопом, за какие – то мелочи, говоря, что они живут «не так», мы порой забываем, что они – это мы - только моложе. Как вы думаете, справедливо ли они упрекают молодежь?

<ответы студентов>

Студентка: Молодежь действительно стала забывать свои традиции, она во многом стала ориентироваться на С.М.И. И даже когда старшие им что – то советуют, они только машут руками и считают, что взрослые их не понимают. Многие молодые люди в поисках развлечений и собственной наживы даже забывают, что у них есть мать и отец, и что о них нужно заботиться, пока они живы.
Хузайматова Д.К.: Вот тут, пожалуй, остановимся на мгновение. Действительно, отношение к старшим, что особенно поразительно для Дагестана в наше время изменилось.
Путешественник XIX века И.Ф. Ган с восхищением писал: «В наш век, когда в культурных странах молодые люди так мало уважают старших, весьма приятно видеть у этих «дикарей» с каким почетом молодежь относится к родителям и старшим вообще. Воля родителей для детей – священный закон».
Однако, сегодня мы с сожалением хотим заметить, что это далеко не всегда так. Один из ярких примеров этого – Дом престарелых в городе Махачкале, где с каждым годом число стариков не уменьшается, а только увеличивается. Я хотела бы прочитать вам небольшое письмо:
« Дорогая мамочка, родная, любимая. Прости, прости свою бессовестную дочь. Я опять не имею возможности к тебе приехать. Но, звоню, беспокоюсь. И вот врач сказал, что у тебя все хорошо! Ты же меня поймешь, жизнь наступает на пятки! Тяжело - вокруг много зла. Вижу тебя во сне, вспоминаю наши трудные и прекрасные деньки. Милая моя, прости! Жизнь меня не радует! А за тебя я спокойна! Государство не бросит. Что тебе еще надо? Тепло, уют, накормлена, напоена. Все хорошо. За меня не беспокойся, станет хуже, приеду, навещу. Целую, дорогая, прости»
Магомедова С.Г.: Как вы относитесь к дочери, отдавшей свою мать в Дом престарелых?
Хузайматова Д.К.: Имела ли она право так поступать? Можно ли ее понять?
Магомедова С.Г.: Как вы думаете, почему жизнь ее не радует?
Хузайматова Д.К.: А каково вообще отношение к старшим в Дагестане?
Магомедова С.Г.: А вы часто пропускаете мнение родителей мимо ушей?
Хузайматова Д.К.: Все вы знаете произведение Р.Гамзатова «Горянка». Помните, главная героиня Асият, не послушав родителей, бросила жениха, которого они ей выбрали, уехала учиться и вышла замуж за того, за кого хотела? Правильно ли она поступила?
Магомедова С.Г.: За, что мы должны уважать старость?
Хузайматова Д.К.: Старость, конечно, нужно уважать и прислушиваться к мнению старших. В Дагестане даже была пословица: Коль старика с тобою рядом нет, ты хоть со старым пнем держи совет.
Студентка: Я вспомнила одно стихотворение о стариках и хотела бы прочитать:
Для весенних цветущих ветвей
Корни более, чем родня…
Берегите старых людей
От обид, холодов, огня…
За спиной у них гул атак,
Годы тяжких трудов и битв…
Но у старости ломок шаг
И неровен дыханья ритм
Но у старости силы не те,
Дней прожитых мал запас.
Берегите старых людей,
Без которых не было б вас.
Магомедова С.Г.: Мы хотели бы рассказать вам о двух случаях, приключившихся на самом деле.
Представьте себе очередь в магазине за продуктами. Нарядно одетый молодой человек подходит к впереди стоящей девушке и просит ему купить то-то и то-то. Девушка, ничего не говоря, покупает и ему и себе продукты и они вместе уходят. «Какой красивый молодой человек»,- говорит старушка, стоящая в очереди.
Кто-то начинает возмущаться: «Да о чём вы говорите?!» «Если бы и его поступки были столь же красивы, как и он »,- продолжила старушка.
Хузайматова Д.К.: Представьте себе очередь в кассу за билетами. К очереди подходит старая женщина и просит пропустить её, так как она очень спешит.
Очередь начинает возмущаться, объясняя, что все спешат. «Я – ветеран войны »,- говорит она, не находя других аргументов. «Покажите удостоверение»,- усмехается кто-то. Старушка начинает рыться в сумках, вещи рассыпаются, она со слезами на глазах снова их запихивает в сумки. Вдруг из очереди выходит мужчина средних лет, совершенно седой. Он подходит к старушке и спрашивает, куда ей нужен билет. Она отвечает. Он подходит к кассе, показывает удостоверение воина-афганца, покупает билет, отдаёт старушке, а сам становится на своё место в очереди.
Мы оставим эти ситуации без комментариев. Выводы делать вам. Только отметим, что уважением к старшим измеряется достоинство человека. Надеемся, что эта традиция не канет в лету.

