ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц ЦНАСТРОЙКИ:
ГБПОУ РД "ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ИМЕНИ РАСУЛА ГАМЗАТОВА"
Мы учим учить!
368220 Республика Дагестан, г. Буйнакск,
ул. Дж. Кумухского, дом 85
Приемная директора (87237) 2-11-17
8-928-834-96-27
bpkgamzatov@mail.ru

ГБПОУ РД "ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ИМЕНИ РАСУЛА ГАМЗАТОВА"

Мы учим учить!
МЕНЮ

Д. Хузайматова, преподаватель литературы БПК

Доклад на тему: «Применение наглядности на уроках литературы

при изучении теоретико-литературных понятий»

Принцип наглядности - это один из самых известных интуитивно понятных принципов обучения, который применяется с древнейших времен. В его основе лежит несколько научных закономерностей. Во-первых, у подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения. А во- вторых, информация, поступающая в мозг из органов зрения, не требует перекодирования, она запечатлевается в памяти учащегося  легко, быстро и прочно.

Средства наглядности разнообразны: это предметы и явления окружающей действительности, действия учителя и учеников, изображения реальных предметов и явлений (рисунки, картины), символические изображения (карты, таблицы, схемы) и т.д.

Педагогическая наука на нынешнем этапе её развития выделяет три больших наглядных метода: метод демонстрации, метод иллюстрации, видеометод. В литературе чаще всего применяется метод иллюстрации.

Иллюстрация предполагает показ и восприятие предметов, процессов и явлений в символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фотографий, рисунков, схем, репродукций. Для обеспечения качественной иллюстрации  используется иногда экран, технические средства.

Хотя литература по существу своему является наглядным изображением действительности, но бывает немало случаев, когда  в преподавании следует привлечь изобразительное искусство  и музыку. Наглядность – не редкость на уроках литературы. Но редко мы используем её для объяснения теоретико-литературных понятий.

Основное наглядное пособие словесника, на мой взгляд,- картина художника. Она нужна, прежде всего, чтобы познакомить студентов с новым для них предметом или явлением, отсутствующим в его жизненном опыте и восполнить то, чего не хватает ему для восприятия словесного литературного образа. Когда, например, студенты читают в стихотворении Пушкина «Зимняя дорога» о том, чего они сами не видели:

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит…

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То- разгулье удалое,

То-сердечная тоска.

то пейзаж и настроение путника станет понятнее, если картина придет на помощь и покажет ему зимнюю дорогу, борзую тройку, подвешенный к дуге колокольчик и ямщика.

Таким образом, можно объяснить два теоретико-литературных понятия: эпитет и пейзаж. Темы, включающие эти понятия (т.е., «Изобразительно- выразительные средства» и «Композиция») расположены  в программе друг за другом, что ещё более облегчает задачу. На примере этого стихотворения я объясняю роль эпитетов в создании настроения стихотворения. Картина помогает не только услышать эту печаль и грусть, но и увидеть. В противовес я привожу строчки из другого стихотворения Пушкина «Зимнее утро»:

Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный.

Пора, красавица, проснись.

Открой сомкнуты негой взоры,

Навстречу северной Авроры

Звездою севера явись…

Затем, прошу студентов найти эпитеты и сказать, какое они создают настроение? На дом задаю нарисовать иллюстрацию к стихотворению так, чтобы она отражала настроение поэта и была светлой и радостной. На примере этой же картины можно объяснить и тему «Пейзаж».

К этой же теме желательно подобрать три картины, так как пейзаж выполняет в произведении  несколько функций.

Вторая функция пейзажа – это сюжетная мотивировка, т.е. когда метеорологические изменения природы (дождь, ураган, шторм, метель) могут  направить течение событий в ту или иную сторону. Например, в повести «Капитанская дочка» буран в степи мотивирует встречу Пугачёва с Гриневым. Чтение этого отрывка можно проиллюстрировать картиной Нестерова «Буран в степи», что я и делаю. Для объяснения этой функции пейзажа можно использовать также картину с изображением кораблекрушения и прочитать отрывок из «Приключения Робинзона Крузо» Д. Дефо. Для объяснения третьей функции пейзажа – функции психологизма, где пейзаж создает психологический настрой и подготавливает читателя к изменениям в жизни героев, помогает раскрыть их внутренне состояние - я обычно использую иллюстрацию, где Наташа Ростова сидит на окне в селе Отрадном и взор её устремлен в звездное небо. Отрывок из романа и эта картина очень хорошо характеризуют функцию психологизма. Для объяснения её можно выбрать и картину, которая служила  бы иллюстрацией для отрывка из пьесы Островского «Гроза», где во время грозы Катерина признаётся во всём мужу. Четвертая функция - пейзаж как форма присутствия автора, т. е. косвенная оценка героев и происходящих событий, когда через пейзаж автор пытается выразить своё отношение к герою или событию. Эту функцию я объясняю через отрывок из романа  «Отцы и дети» - описание кладбища и могилы Базарова. Этот отрывок иллюстрируется рисунком, нарисованным студентами.