Магомедова С.Г.: У Дагестана огромное количество красивых традиций, которые воспитывают человечность, совесть. Это и обычай гостеприимства, и обычай добрососедства, и обычай взаимопомощи и традиции человечности. Правило горцев: продай поле, дом, потеряй все имущество, но не продавай и не теряй в себе человека.

СЦЕНКА «ПЕРЕД ВАМИ ДВЕ ДОРОГИ ВЫБИРАЙТЕ…»

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, в глазах стояли слезы.
- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.
- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав ее руку.
-Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.
- А нам-то что? Он сам виноват.
- Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.
- Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?
- Я все равно подойду. – Девушка вырвала руку.
- Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со «всякими». Пойдем отсюда, - он пытается увести ее.
- Знаешь, что я…. Да как ты можешь? Ему же больно! Больно, ты понимаешь? Нет. Ты не понимаешь!
Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно отдернула руку.
- Что с вами? – спросила она мужчину. – Что с вашей ногой.
- Я сломал ее…кровь у меня. Я не знаю что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда, мне очень больно.
- Сейчас. Сейчас. Позвольте, я осмотрю. Потерпите, нужно вызвать «скорую».
- Спасибо леди. Спасибо…
- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, - у тебя нет «мобильника»?
Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда… Она поднялась, приблизилась к парню: - Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.
- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.
Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь.
- У вас открытый перелом, - проговорила она. – Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро пошла к телефонному автомату.
- Девушка! – окликнул ее мужчина – Спасибо вам! Вы обязательно найдете свое счастье. Девушка обернулась и улыбнулась.

Хузайматова Д.К.: Впечатляющий эпизод, не правда ли?
Еще более впечатляющий эпизод я прочитала в газете «Комсомольская правда».
«В выходной день мы гуляли с любимым человеком. Из-за поворота выскочила машина, водитель которой был пьян и не справился с управлением. Машина сбила Магомеда и уехала. Он был весь в крови. Мне было страшно, хотела помочь, но было уже поздно. Стала стучатся во все дома, но никто не открыл. Голосовала. Наконец, один водитель остановил, но увидя, что Магомед в крови сказал: «Машина не моя, а чехлы новые!» С этими словами он уехал. Магомед умер. Ему нужна была помощь, а скорая приехала слишком поздно.»
Магомедова С.Г.: Хотелось бы спросить, куда же подевались понятия о чести, достоинстве? Почему так происходит в нашей жизни? Кто виноват? Что делать? Мир поменялся или мы поменялись?
Хузайматова Д.К.: Зигмунд Фрейд считал, что человека от животного отличает совесть. Что такое совесть по вашему?
Магомедова С.Г.: Какие 3 важных качества вы выделили бы наиболее важных для человека?
Хузайматова Д.К.: Каких качеств не хватает молодежи сегодня?
Магомедова С.Г.: Как вы думаете религиозный человек и нравственный человек – это одно и тоже?
Хузайматова Д.К.: Можно ли воспитать в человеке чувство человечности, совести? Кто считает, что да, поднимите желтые карточки, кто нет – синие.
Магомедова С.Г.: А каким образом можно воспитать чувство совести?
Хузайматова Д.К.: Если бы вас попросили нарисовать совесть, как бы вы ее изобразили?
Магомедова С.Г.: Как пробудить совесть в бессовестном человеке?
Хузайматова Д.К.: Как реагирует среда, окружение, если человек поступает бессовестно?
Магомедова С.Г.: Мы живем в эпоху коренной ломки вековых ценностных ориентаций. Каждый человек придает различную значимость ценности? Существуют ли вечные, универсальные ценности?
Хузайматова Д.К.: Относится ли к ним чувство патриотизма?
Магомедова С.Г.: Что такое чувство чести и достоинства? От кого же зависит успех в решении проблем воспитания?
Хузайматова Д.К.: Авторитет учителя может стать примером правильного поведения?
Магомедова С.Г.: Давайте на этом остановим нашу дискуссию и посмотрим небольшой сюжет.