Первую функцию пейзажа - т.е. обозначение места и времени действия я объясняю на всех трех предыдущих картинах, т.к. эта функция является  общей для всех остальных. Иллюстрации можно применить и в теме «Композиция» при изучении понятий «портретная характеристика» и «описание обстановки» и в теме «Литературный герой». Например, говоря о литературных образах можно прочитать отрывок из «Слова о полку Игореве» и показать рисунки, изображающие виды старинного оружия, терем, половецкий лагерь, вид старого города Киева. Все это будут элементы, из которых студенты строят самостоятельно те или иные образы. Всё это необходимо, чтобы представить себе Игоря и Ярославну. Читая роман «Евгений Онегин», например, желательно не только объяснить, но и показать рисунки к таким деталям романа «Как денди лондонский одет…», «Летя в пыли на почтовых…». Это будут те элементы, из которых создается целостный образ. Необходимость иллюстрирования подобных деталей едва ли может вызвать у кого – либо сомнения: такие иллюстрации не только пополняют словарный запас, но и содействуют яркости и полноценности образных представлений студентов. Иное дело, когда мы используем уже готовые иллюстрации образов - характеров. Обычно используются иллюстрации Боклевского и Маковского к «Мертвым душам», Соколова к «Капитанской дочке, Серова к «Войне и миру» и др. Но здесь могут быть расхождения в видении литературного героя у иллюстратора и читателя. Очень часто трактовка образа не совпадает. Поэтому я даю студентам задание нарисовать эти образы. А затем сравниваем их с иллюстрациями художников.

Каждый художник может по-своему понимать образ-характер и интересоваться различными его сторонами. Многое также зависит от манеры, от творческого метода. Поэтому эти же иллюстрации можно использовать и при объяснении тем: «Литературные направления» и «Творческий метод». Показать, что романтик приукрашает действительность, а реалист изображает её в точности, до мельчайших подробностей. Можно взять и портреты писателей разных художников и объяснить, что у каждого писателя тоже есть свой стиль, своя манера. И, казалось бы, одно и тоже явление каждый писатель изображает по-своему.

Легко объясняется с помощью картины и такой композиционный приём как антитеза, т.е. противопоставление. Например, иллюстрация Пастернака «Исповедь Мцыри» к произведению Лермонтова. В основу поэмы положен контраст между монахами и свободолюбивым мцыри, между сумрачными стенами монастыря с его душными кельями и молитвами  и «чудным миром тревог и битв…, где люди вольны, как орлы». Это противопоставление, раскрытое Лермонтовым в словесной форме, показано в картине Пастернака средствами изобразительного искусства. В картине тоже резкий контраст – согнувшаяся фигура старого монаха и юноши – мцыри с горящими, пламенными глазами. С одной стороны темные и сумрачные краски, с другой – яркий, лучезарный свет.

Вообще, если учитель желает показать, что в живописи, как и в литературе, действуют одинаковые приемы композиции, но только  в более наглядной, зримой форме, он может найти много подходящих для этой цели картин у Перова, Репина, Серова, Васнецова и др. Например, образы запорожских казаков в повести «Тарас Бульба» Гоголя можно охарактеризовать с помощью картины Репина  «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Понятие «тема художественного произведения» можно объяснить с помощью картины Перова «Тройка», иллюстрации «Мужичок с ноготок» к стихотворению Некрасова и иллюстрацией к произведению «Дети подземелья» Короленко. Таким образом, можно рассказать о теме тяжелого детства в произведениях ряда писателей.

Наряду с картинами и рисунками можно использовать в качестве наглядности чертежи, схемы и таблицы. Например, при изучении понятия «литературный образ» можно взять для разбора образы помещиков-Манилова и Собакевича и составить схему –перечень приёмов композиции образа.

Манилов Собакевич

1. Описание имения                                 1.Описание имения

2. Портретная характеристика               2. Портретная характеристика

3. Жена Манилова                                   3. Описание гостиной

4.Отзыв о знакомых                                4. Жена Собакевича

5. Обращение с Чичиковым                    5. Отзыв о знакомых

и манера речи                                       6. Обращение с Чичиковым

6. Дети Манилова за обедом                      и манера речи

7. Описание кабинета                              7. Описание обеда

8. Разговор о продаже                            8. Разговор о продаже

мертвых душ                                           мертвых душ

Люди показаны главным образом через вещи.

К каждой теоретической теме по литературе  я составляю таблицы-схемы, не говоря уже о карточках (в приложении). Но литературные понятия нуждаются не только в видении и понимании конкретных терминов, но и в абстрагировании.

Например, программа предполагает изучение ряда литературно-теоретических понятий, касающихся языка художественного произведения: это эпитеты, метафоры, инверсии, риторические обращения,  гиперболы, анафоры, антитезы, аллегории и т.д. Это перечень понятий, который изучается в течение нескольких уроков, после которых изучается тема «Содержание и  форма художественного произведения». Эта тема дается студентам с трудом. Значительно легче, когда мы связываем ее с предыдущими темами и составляем, например, такую таблицу.

shema1

Основное требование к составлению этой схемы состоит в том, чтобы учащиеся отдавали себе ясный отчет  в художественном значении каждого из указанных средств и в их отличии друг от друга. Чтобы им было яснее, я даю на дом задание продолжить таблицу.  Таким образом, студенты не только лучше усваивают данную тему, но и повторяют предыдущие темы.

Аналогичные схемы можно составить о родах и видах литературных произведений, о формах стихосложения, обо всем, что требует систематизации и абстрагирования.

Вообще, я пришла к некоторым выводам в использовании наглядности:

1. Она должна быть не целью, а средством обучения, развития мышления учащихся.

2. Использовать наглядность не только в качестве иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемной ситуации, но нужно следить, чтобы наблюдения студентов были систематизированы и поставлены в отношения причины и следствия независимо от порядка, в котором они наблюдались.

3. Рассматривать наглядные средства сначала в целом, потом главное и второстепенное, а затем снова в целом.

4. Стараться изготавливать наглядность вместе со студентами; лучше всего то пособие, таблица или схема, которые сделаны студентами.

5. Использовать наглядность как одно из средств  связи с жизнью.

6. Не забывать, что наглядность – сильнодействующее средство, которое при невнимательном и неумелом использовании может увести мысль студентов от решения главной задачи, подменить цель ярким средством.

© 2024. ППК им. Р. Гамзатова. Сайт создан 2008 г. Все права защищены..