<Сюжет о детском доме>

Магомедова С.Г.: Какие эмоции он у вас вызвал?
Хузайматова Д.К.: Почему так происходит, что с каждым годом число брошенных детей растет, хотя в Дагестане была великолепная традиция усыновления, когда сироты усыновлялись близкими родственниками, кунаками семьи, бездетными семьями, т.е. в джамаате не должно было быть ничейных детей?

Магомедова С.Г.: Есть ли разница в отношении мужчины к женщине в прошлом и сегодня?
Хузайматова Д.К.:С чем это связано?
Магомедова С.Г.: Это может иметь какие - то последствия в дальнейшем?
Хузайматова Д.К.: Как вы думаете, количество разводов в республике в последнее время увеличивается в связи с этим?

Студентка: В последнее время бичом для молодежи стал СПИД. Я думаю, это как раз последствия безнравственного поведения молодежи. Если бы они следовали мудрым заповедям предков о целомудренной и высоконравственной жизни, то им нечего было бы бояться. Самый лучший иммунитет – это морально чистый образ жизни.

Магомедова С.Г.: Вот, сегодня мы поговорили о некоторых проблемах современного Дагестана.
И какой же напрашивается вывод?
Хузайматова Д.К.: Все- таки умными людьми были наши предки. Чтобы люди стали человечнее наши деды, отцы приняли обычаи, традиции, ритуалы и символы человечности. Они создали народные кодексы: морали, нравственности, чести и совести, который отражены в многочисленных пословицах и народных мудростях, которые таят в себе житейские наставления: быть честным, трудолюбивым, милосердным, любить свой дом, аул, край.
Н-р: В семье порядок и в селе порядок
Магомедова С.Г.: Доброе имя лучше сокровищ
Сделал добро- забудь, получил добро-помни.
Сильный одного поборет, умный – тысячу.
Хузайматова Д.К.: Дерево держится корнями, а человек тухумом.
Добро добром отплатишь – молодец, на зло добром ответишь – ты мудрец.
Магомедова С.Г.: Лучше мужчине самому умереть, чем его слову.
Мать выше папахи.
Проблема формирования национального у значительного количества людей, оказывается нерешенной. Очень важно слушать музыку своего народа, читать книги своих писателей, слушать своих композиторов. Огромное влияние на уровень нравственности оказывают старинные народные песни о тех, кто проявлял героизм, мужество, порядочность. К сожалению, многие не владеют даже национальным языком.
Хузайматова Д.К.: Р.Гамзатов в книге «Мой Дагестан» писал: «Времена меняются и жизнь тоже. Изменились не только головные уборы, но и мысли под шапками у молодых людей. Но каждый человек смолоду должен понимать, что он пришел на землю, чтобы стать представителем своего народа. Человеку дают имя, папаху, человека с колыбели учат родным песням. В какие бы края не забросила судьба, я везде чувствую себя представителем той земли, тех гор, того аула, где я научился седлать коня»
Магомедова С.Г.: Надеемся, что классный час не пройдёт для вас даром, и принципы человечности, о которых мы говорили, вы постараетесь воплощать в жизни. А теперь, попросим наших уважаемых гостей выразить свои пожелания.
© ППК им. Р. Гамзатова. Сайт создан 2008 г. Все права защищены.
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru